Видеоконференция «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования»

ср, 28/02/2018 - 17:12 — Елена Юшкова
Видеоконференция «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования»

19 февраля 2018 года состоялась очередная видеоконференция «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования» в рамках сотрудничества АНПО «Школьная лига» и Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова – регионального ресурсного центра «Школьной лиги РОСНАНО».

Сеанс связи был организован между АНПО «Школьная лига», КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, Кетченеровской многопрофильной гимназией имени Хонина Косиева, Кегультинской СОШ, Многопрофильной гимназией г. Лагани, Зургановской СОШ и Малодербетовской гимназией  им. Б.Б. Бадмаева.

Кураторами мероприятия выступили Юшкова Елена Викторовна, к.т.н., доцент, руководитель направления по работе с региональными ресурсными центрами ШЛР и Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент, директор музея, руководитель регионального ресурсного центра ШЛР на базе КалмГУ им. Б.Б. Городовикова.

 В конференции приняли участие Селянин Александр Александрович, генеральный директор АНПО «Школьная лига»; Казакова Елена Ивановна, д.п.н., профессор, чл-корр. РАО, научный руководитель Программы;  Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия; Сумьянова Елена Владимировна, к.ф.-м.н., доцент, декан факультета физики, математики и информационных технологий; Громова Римма Дубиновна, хранитель фондов музея; руководители образовательных учреждений и учителя - координаторы Программы, студенты и школьники.

Со словами приветствия к участникам конференции обратился Александр Александрович Селянин, который поблагодарил всех за активное сотрудничество в рамках Программы и отметил, что КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, как региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии один из самых эффективно развивающихся.

Научный руководитель Программы Казакова Елена Ивановнав своём выступлении акцентировала внимание участников на то, что сегодня ещё очень многое предстоит менять в современном образовании. Мы должны готовить молодых людей к жизни в высокотехнологичном мире, но вместе с тем сочетать эти высокие технологии с уважением к нравственным ценностям. Сегодня очень важно чтобы Человек состоялся, смог реализовать весь свой потенциал. И мы с Вами вместе должны подумать об общих действиях, осмыслить имеющиеся перспективы и увидеть новые горизонты.

Юшкова Елена Викторовна отметила, что проводимая в 5 раз видеоконференция стала традиционной площадкой для обсуждения намечающихся перспектив в образовании, осмысления имеющегося опыта, местом доброжелательной и взаимно заинтересованной встречи. Она поблагодарила Даржинову С.В. за оперативную работу в части организации Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства на базе университета с 12 по 18 марта 2018 года.

Об основных направлениях деятельности системы дополнительного образования в Республике Калмыкия в 2018 году говорила Питкиева Татьяна Ивановна. В частности, сообщила, что сегодня появляются новые возможности, в том числе и финансовые, для эффективной работы в обозначенном направлении. Например, намечается открытие Кванториума на базе КалмГУ; идёт работа по открытию модельного центра, как интегратора всех форм дополнительного образования в регионе; будет отремонтирован Дом детского творчества (из фонда Президента РФ выделено 65 миллионов рублей) и т.д. Вместе с тем, отметила, что во многом, благодаря плодотворному сотрудничеству АНПО «Школьная лига» и КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в рамках реализации сетевой программы «Школьная лига РОСНАНО», в регионе создана инновационно-образовательная среда для вовлечения молодёжи и детей в активную деятельность, направленную на модернизацию экономики и социальной жизни в регионе. Татьяна Ивановна выразила огромную благодарность Селянину А.А., Казаковой Е.И., Юшковой Е.В., ректору университета Салаеву Б.К. и Даржиновой С.В. за столь эффективную работу.

Итоги сетевого взаимодействия КалмГУ им. Б.Б. Городовикова с АНПО «Школьная лига» подвела в своём выступлении Даржинова Светлана Владимировна: «На сегодня в нашем  регионе создана региональная сеть из 26 образовательных учреждений», которая в самое ближайшее время ещё более расширится, так как на участие подали заявки  ещё 17 школ Малодербетовского, Юстинского и Целинного районов. Региональным ресурсным центром выработан календарь проводимых ключевых событий: НАНовый год, деловая игра-конкурс «Журналист», каникулярная школа «Наноград. Калмыкия», Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства, музейная конференция, сетевая видеоконференция, образовательные путешествия и многое другое.

