40 минут с нанотехнологиями. Лицей №11 г. Челябинск

ср, 15/03/2017 - 19:40 — Елена Юшкова
40 минут с нанотехнологиями. Лицей №11 г. Челябинск

Нано-уроки, часть 2

40 минут с нанотехнологиями в 3 классе 11 лицея города Челябинска

Кажется, так сложно управлять атомами, строить из них какие-то модели. Великие умы бились над этой задачей многие годы, а второклассникам на мастер-классе «Умелые нано-руки» понадобилось 40 минут, чтобы из «мельчайших частиц» возвести дома и сотворить животных. А как они справлялись с этим? Узнаем на уроке со Светланой Николаевной Прониной, учителем труда в начальных классах.

Урок начинается с вопроса. «Дети, – спрашивает Светлана Николаевна, – а что такое, по-вашему, «нано»?». «Это атомы!» – дружно кричат ученики.

В  продолжении всего последующего рассказа о роли нанотехнологий все резво и нетерпеливо отвечают задолго до самого вопроса. В ходе интересной презентации учитель рассказывает о различных свойствах нано, о сферах применения и о многом другом. «А знали ли вы, что появляются люди, которые рисуют картины в стиле нано-модерна? – добавляет педагог – И даже микроскоп в искусстве может стать важнее кисточки».

Плавно от нанотехнологий дело переходит к нано-творчеству. Светлана Николаевна предлагает классу создать свои мини-подделки. На столах уже лежат пёстрые «атомы»: бисер, пластилиновые шарики, бусины. И вот дети, разбившись на группы по два человека, приступают к работе. Вокруг так и сыплются креативные идеи. У кого-то в разработке модель ДНК динозавра, кто-то строит дома, кто-то выращивает кошек-инопланетян, нано-тараканов (по комментарию разработчика, насекомое создается специально для участия в войнах в качестве разведчика). Иными словами, проектов много, но сложностей не меньше. В отчаянной борьбе с законами физики два архитектора пытаются выстроить четырёхэтажный дом на основе зубочисток и пластилина. И кривая конструкция действительно держится несколько секунд, затем складывается пополам и после нескольких изменений превращается в дом с другой планеты. ДНК динозавра становится после тщетных попыток сохранить идею тоже чем-то межгалактическим. Но многие нано- творения все же преодолевают стадию разработки. Так, например, таракан-разведчик, атомная люстра, несколько кошек оправдали ожидания изобретателей и красуются теперь на подоконнике класса.

В общем и целом, урок выдался отличным. Дети вволю пофантазировали, поизобретали, а самое главное, по словам Светланы Николаевны, была выполнена основная цель урока – применить все свои умения и навыки на «нано-практике».

Артем Вагин, 8у класс

 

Ребята из 11-го математического моделировали процесс столкновения ядер

В лицее 15 марта 2017 года в рамках Недели высоких технологий  в 11 м прошел урок «Моделирование процесса столкновения ядер». Основная идея урока – показать, как знание фундаментальных законов физики позволяет определять характеристики частиц, образующихся при столкновении ядер. С помощью сконструированного «ускорителя» учащиеся провели исследование движения взаимодействующих тел, равной массы. Ценность урока заключается в том, что исследовать взаимодействие реальных ядер в школьных условиях невозможно. Частицы настолько малы, что  ни в один микроскоп их не видно и пронаблюдать процессы просто невозможно. Моделирование  же помогает понять механизм взаимодействие ядер.

 

Анастасия Шерстобитова, 7э1 класс