«ОТ ИНФУЗОРИИ ДО АТОМА»: ЗАВЕРШИЛСЯ ОТБОРОЧНЫЙ ТУР!

пт, 11/11/2011 - 17:05 — Мария Шарова
«ОТ ИНФУЗОРИИ ДО АТОМА»: ЗАВЕРШИЛСЯ ОТБОРОЧНЫЙ ТУР!

Завершился отборочный тур конкурса «От инфузории до атома», посвящённый созданию креативных фотографий микромира. Конкурс организуется ЗАО «Центр Перспективных Технологий» совместно со Школьной Лигой РОСНАНО.  В рамках отборочного тура участники получили возможность предложить свой взгляд на события и образы микромира, проявить научную смекалку и побороться за право участия во втором туре, победитель которого в сопровождении педагога или  родителя отправится на экскурсию в научные кладовые «Центра Перспективных Технологий», познакомится  с ведущими учёными МГУ и получит в качестве главного приза IPad.

Задание на отборочный тур заключалось в следующем: необходимо было получить изображение при помощи микроскопа  или фотоаппарате с макросъёмкой, обработать его  в специальной программной среде Фемтоскан Онлайн, создать презентацию, которая содержала бы полученные изображения и наблюдения автора работы, сформировавшиеся в ходе работы.

Таким образом, получалось три обязательных условия для допуска к конкурсу: обработать фотографию при помощи FemtoScan, оформить результаты своей работы в виде презентации и заполнить специальный титульный лист, который получал каждый подавший заявку на участие в конкурсе.

На сайте micro.schoolnano.ruучастники получили возможность использовать дополнительные материалы для достижения более успешного результата. Во втором туре конкурса по-прежнему будут появляться новые материалы, не пропустите! Там уже опубликована новая статья "Как устроен сканирующий зондовый микроскоп".

Экспертная комиссия конкурсав течение двух недель изучала и оценивала работы, присланные до 28.10.2011.Комиссию возглавила научная сотрудница ЗАО «Центр Перспективных Технологий» Анастасия Большакова, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Критерии отбора допущенных к оценке работ:

оригинальность темы исследования,

уровень владения инструментами исследования,

качество полученных результатов,

качество обработки изображения,

качество выполнения презентации.

В случае если работы получали пограничные баллы, предпочтение отдавалось более оригинальной и интересной с исследовательской точки зрения.

Отдельного внимания заслуживает география конкурса «От инфузории до атома». Это не только школьники из Петербурга и Москвы, но  и Белгород,  Новосибирск, Уфа, Екатеринбург,  Иваново,  Комсомольск-на-Амуре, Пенза, Таганрог, Ульяновск, Чебоксары, Ставрополь и другие города России. Поступила даже заявка из Симферополя!  А ещё интересно, что существенный процент заявок поступил из сельских школ и учащихся из деревень и посёлков. 

Тематика работ, представленных в рамках отборочного тура, была самого широкого спектра: исследование крови, строение паутины, мышка-альбинос, плазмолиз, ход химических реакций, насекомые и микроорганизмы, цветы, плесень, вода, пыль, кристаллы, рептилии и т.д. – что показало живой интерес ребят по всей России к самым разным проявлениям и процессам окружающего мира.

  Анастасия Большакова,

председатель экспертной комиссии конкурса комментирует работы победителей отборочного тура:

«Объявляя конкурс «От инфузории до атома», мы и предположить не могли, насколько наши дети изобретательны, любознательны и трудолюбивы. Увидев первые презентации, я поняла, что у школьников есть не только интерес к научным исследованиям, но и желание и стремления сделать что-то новое и интересное, используя те возможности, которые у них есть в распоряжении. 

Очень необычна и креативна работа Дерябиной Ренаты («Исследование мышки-альбиноса», г.Уфа, гимназия № 64).  Эта работа напомнила мне сказку братьев Гримм про умную дочь крестьянскую. Не забыв про чувство юмора, вооружившись фотоаппаратом, снабдив лабораторную мышь полезным фитнес - тренажером красного цвета и применив программу Фемтоскан Онлайн, не причиняя никаких неудобств животному и не прикасаясь к нему, школьница измерила мышку и доказала, что мышь является альбиносом. 

Прочитав название работы Кузнецова Сергея («Завораживающая капелька», г.Саров, Нижегородская область, лицей № 15), я подумала: «Здесь я увижу микромир в капле воды!» Но оказалось, что работа посвящена физике, а именно в режиме макросъемки снято падение капли воды на различные поверхности, а затем по траектории падения капли определяется ее скорость после «отскока» от поверхности, и рассчитывается поверхностное натяжение, которое хорошо соотносится с литературными данными. Удивительная работа, которая выполнена на примере самого простого объекта!