Были проведены 3 республиканские каникулярные школы «Наноград. Калмыкия»; 3 республиканские деловые игры-конкурсы «Журналист» различной тематики; 7 музейных конференций; ежегодно в рамках программы «Музей и дети» школьники Калмыкии посещают музей университета (от 200 до 300 человек); организовали в рамках Программы ШЛР 6 всероссийских школьных недель высоких технологий и технопредпринимательства; начиная с 2012 года, школьники Калмыкии принимают ежегодное участие во всех федеральных Наноградах и количество участников достигло 12 % от общего количества участников (в 2017 году – 17 человек); мы проводим ежегодно до 9 выездных заседаний различной тематики  на базах образовательных учреждений, входящих в нашу сеть. В 2015 году нами была образована сетевая творческая лаборатория критического мышления. Ежегодно в рамках этой лаборатории проводятся заседания на актуальные темы.

Руководством АНПО «Школьная лига» ресурсный центр на базе КалмГУ признан наиболее активным в реализации мероприятий региональной компоненты. В 2016-2017 году РРЦ вошёл в пятёрку наиболее активно развивающихся, и мы получили инновационное оборудование – 10 комплектов STA-студии на общую сумму 4 миллиона 200 тысяч. Это оборудование было распределено в 11 школ-участниц, которые таким образом улучшили свою материально-техническую и инновационную базу.  24-26 октября 2017 года  на базе университета  Казакова Е.И., Селянин А.А. и Кудряшов Е.С. провели замечательный проектировочный семинар «Школьная STA-студия: новые подходы к воспитанию технопредпринимателя», в котором приняли участие 135 человек,

Из года в год количество участников Программы увеличивается. В 2017 году оно достигло почти 5000 человек. Это школьники, учителя, преподаватели, студенты, руководители образовательных учреждений различного уровня. А это огромный человеческий потенциал, способствующий личностному развитию молодёжи и повышению качества нашего образования».

Затем учителя – координаторы Программы «Школьная лига РОСНАНО» поделились опытом апробации STA-студий в своих школах.

Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель Хар-Булукской СОШ Целинного района: «Для нашей небольшой сельской школы получение учебных модулей STA-студии стало  возможностью для реализации целого комплекса новых технологических решений в образовательном процессе. Очень здорово, что каждый модуль содержит в себе полный раздаточный пакет «под ключ» (инструкции для ученика, методическое пособие для педагога, рабочие тетради, материалы для исследований, образцы изделий, игры, мультимедиа материалы и др.). В целом, студия - это образовательное пространство, где удобно получать образование, где могут одновременно встречаться  школьники, учителя, родители, где можно проводить исследования, где можно решать бизнес-кейсы, это аудитория, где можно организовать элективные курсы, это пространство, где встречаются наука, технологии и искусство. Новый подход в обучении учащихся позволил нам научить детей навыкам совместной проектной работы, помог им преодолеть барьеры между разными дисциплинами естественнонаучного цикла. Самое важное, что мы отметили при работе с учебным модулями – это появление иного опыта учебы и нового опыта работы. Здесь реально не рассказывают  о высоких технологиях, здесь их показывают. Здесь можно заниматься робототехникой, моделированием, можно почитать журнал «Кот». Каждая точка пространства может работать не только в урочное время, но и во внеурочное время, когда ребята могут осваивать новые технологии. В будущем в наших планах проведение индивидуальных занятий, дискуссий и мастер-классов, выставок,   кинопоказов, которые еще больше повысят интерес учащихся к изучению нанотехнологий».

