Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Педагогический лицей"

Псковская область, г. Великие Луки, пр. Октябрьский, д. 50 Карта
(81153) 382-95

Руководитель: Седова Валентина Алексеевна

Куратор: Юлия Ярышкина

1. Общая характеристика учреждения образования: МБОУ «Педагогический лицей» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г. Великие Луки Псковской области с 1 января 2012 года, осуществляющим образовательную деятельность на основе Федерального Закона РФ «Об образовании» и Устава лицея. Как образовательное учреждение функционирует с 1936 года. Краткий исторический экскурс. В школу пришли ребята из разных школ города. В 1938 году школа дала путевку в жизнь первому выпуску девятиклассников, затем еще три выпуска и началась война. В годы войны в здании школы распологался, госпиталь, позднее на ее территории находились танковые мастерские. В 1945 году школа снова распахнула свои двери. И с сентября 1962 года была восьмилетней до августа 1971 года. Потом снова стала средней. 29 ноября 1986 года школа отмечала свое 50-летиею К 1986 году было в школе 35 выпусков девятиклассников и 10 выпусков восьмиклассников 103 выпускника закончили с золотыми и серебряными медалями к 1994 году. До 1999 года учебное заведение значилось как средняя общеобразовательная школа № 4, далее школе был присвоен статус Педагогического лицея. В 2004 году лицей подтвердил свой статус в результате очередной аттестации Главным управлением образования Псковской области. Экспертным советом была утверждена тема областной экспериментальной площадки, которой является лицей «Воспитание педагогической культуры через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». Затем тема была скорректировна и получила свое развитие как «Воспитание педагогической культуры через антропологический подход» в 2011 учебном году решением областного экспертного совета. Лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением, имеющим статус юридического лица, располагается по адресу: г. Великие Луки, пр. Октябрьский, д. 50 и охватывает контингент учащихся, проживающих в микрорайоне и желающих получить образование в лицейских классах педагогического профиля со всего города. Лицей реализует общеобразовательные программы начального, основного и полного образования, имеет программу развития в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. На данный момент Педагогический лицей заслуженно пользуется авторитетом в городе и области, приобрел известность в Российской федерации и за рубежом в результате работы, которую ведет в направлении, соответствующем своему статусу. В конкурсе образовательных учреждений по итогам 2011 года в городе стал второй раз победителем в номинации «Инновации». Многолетний опыт работы в данном направлении показал необходимость донесения до родителей основ педагогических знаний для более эффективной совместной воспитательной работы, что получило свое продолжение в истекшем году в виде системной работы с родительским корпусом по направлениям создания условий для здоровьесбережения, профилактики безнадзорности, психолого-педагогического просвещения, профориентационной работы и погружения в основы возрастной психологии. Контингент учащихся за отчетный год существенно не изменился, снижения численности или ее существенного увеличения не наблюдается. В лицее сегодня обучается 566 учащихся, создано 25 учебных групп. Организационная структура лицея представлена классами: • общеобразовательными (1-9 кл.) • лицейскими предпрофильными (5-9 кл.) • лицейскими педагогического профиля – (10-11 кл.) МОУ «Педагогический лицей» имеет высококвалифицированное кадровое обеспечение образовательного процесса. Звание Заслуженный учитель России имеют 3 педагога, в лицее работают 2 доктора наук, 4 кандидата наук, 1 человек закончил обучение в аспирантуре, прошел предзащиту диссертации и готовится к ее защите. Педагоги лицея активно ведут научный поиск, вовлекают в научную работу учащихся, принимают участие в олимпиадах и конкурсах. Педагоги объединены в 4 кафедры (начального образования, естественно-математических, гуманитарных дисциплин, классных руководителей), кафедры подразделены на предметные методические объединения. Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров является одной из основных целей деятельности научно – методического совета. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учителя должно содействовать эрудиции и компетентности каждого педагога лицея. Управление школой осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом, локальными актами и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Администрация лицея представлена в составе: директор, 3 заместителя директора по УВР, осуществляющих научно-методическую и экспериментальную работу, сопровождение работы в начальной школе и индивидуального обучения, диспетчерско-профориентационную работу и работу по охране труда т.д., деятельность, связанную с разработкой локальной документации, внутришкольным контролем, сопровождением деятельности по внедрению городских и региональных пилотных направлений, таких как: апробация ФГОС, Школа как сетевой центр повышения квалификации педагогов, Воспитание педагогической культуры через антропологический подход, Развитие креативного мышления у обучаемых, Программа здоровье сбережения, Развитие сети научного социального партнерства, Лицейское образование, Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания в рамках ФГОС – все это лежит в зоне пристального внимания администрации лицея. В штате администрации имеется заместитель директора по ВР, по АХР и главный бухгалтер, заместитель директора по ИКТ. Финансовое обеспечение функционирования и развития учреждения образования осуществлялось согласно законодательству Псковской области из средств областного субвенциального финансирования в части заработной платы учителей, административного и учебно-вспомогательного персонала, средств на учебные расходы, мероприятия, покупку материалов и основных средств в пропорции 3% от общего фонда заработной платы, что осталось на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом и уменьшилось в 2 раза в сравнении с 2010 годом. 2. Организация образовательного процесса: - учебный режим; 1) Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю в классах: 1а, 1б, 1в, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7в, 8б, 9б; и шестидневную учебную неделю в классах: 2а, 3а, 4а, 5л, 6л, 7л, 8ле, 9ле, 9лг, 10ле, 10лг, 11ле, 11лг. Расписание соответствует санитарно- гигиеническим нормам. 2) Продолжительность уроков – 40 минут, факультативов – 40 минут, в начальной школе – 35 минут 3) В лицее функционируют 5 групп продлённого дня для обучаемых 1 – 4 классов, количество обучаемых – 110 человек. 4) .Периоды промежуточной аттестации – четверти (3 – 9 классы), полугодия – (10 – 11 классы). В 1 – 2 применяется безотметочная система Составленный с учетом особенностей (специфики) педагогического лицея учебный план состоит из двух частей: 1. Инвариантная часть - обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих нравственным идеалам. 2. Вариативная часть - обеспечивает индивидуальный характер развития личностных особенностей, интересов и склонностей, воспитание педагогической культуры, формирование креативного мышления. Учебный план педагогического лицея обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта, который выполняет функцию сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности для продолжения образования. Инвариантная часть учебного плана лицея полностью реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта: 1 – 4 классы Программы 1. Школа России 2. Школа 2100 5 – 9 классы 1. Типовые общеобразовательные программы: 2. Предпрофильное обучение: лицейские классы с литерой «л» 10 – 11 классы Профильное обучение: лицейские классы Общее количество часов на изучение образовательной области «филология» в 5- 11 классах соответствует рекомендованному Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ. Однако при составлении учебного плана использована возможность перераспределения учебных занятий и введение интегрированных курсов, за счет чего увеличено количество часов на изучение иностранного языка: 1час в лицейских предпрофильных; 3 часа в лицейских гуманитарного профиля третьей ступени; имеется 1час курса «Словесность» в лицейских предпрофильных; увеличено количество часов на 2 часа на изучение литературы в лицейских гуманитарного профиля третьей ступени. Таким образом, в лицейских классах гуманитарной направленности количество часов увеличено до 4-5 часов в неделю. Образовательная область «Обществознание» представлена учебными дисциплинами как история, обществознание, краеведение, география. Количество часов, выделенных на изучение данных предметов, соответствует нормам Базисного учебного плана РФ. В 11 лу на 1 час увеличено количество часов на изучение истории и обществознания. Изучение