Что станет востребованным через 10 лет?

 

Американское издание Xconomy опросило множество экспертов и предпринимателей на предмет вызовов будущего, а вернее того, что должны изучать сегодняшние студенты, чтобы быть востребованными через десять лет.

Никто не знает, как изменится мир через десять лет, но кое-кто может попробовать предсказать и ответить на вопрос «что учить сегодня, чтобы завтра не оказаться на обочине жизни». Интересно, что большинство опрошенных Xconomist экспертов дают вполне ожидаемый ответ. Таким он мог быть и десять лет назад. Есть, впрочем, и интересные исключения, которые заставляют задуматься и над стандартными ответами. Unova предлагает перевод первой из трех частей доклада.

Предисловие

Бенно С. Шмидт (Benno C. Schmidt) куратор и и.о. генерального директора, президент Kauffman Foundation:

Вопрос «Что наши дети должны учить?» неизменно заставляет людей обращаться к их собственным интеллектуальным корням. Историки хотят больше истории, физики говорят о физике, а более практично настроенные говорят о «финансовой грамотности» или об иностранном языке, который, по общему мнению, будет доминировать в течение следующих 10 лет. Кроме того, легко смотреть только в ближайшее будущее и настаивать на том, чтобы дети получали «актуальные» навыки, даже несмотря на то, что мы из своего опыта должны бы знать, как быстро «актуальное» становится бесполезным.

Родители всегда хотят только лучшего для своих детей — перспективы хорошей работы и полной жизни. И как нация, мы рассматриваем образование в качестве главной инвестиции в наше будущее. Эти дети рано или поздно будут управлять нами, делать то, что мы станем покупать, а однажды сядут у наших кроватей в больнице. Поэтому, принимая во внимание, что мы живем в вечно меняющемся мире, возможно правильный вопрос не «что наши дети должны учить?», а «какими мы хотим, чтобы наши дети стали?».

В Kauffman Foundation мы хотим, чтобы дети выросли во взрослых людей, умеющих приспосабливаться к любым условиям. Мы хотим, чтобы они были грамотными, умели считать и были в восторге от перспективы учебы в течении всей жизни. Мы хотим, чтобы они были знакомы с идеями и людьми, которые привели нас туда, где мы сейчас, с учеными и гуманистами… но в то же время они должны быть открыты для всего нового. Мы хотим, чтобы они были людьми с характером, способными принимать тяжелые решения на основании не только того, что возможно, но и того, что правильно. А больше всего мы хотим, чтобы наши дети мыслили независимо, были интеллектуально автономны, обладали способностью проверять получаемые знания.

Мы хотим видеть компьютерных специалистов, способных одновременно развивать искусственный интеллект и знать правильные механизмы его использования. Мы хотим получить биотехнологов и медиков, способных остановить боль и болезни, но достаточно мудрых, чтобы осознать последствия продления жизни. Мы хотим увидеть экономистов и финансистов, которые заглянут дальше цифр в их финансовых моделях и которые изучат куда более запутанные реалии экономического прогресса. Мы хотим получить предпринимателей, которые одновременно достаточно решительны для того, чтобы окунуться во что-то новое, и достаточно гибки для того, чтобы принять и успех, и неудачу.

Люди не меняются так быстро, как технологии, которые они создают. Закон Мура (удвоение числа транзисторов в процессорах каждые 18 месяцев — Прим. пер.) не относится к homo sapiens. Идеальное образование сегодня не сильно отличается от идеального образования в эпоху Ренессанса. Оно дает серьезные знания об основных науках и насаждает особое отношение: открытый новому разум, желание окунутся с головой в перемены и вечную жадность до новых знаний.

Вступление

Роберт Бадери (Robert Buderi), основатель и главный редактор Xconomy:

Для молодежи сегодня будущее скрыто облаками более плотными, чем для молодых людей несколько поколений назад. В основном из-за прорывных технологических изменений и растущей экономической неопределенности. Какие профессии будут предпочтительнее в течение нескольких следующих десятилетий? Что станет источником экономического роста? Какие умения и знания будут нужны молодым специалистам (да и вообще всем), чтобы получить лучшую работу и создать новые возможности для других?

Указать путь в этом тумане — вот основная задача нашего отчета. Xconomy опросил «икскономистов», советников наших редакторов, которые являются ведущими американскими инноваторами, предпринимателями и инвесторами в таких сферах как биология, информационные технологии, вычислительная техника, энергетика, здравоохранение и инжениринг. Все эти люди настроены на то, чтобы создавать рабочие места, запускать спирали роста и решать самые сложные проблемы, встающие перед цивилизацией. Чтобы выкристаллизовать их вклад, мы задали один простой вопрос:

Что следует молодежи изучать сегодня, чтобы быть востребованной через 10 лет?