Мушаева Байрта Михайловна, завуч Хар-Булукской СОШ Целинного района:«Проект предполагает отказ от традиционной фронтальной работы с учащимися, учитель перестаёт быть единственным источником знания, выступая, скорее, партнёром, модератором или тьютором. При этом в деятельность включаются все участки пространства: стены, пол, потолок, пространство между окнами. Медиаматериалы учебных модулей используются нами  на внеурочных занятиях с учащимися 6-7 классов. Впервые в этом учебном году при проведении Недели науки учебные модули были использованы при проведении игр-путешествий в мир разных наук среди учащихся начального звена обучения. В каждом кабинете их встречали сказочные герои - учащиеся 5 класса. Ребята выполняли различные интересные задания при посещении учебных кабинетов школы: физики и астрономии, математики, биологии и химии. Учащиеся 5 класса выступили модераторами игры-путешествия, помогали учителям – предметникам. В ходе решения интересных задач в кабинете химии школьники ознакомились с учебными материалами  модулей, просмотрели медиаматериалы учебного модуля «Лаборатория кота Шредингера», получили звание «Младшего научного сотрудника». На следующий учебный год мы планируем открытие элективного курса «Нанотехнологии в жизни» для учащихся 5-7 классов».

Сангаджиев Чингиз Геннадьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»: «Исследования современного рынка труда показывают, что все более востребованными становятся так называемые коммуникативные и междисциплинарные компетенции: системное мышление, навыки управления командой, умение ее мотивировать к работе, умение слушать, говорить и договариваться, навыки управления временем - то, что в бизнесе называется «softskills». Проблема в том, что эти компетенции обычная государственная школа не развивает, по традиции сосредотачиваясь только на узкопредметном обучении и подготовке к ЕГЭ. Поэтому для нас получение модулей STA-студии направило на создание проектных групп, реализующих несложные проекты/стартапы школьного и регионального характера. Совместная работа над практическим проектом, взаимопомощь друг другу, умение правильно рассчитывать свое время - все это наши ученики прочувствовали на себе в ходе выполнения различных проектов. Работа с модулями позволила сделать образовательный процесс более личностно-значимым для учеников, более практико-ориентированным, более меж- и надапредметным и ориентирующимся при этом на современные технологии. Также, должен заметить, что нам хорошую помощь оказывают и конкурные программы «Школа на ладони» - подпроект Школьной Лиги РОСНАНО. Прежде всего, хочется выделить то, что привлекает: проектная и исследовательская деятельность; кейс-метод как метод анализа ситуаций реальной жизни; общая технология увлекающего обучения (например, метод сторителлинга), позволяющая поднять познавательный интерес учащихся; межпредметная интеграция как формирование целостной картины мира.

Таким образом, мы видим смысл нашего участия в Школьной лиге РОСНАНО не только в том, чтобы увлекать учащихся высокими технологиями, популяризировать естественнонаучное направление. Но, прежде всего, в гармоничном многостороннем развитии личности ребенка как творческого и самостоятельно думающего человека, который после окончания школы сумеет найти свое место в современном быстро меняющемся мире».

Джамбышева Байрта Алексеевна, учитель химии РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Наша гимназия получила  УМК нового поколения от ШЛР при содействии КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – регионального ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО. Получение модулей воодушевило, вдохновило  нас, но в то же время мы почувствовали большую ответственность  за продвижение этого уникального проекта.   Было создано сообщество «Увлеченные наукой».  Чем же мы здесь занимаемся? Обсуждаем интересные вопросы из мира высоких технологий, выпускаем газету «Школьное технопредпринимательство», проводим интересные опыты, эксперименты из серии «Сделай сам» и обьясни научную сторону вопроса. Готовим выступления для малышей с целью привлечения к науке. Собираем приборы, которые помогают лучше понять сложные теоретические вопросы, варим мыло, выращиваем кристаллы, экспериментируем с блюдами молекулярной гастрономии. Готовим исследовательские работы, например «Инновационные методы защиты от коррозии». В своей работе активно используем медиатеку ШЛР.  Нам нравится участвовать в проектах «Школа на ладони», они интересные, познавательные и очень крутые. Решая их, всегда продвигаешься вперед. Опытом своей работы поделились на городском семинаре: презентовали работу нашей STA-студии. Спасибо за прекрасную возможность идти вперед. Вы для нас ориентир: инновационный, современный и притягательный!».