Работа московской школьницы Нгуен  Минь Нгует  Куе («Пламя», г. Москва, школа № 1164) потрясла меня своим объектом исследования – пламенем свечи. А эпиграф Бориса Пастернака окончательно убедил меня в том, что школьница относится к своему исследованию  с поэтическим вдохновением! Горение и угасание свечи – романтика в цифрах и фактах.

Работа Захарова Степана («Исследование хлореллы», г.Новосибирск, ИЛ НГТУ) выполнена на высоком профессиональном уровне. Все четко и понятно.  Самостоятельно выращены водоросли, приготовлены образцы, обработаны результаты, вычислена масса одной водоросли.

Узнать максимум о состоянии собственного здоровья решила Прокофьева Надежда («Тайны моего здоровья в одной капле крови», школа космонавтики,  г. Железногорск Красноярского края) - она исследовала свою собственную кровь. Обнаружив целый ряд аномалий, школьница решила лучше следить за своим здоровьем, и к концу 10 класса еще раз повторить исследование.  Надеюсь, что эта научная работа убедит Надежду и всех российских школьников  вести здоровый образ жизни.

Работа Ереминой Юлии («Исследование состава крови человека»,  г. Железногорск Красноярского края, школа космонавтики) тоже посвящена исследованию человеческой крови.  Юлия изучала кровь не только с помощью оптического микроскопа, но и сканирующего зондового в режиме прерывистого контакта.  Каждый этап исследования прекрасно проиллюстрирован, на его основе можно с легкостью сделать лабораторную работу для школьников.  Презентация представляет собой подробнейший мастер-класс! 

Демкив Андрей («Изучение приспособлений насекомоядных растений к хищничеству», г. Москва, школа № 1474) в качестве объекта исследования выбрал насекомоядные растения, что само по себе уже интересно.  Видно, что школьник интересуется выбранной темой, проделана большая и кропотливая работа – были изучены пять видов насекомоядных растений.  Надеюсь, что научные интересы Андрея будут только расширяться.

Весьма интересна и в своем роде уникальна работа Лемешковой АнастасииИсследование особенности куколки Махаона»,  г. Железногорск Красноярского края, школа космонавтики).  Школьница нашла гусеницу Махаона, ухаживала за ней, пока гусеница не окуклилась, а потом уже куколка превратилась… нет, не в бабочку, а в модель для макросъемки. Удалось детально рассмотреть куколку и точно измерить ее размеры. Желаем Анастасии, чтобы весной из этой куколки вылупилась прекрасная бабочка!

Столетов Георгий («Исследование плазмолиза и коловраток», г. Белгород, школа № 9) в одной презентации представил сразу две работы, хотя одной было бы вполне достаточно. Каким бы трудным ни был выбор, его все-таки нужно делать.  Наиболее зрелищной является первая часть работы – наблюдение в режиме реального времени отхождение протопласта от клеточной стенки под воздействием 20% раствора NaCl. Вторая часть работы – наблюдение коловратки в капле воды, позволяет нам подсмотреть за миниатюрной жизнью.

Шафиков Радик («Строение и свойства паутины», гимназия № 5, Давлеканово, Башкортостан) исследовал паутину. Причем не просто наблюдал ее в микроскоп, но и постарался изучить ее свойства -  изменение размеров (диаметров) паутины после биуретовой реакции и выдерживания в щелочи. К сожалению,  размеры, полученные школьником (2,3 мм), отличаются от размеров, известных для паутины в 10 раз (0,2 мм), думаю, что это получилось в результат е неправильной калибровки изображения по размерам. Однако несмотря на это, работа очень интересная, а калибровать изображения,  переводить и округлять измеряемые величины научиться еще пока не поздно.

Чтобы наши юные дарования не слишком высоко задирали свои любопытные носы, хочу добавить маленькую ложку дегтя.  Ведь любая, даже самая хорошая работа не может быть лишена недостатков. Практически все конкурсанты не  приводили измеряемые величины к стандартному виду  без степенного множителя. Согласитесь, что гораздо приятнее для глаз видеть 6,8 см или 68 мм, а не 67899,9 нм. Кроме того, функция 3D программы, применимая к оптическому изображению не может дать понимание о «высоте»  и рельефе исследуемого объекта.  Конечно же, школьникам еще нужно многому научиться, но уже сейчас,  анализируя работы юных ученых, я понимаю, что у российской науки есть будущее!»

С каждым победителем отборочного тура отдельно свяжутся организаторы конкурса для поручения индивидуального задания второго тура.  Всем, кто не прошёл во второй тур, будут высланы памятные сертификаты участия по адресу, указанному в заявке. Не отчаивайтесь, вас ещё ждут ваши победы и подвиги!

Мы благодарим всех за работу и желаем научных, исследовательских и творческих успехов! Будем рады новым встречам!

Новости о ходе конкурса читайте micro.schoolnano.ru