Их ответы рисуют картину мира, одновременно захватывающую и отрезвляющую. Но все, кого мы спросили, видят впереди бездну возможностей и некоторые их мнения о том, что молодые люди должны учить, вызывают удивление и являются провокационными.

Вайнод Косла (Vinod Khosla), со-основатель Sun Microsystems, а теперь венчурный капиталист, говорит, что «обновленный учебный план должен затмить архаическое представление о свободном обучении, предпочитаемом вузами типа Гарварда или Йеля, основанном на картине мира из 1800-ых годов». Он ратует за акцент на экономике, статистике, математике и программировании, а такие дисциплины как история и литература считает «опциональными».

Футурист Джон Сили Браун (John Seely Brown), бывший главный научный руководитель Xerox, считает, что дизайн и искусство будут становиться все более важными навыками познания нашего захламленного мира. Он говорит о необходимости «элегантного минимализма». Инвестор и филантроп Эстер Дайсон (Esther Dyson) устанавливает точку отсчета на необходимости найти новые инструменты для извлечения смысла из огромного количества накопленных сведений на самые разные темы, и применения их в самых разных областях — от создания персональных 3D-принтеров до искусственных астероидов.

Но, похоже, все опрошенные нами сходятся в одном — чтобы быть готовыми к грядущему десятилетию и тому, что последует за ним, студенты должны быть невероятно гибкими. Как утверждает венчурный капиталист из Сан-Диего Дрю Сеньи (Drew Senyei), студентам следовало бы найти что-то, к чему они питают настоящую страсть, и не беспокоиться особо о поиске работы, к которой эта страсть приведет. Он говорит, что, учитывая геометрический рост новых знаний, «то, что им нужно знать через 10 лет, еще не существует».

Соединяя руку и разум

Джон Сиили Браун (John Seely Brown), преподаватель в USC, бывший главный научный руководитель Xerox, директор Palo Alto Research Center (PARC): «Мой шаблонный ответ — математика (универсальный язык), биология (помогает освоить нелинейное, динамическое мышление, особенно связанное с комплексными системами и экосистемными проблемами) и китайский язык (через десять лет он будет еще более важен, чем сегодня, и в научной, и в коммерческой сфере). Но давайте заглянем за угол. Дизайн и искусства тоже будут все более важными. Почему? Во-первых, надо решить проблемы с тем, что наша жизнь заполнена мусором — мы должны лучше понимать дух «элегантного минимализма». Затем нам надо освоить искусство рисунка, когда рука и разум действуют вместе и позволяют расширить границы воображения».

Превращая данные в нечто значимое

Эстер Дайсон (Esther Dyson), бизнес-ангел, фокусируется на интернете, коммерческом пространстве и здоровье, в основном в США и на растущих рынках: «Более всего они должны учить математику, включая статистику и теорию вероятностей, а также программирование. Не важно, в какой области они будут работать, у них будет огромный массив данных. Области, о которых я думаю, включают медицину, генетику, питание и нейробиологию; человеческое поведение; управление энергией и ее потреблением; науку о материалах (чтобы мы могли использовать наши персональные 3D принтеры более эффективно); изучение воздушно-космического пространства (чтобы мы могли обнаруживать астероиды и отворачивать их от Земли или добывать на них полезные ископаемые); конечно, биологию, чтобы мы могли наслаждаться компанией животных, выращивать продукты питания и, в конце концов, создать подходящие для человека условия жизни на других планетах и астероидах. Также было бы неплохо стать лучше в моделировании и управлении экономических отклонений! Но в то же время они не должны забывать читать мировую литературу, они должны понимать свое место в истории и знать, что значит быть человеком».

Учась в разных областях и у разных культур

Дэвид Балтимор (David Baltimore) лауреат Нобелевской премии, профессор биологии в Caltech, бывший президент этого вуза: «Мир будет становиться только все более глобальным и более технологичным. Студенты должны получить достаточный уровень образования в области математики, вероятностного мышления, физики, химии, биологии и инженерии — чтобы узнать этот тип мышления и ценности естественных наук. Им также нужны знания в области искусств и, особенно, способность хорошо писать и говорить. Наконец, у них должно быть достаточные знания окружающего мира, чтобы быть в состоянии комфортно взаимодействовать с людьми из других культур и стран. Иностранный язык — часто очень ценный багаж для людей, у которых есть знания нескольких культур и изучения языка предков может быть исключительно эффективной подготовкой к глобальной карьере».

Опубликовано: http://unova.ru/2012/01/24/9865.html

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
27.01.2012 : 08.21

Спасибо за интересную публикацию

Это во многом созвучно с задачами  в основном уже созданного нами на базе Лицея №2 г.Чебоксары Образовательно-научного инновационного кластера "Знания - для успеха"