Убушаева Камилла Сергеевна, учитель математики и информатики РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Полученные модули позволили нам с учениками изучить альтернативные источники энергии и заняться робототехникой, так как в дополнение нами были приобретены конструкторы LEGO. Со своими учениками мы посетили роботехнический фестиаль «РобоФест-Юг», где мне довелось ещё  выступить и в качестве судьи.  Но есть ещё один важный момент, о котором мне хочется сказать. Это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья прекрасно чувствуют себя в этом инновационном пространстве. У меня среди учеников 2 ребёнка с ОВЗ, так они имеют такие замечательные успехи! Таврданов Наран разработал проект беседки, крыша которой построена из солнечных панелей. Такая беседка позволит жителям города подходить и подзаряжать свои гаджеты. В дальнейшем Наран планирует оснастить беседку вайфаем. Работа моего ученика была высоко оценена на республиканской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и  получила 1 место».

После выступлений учителей состоялись прения, в которых  активное участие приняли: Бембиев А., Кузьмицкая С., Бембиева В.В., Манджиева Н.Н., Вилкова Е.М., Тавунова Л.А., Эрендженов А.В., Чемидова Т.Г., Манжаева С.Н. и др.

По итогам видеоконференции свой комментарий дала научный руководитель Программы «Школьная лига РОСНАНО» Казакова Елена Ивановна и в частности, отметила: «В состоявшемся  разговоре  не было формализма, бюрократизма, и я получила огромное удовлетворение от него. Сегодня здесь звучали очень правильные слова «мотивация», «интерес», «увлечение», «увлечённость». С точки зрения филологии это является очень важным признаком для того, что мы делаем.  Нам крайне важно представить друг другу и сообществу имеющиеся практики, услышать доброжелательную и содержательную оценку, получить моральную поддержку своей деятельности. Также нам было важно соотнести свои опыты и эксперименты с имеющейся традицией, услышать новые идеи и задуматься о не осознаваемых ранее проблемах, увидеть другие горизонты развития Программы. И в этой связи, в свете всего представленного, предлагаю КалмГУ – региональному ресурсному центру «Школьной лиги РОСНАНО» подготовить к апрелю этого года Программу нашей совместной деятельности и представить нам для рассмотрения. Также, не могу не отметить и тот факт, что у Вас есть замечательная поддержка от ректора КалмГУ Салаева Бадмы Катиновича,  который находит возможности и для финансовой и моральной поддержки Проекта. СПАСИБО! ».

Выступления в прениях

Бембиев Александр, учащийся 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: «В октябре прошлого года наша  гимназия получила модули STA-студии.  Когда нам привезли в школу образовательные модули, то мы  очень  воодушевились и решили  пофантазировать о том, каких модулей не хватает. Было множество мнений, но все в итоге сошлись в том, что новый модуль должен быть посвящён 3D моделированию и печати. Эти модули очень помогают нам в обучении, ведь одно дело читать в книжке теорию, а другое, видеть и создавать самому. Многим из нас работа с  модулями помогла определиться с выбором профессии. Кто-то заинтересовался программой «Школьная лига РОСНАНО», кто-то получил  ценный опыт и полезные знания. Учителя с удовольствием участвуют вместе с нами в опытах и исследованиях. Я буду стараться и в будущем  вносить свой посильный вклад в дело развития науки и высоких технологий в нашем регионе».

Кузьмицкая Софья, студентка 1 курса направления «психология» КалмГУ им. Б.Б. Городовикова: «С моими однокурсниками, Джалом и Саналом, очень часто участвуем в мероприятиях, проводимых КалмГУ-региональным ресурсным центром Программы  «Школьная лига РОСНАНО» - это и деловая игра-конкурс «журналист», Проектировочный семинар который прошёл в октябре под Вашим руководством, как работать с STA-студией; так же мы  являемся модераторами сетевой творческой лаборатории критического мышления,  под руководством Даржиновой Светланы Владимировны. В этом учебном году мы провели  несколько заседаний. Хочу отметить, что каждый раз,  встречаясь с ребятами из разных районов Калмыкии, из городских и из сельских школ, особенно из сельских,  мы видим, как сильно все они заинтересованы в той новой для них информации, которую получают, участвуя в этих мероприятиях. Не секрет, что провинциальные школы, особенно сельские, имеют куда меньшую техническую и материальную базу, нежели, к примеру, школы центрального региона. В этой связи, у меня вопрос: может ли быть сформирована программа грантовой поддержки  наших проектов, реализуемых в регионе,  в рамках Программы «Школьная лига РОСНАНО». У нас у студентов есть огромное желание участвовать в таких грантовых конкурсах. Понятно, что это большая ответственность, но нас это, ни капли не пугает.И ещё, один вопрос, будет ли предусмотрена квота на кураторов летней школы «Наноград» для региональных ресурсных центров. Я и мой однокурсник Санал  хотим принять участие  в конкурсе кураторов, подготовили эссе. Никогда там еще не были и очень интересно всё узнать. Спасибо!».