предметов по образовательной области «Математика» соответствует нормативным требованиям. Добавлен 1 час в лицейских предпрофильных и профильных естественно-научного направления классах. «Информатика» изучается как самостоятельная дисциплина с 8-го класса, в рамках программы «Школа 2100» - со 2-го класса, кроме этого добавлен 1 час в 8ле, 10ле, 11ле классах. Образовательную область «Естествознание» составляют предметы: природоведение, биология, физика, химия, а также предмет школьного компонента – экология. Изучение курса «Природоведение» в 5-м классе носит пропедевтический характер и предваряет изучение линейных курсов биологии с 6-го класса, физики с 7-го класса, химии с 8-го класса. Введено раннее изучение предмета химии «Введение в химию» в 7-м классе. В 10ле, 11ле классах выделяется на 1-2 часа больше на изучение этих предметов. Образовательную область «Искусство» включает в себя учебные предметы: музыка, изобразительное искусство, МХК, декоративно-прикладное искусство. На данные предметы выделяется количество часов, соответствующее нормативным требованиям. Образовательную область «Физическая культура» состоит из двух образовательных компонентов: «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизнедеятельности». Количество часов соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных заведений РФ (3 часа в неделю) по физической культуре. В начальной школе добавлен 1 час по программе здоровьесбережения –посещение бассейна для 1-4 классов. Курс ОБЖ осваивается как сквозной с 5-го по 11-й класс, включает элементы интегрированных знаний из различных общеобразовательных областей и компонентов (биология, физика, химия, география, технология). Особенности планирования образовательной области «Технология» соответствуют общему подходу к реализации Базисного плана общеобразовательных учреждений РФ, т.е. по 2 часа в неделю с 5-го по 7-й класс, в 8-м классе – 1 час, кроме этого предусмотрены кружки по выбору учащихся. Вариативная часть учебного плана, включающая обязательные предметы по выбору лицея в комплексе с факультативными занятиями, элективными и специальными курсами, дополняет содержание инвариантной части. Воспитание педагогической культуры невозможно без знаний основ этики и психологии взаимоотношений, без истории педагогики, саморазвития и самосовершенствования личности. Поэтому факультативные, элективные и спецкурсы можно выделить в блоки, которые в отдельности несут воспитательную, образовательную и развивающую функции и вместе с тем дополняют друг друга. В текущем году функционировали следующие: Образовательные: • Раннее изучение химии • Словесность • Углубленный курс основных глав алгебры и начала анализа, физики, английского языка, химии, истории Развивающие: • Шахматы • Креативный курс «Учусь творчески мыслить» • Учись логически мыслить Здоровьесберегающие: • Посещение бассейна • Основы валеологии • Лестница жизни Воспитательные: • Основы православной культуры • Этика и психология семейной жизни • Основы педагогики и психологии • Вожатское мастерство • Введение в педагогическую культуру 1 – 4 классы 1. Раннее изучение иностранного языка: 2-4-е классы 2. Здоровьесберегающие технологии (посещение бассейна): 2 – 4 классы 3. Шахматы: 2а, 2б 4. Креативный курс «Учусь творчески мыслить»: 1 - 4 5. Краеведение Псковского края: 1 - 4 6. Основы православной культуры: 1- 4 5 – 9 классы 1. МХК - 7-8-е классы. 2. Этика и психология семейной жизни (8-е классы) 3. История Псковского края - 9-е классы. 4. Элективные курсы: математика, физика, химия, биология, русский язык, литература, английский язык, психология – 8-9-е классы 5. Словесность 6. Раннее изучение информатики 7. Наглядная геометрия (учись логически мыслить)– 5-6-е классы 8. Решение задач по математике и физике (методические пособия МИФИ) - 7-9-е классы 10 – 11 классы 1. Углубленный курс основных глав алгебры и начала анализа 2. Углубленное изучение истории России 3. Спецкурс «Основы педагогики и психологии» 4. Спецкурс «Введение в педагогическую культуру» 5. Спецкурс «Основы валеологии» 6. Спецкурс «Вожатское мастерство» 7. Углубленный курс английского языка 8. Спецкурс по физики 9. Углубленное изучении химии Для учащихся 10-11 классов предусмотрена возможность приобретения ключевых и профильных компетенций, способность осознанно выбрать профессию, получить навыки самообразования, умение выдержать высокую конкурентоспособность при выборе будущей профессии. А для этого предусмотрены в обучении как коллективные, так и индивидуальные образовательные маршруты, соответствие образования возрастным особенностям самоопределения, выстраивание субъект-субъектных отношений. Планируемое количество обязательных, факультативных занятий не выходит за рамки максимально допустимой нагрузки. Учебным планом предусматривается деление классов по предметам: иностранные языки, информатика, трудовое обучение, физкультура (10-11 классы) на 2 группы. Характеристика дополнительных образовательных программ, % охвата обучающихся дополнительным образованием (по ступеням обучения): В настоящее время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Указанные требования к молодому человеку не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Дополнительное образование детей в лицее нацелено на удовлетворение разнообразных потребностей детей, создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности, актуализирует работу школы в интересах ребенка, содействует развитию его индивидуальности. Выбор направленностей зависит от интересов и потребностей детей, особенностей лицея, профильной направленностей, основных задач согласно программы развития, сложившихся традиций, материально-технических условий и кадровых возможностей. МОУ «Педагогический лицей» реализует дополнительные образовательные программы по следующим направленностям: • Эколого-биологическое • Интеллектуальное • Физкультурно-оздоровительное • Военно-патриотическое • Культурологическое • Художественно-эстетичекое • Социально-педагогическое • Техническое • Туристическое • Краеведческое Кроме того лицей обладает собственными ресурсами для развития творческой и интеллектуально развитой личности, для этого созданы все условия с привлечением специалистов: Кружки, организованные при лицее: • Рукоделие • Технического творчества • Художественная мастерская Студии: • Изобразительного искусства • Танцевальная • Вокального пения Клубы: • Шахматный • Что? Где? Когда? • Юный натуралист • Азимут • Креативного мышления «Семицветик» Секции • Каратэ • Волейбол • ОФП К сожалению, в реалиях сегодняшнего дня произошло существенное уменьшение часов дополнительного образования из-за дефицита бюджета.Образовательных услуг на платной основе в лицее не было, но на следующий год планируется перечень дополнительных платных услуг (подробна информация будет находиться в открытом доступе на сайте после обсуждения и утверждения на заседании городской Думы). Материально-техническая база лицея существенно улучшилась и постоянно совершенствуется: постоянно ведутся работы по благоустройству учебных кабинетов, мест общего пользования, произведена повторная стяжка после замены пола первого этажа и спортивного зала. Кабинеты биологии, ИЗО, русского языка , математики, начальной школы дополнены оборудованием6 мебель и освещение над доской в соответствии с СанПин. На один компьютер приходится 14 учащихся. 98% педагогов владеют навыками работы на компьютере. Кабинеты 3 этажа оснащены Интернетом, заканчиваются работы по монтажу локальной сети и подключению к интернету кабинетов 2 этажа. Постоянно совершенствуется современнейший в области валеологический кабинет (2 помещения: массаж, лфк, психологическая разгрузка, тренажеры, ингаляции, электрокардиограф, диагностика параметров здоровья, тренажеры и вибромассажеры, корректоры осанки), дополнен новыми материалами методический кабинет, библиотечно-информационный центр (существенно увеличены фонды). Данная работа осуществлялась в рамках 3%-ного финансирования и спонсорской помощи частных лиц. На данный момент завершена организация помещений и закуплено оборудование для группы дошкольного образования, требует серьезного ремонта крыльцо, потолок актового и спортивного залов, предписана замена линолеума и стенового покрытия эвакуационных путей, дополнительная установка освещения над школьными досками, аттестация рабочих мест, паспортизации отходов и энергозатрат, необходима организация площадки для дошкольного отделения для прогулки, что, конечно, требует серьезных финансовых вложений. Продолжается работа над плановым озеленением лицея, улучшением эстетики помещений. Требует ремонта пищеблок. 