Бембиева Виктория Владимировна, учитель РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: «Я педагог дополнительного образования Русской национальной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского. Но хочу сказать слово от родительской общественности. Два года назад мой сын Александр стал одним из участников Школьной лиги. Я не придавала значения новому увлечению ребенка, пока не заметила в нем перемены. И перемены эти были в лучшую сторону. Сын стал больше интересоваться учебой, оценки улучшились, а, следовательно, повысилась самооценка. Появилась уверенность в себе и своих силах. Со временем я  вникла в саму суть идеи Школьной лиги РОСНАНО, и она оказалась мне чрезвычайно близка! Это вовлечение детей в мир высоких технологий,  способствование их увлечению наукой, помощь в открытии самого себя и повышение их мотивации  к обучению. В этом всем нам помогает Школьная лига РОСНАНО! А ведь это так важно в наш век, когда так просто заблудиться и не найти себя! Сейчас уже весь мой 7 класс увлечен этим движением. Дети участвуют в онлайн-конкурсах «Школа на ладони». Участвовали в мероприятиях, таких как:«НАНОвый год», деловой игре-конкурсе «Журналист», заседаниях сетевой лаборатории критического мышления под руководством С.В. Даржиновой. И каждый раз мои ученики приходят с новыми впечатлениями и новыми идеями. Воодушевленные,  готовые к  новым учебным свершениям. Хочется пожелать процветания, уже не побоюсь этого слова, НАШЕЙ Школьной лиге РОСНАНО, НАШЕМУ КалмГУ – региональному ресурсному центру ШЛР! Открытий и свершений детям-участникам! А педагогам профессионального роста, замечательных учеников и  научных открытий!».

Манджиева Надежда Николаевна, учитель математики Комсомольской СОШ им. Н.С. Манджиева Черноземельского района: «Наша школа вошла в сеть не так давно, в прошлом году. Но даже за столь короткое время произошло столько позитивных изменений! Благодаря нашему сотрудничеству с КалмГУ – ресурсным центром ШЛР, мы со своими учениками принимаем участие в работе сетевой творческой лаборатории критического мышления, заняли 3 место в деловой игре-конкурсе «Журналист». На проектировочном семинаре работали с модулями STA-студии и очень заинтересованы в нашем дальнейшем взаимодействии. Хотим поменять свой статус «школа-партнёр» на статус «школа-участница»».

Вилкова Елена Михайловна, учитель Приютненского лицея им. И.Г. Карпенко Приютненского района: «Для меня и моих учеников участие в Программе стало прекрасной возможностью для личностного роста. Благодаря столь успешной работе в 2017 году была награждена премией Главы Республики Калмыкия, а моя ученица Шапошникова Марина побывала в Нанограде и стала лауреатом премии ПНПО. Мы активно участвуем во всех событиях, организуемых КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Что касается модулей STA-студии, то их получение позволило сделать лицейскую жизнь ещё увлекательнее. Мы проводим на этой базе образовательные путешествия и, соответственно, у учащихся повысился интерес к изучению физики, химии, биологии, математики, т.е. те цели и задачи, которые были поставлены организаторами Программы, выполняются. Мне хочется от всего сердца поблагодарить родной КалмГУ, лично ректора Салаева Бадму Катиновича за его постоянную заботу и внимание к нам и неустанного организатора всех событий Программы в регионе Даржинову Светлану Владимировну. Конечно же, слова моей благодарности обращены и к заместителю министра образования и науки РК Питкиевой Татьяне Ивановне,  научному руководителю Программы Казаковой Елене Ивановне, всей команде «Школьной лиги РОСНАНО», Ведь без их соучастия мы не получили бы тех значительных результатов, которые имеем на сегодня! СПАСИБО ВСЕМ!