3. Условия образовательной деятельности: Обеспечение безопасности (выполнение техники безопасности, пригодность здания к эксплуатации; обеспечение безопасности подходов к зданию учреждения образования) осуществляется на соответствующем уровне, о чем свидетельствуют полученные санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и заключение Роспожнадзора. В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности образования, процесс обучения в лицее организован таким образом, чтобы его реализация способствовала всестороннему развитию личности, сохранению и укреплении здоровья учащихся. Для реализации этой цели разработана и функционирует целевая программа здоровьесбережения, которая является составным элементом образовательной программы лицея. Расписание учебных занятий соответствует нормативным требованиям и ежегодно проходит экспертизу Роспотребнадзора. Ведется плановый медицинский контроль, вакцинация. За состоянием здоровья учащихся наблюдает штатный врач – педиатр, фельдшер, валеолог, психолог и физиолог доктор наук, профессор Спирин В.К. Совместно с центом медицинской профилактики городской ЦГБ и центом планирования семьи проводятся ежегодные плановые лектории по здоровому образу жизни, здоровому питанию. В лицее традиционно проводится С-витаминизация и иодизация пищи. За медико-санитарным состоянием учебного процесса наблюдали заместитель директора по УВР – Левина Г.А. и заместитель директора по АХЧ – Павлова Л.М. Организация питания обучающихся детей, получающих горячее питание в школе проводилась в рамках выработанной схемы. Физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися, реализация здоровьеформирующей функции образования на базе внедрения инновационной технологии физического воспитания и интеграции здоровьесберегающих и здоровьеформирующих подходов организации учебного процесса на основе субъектно-авторской позиции учителя базировалась в этом году на решении следующих задач:  гигиеническое нормирование факторов воздействия внешней среды, преодолевающих действие на организм школьника заведомо неблагоприятных влияний;  укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;  развитие двигательных способностей, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;  приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;  воспитание нравственности у детей и поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности;  интеграцию урочных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию учащихся;  повышение эффективности взаимодействия между школой, родителями и учениками в организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и в формировании мотивации к стимулируемому физическому развитию, ведению здорового образа жизни. В лицее имеется стандартный спортивный зал площадью 250 м2, оборудованная спортивная площадка, зал ЛФК, массажный кабинет, для проведения профилактических и учебных занятий. Обновления оборудования в истекшем году непроизводилось по причине дефицита бюджетныз средств. Все учебные занятия по расписанию проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке по плану. Часто на уроках физкультуры используется городской оздоровительный комплекс о. Дятлинка. С целью всестороннего развития личности наряду с учебной работой проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия среди всех групп учащихся. Учебный процесс начинается с организованной утренней гигиенической гимнастики. На общеобразовательных уроках предусмотрены физкультминутки (разработанные ПДО Керимовым М.Я.). В лицее осуществляется комплексная программа по созданию условий для здорового образа жизни. С этой целью проводятся спортивные соревнования, «Посвящение в спортсмены» для первоклассников, весеннее – осенние кроссы, спортивные многоборья, соревнования по футболу и волейболу, русская лапта, армрестлинг, соревнования по гиревому спорту, спортивное ориентирование и туризм. В первой половине дня на площадке проводятся учебные занятия, а во второй половине внеклассные мероприятия, занятия ДЮСШ, родителей и детей всего микрорайона. Педагогический лицей успешно сотрудничает с ВЛГАФК в области валеологического воспитания учащихся, родителей, учителей. Оборудование спортивной площадки современными материалами и снарядами повышает интерес детей и их родителей к физкультуре и спорту, помогает успешно пропагандировать здоровый образ жизни, почувствовать заботу властей об их здоровье. 4. Социальная активность и социальное партнерство учреждения образования: Работа в составе областной научной лаборатории «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения» под руководством доктора педагогических наук Е.Н.Степанова (ПОИПКРО г. Псков) позволила не только поднять на качественно новый уровень воспитательную работу лицея, но и создать условия для реализации образовательных программ, имеющихся в лицее, с учетом требований к организации образовательного процесса на уровне лицея. В рамках данного сотрудничества и согласно плану работы лицея как СЦПК Сетевого Центра повышения квалификации работников образования прошли обучающие семинары для педагогов, классных руководителей и заместителей директора по воспитательной работе, лицей функционирует в качестве пилотной областной площадки «Менеджмент в воспитании». В школе активно функционирует многократный лауреат различных премий музей партизанской славы, поисковый штаб, постоянно проводятся акции «Обелиск у дороги», «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату», открыта новая экспозиция «Малолетние узники войны», подготовлена мобильная экспозиция экспозиции по истории школы, поддерживаются связи с различными музеями за пределами города и области, архивами страны. В систему воспитательной работы школы включена деятельность, главные принципы которой основаны на любви к людям, заботе о ближнем, сочувствии, сострадании, уважении. В рамках данной работы традиционными стали благотворительные акции «Дети – детям», «Животные – братья наши меньшие» и масса других. В год детской книги прошли мероприятия, классные часы и тематические дебаты, посвященные тематике развития читательской компетенции ребенка и семьи в соответствии с планом учреждения по тематическому году. Не доделала. Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, МОУ «Педагогический лицей» прививает любовь и уважение к родному языку и национальной культуре, героической истории страны, воспитывает готовность к защите Отечества, актуализирует высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической, идеологической и политической ситуацией данного времени. Базовой компонентой формирования патриота и гражданина в условиях МОУ «Педагогический лицей» является целенаправленная систематическая разноплановая теоретическая и практическая деятельность по духовно-нравственной, интеллектуальной и физической подготовке школьников к выполнению гражданских обязанностей, требующих высокого напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил. В содержании военно-патриотического воспитания обучаемых МОУ «Педагогический лицей» в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности: • патриотизм, преданность своему Отечеству; • гражданственность; • общенациональность в государственном масштабе; • приоритет общественно-государственных интересов над личными; • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций России и ее исторического прошлого; • самоотверженность, целеустремленность и оптимизм; • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права. Осуществление патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» включает материально-технические, образовательные и организационные средства. Педагогическое и методическое обеспечение данной работы выражается в использовании всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей программы развития МОУ «Педагогический лицей». Воспитательная система каждого класса включает тематические классные часы, родительские собрания, экскурсионные поездки, походы, акции, уроки мужества и встречи с ветеранами войны, бывшими узниками концентрационных лагерей и поисковую работу. В рамках поисковой работы под руководством руководителя школьного музея партизанской славы Псковского края в составе военно-патриотического клуба «Патриот» учащиеся лицея традиционно участвовали в акции «Обелиск у дороги», устанавливали таблички с названиями сожженных деревень, ухаживали за братскими могилами. В план работы школы были включены такие мероприятия как «Гордимся лицеем своим», «Педагог - патриот», вахта памяти, посвященная дню освобождения города, участие в возложении венков к памятникам и обелискам в дни памяти героев войн, «К строевой годен» и др. В учебный план включен спецкурс по краеведению и изучению основ православной культуры. Удачно продолжил работу сетевой проект «Наше наследие» (по интеграции основного и дополнительного образования), включивший в себя исследовательскую деятельность по изучению истории церковно-приходских школ края, истории семьи нашего земляка Святейшего Патриарха Всея Руси Тихона, трудническую деятельность по восстановлению монастыря на его родине в поселке Клин Куньинского района, различные акции, беседы со священнослужителями о добродетелях, публикации по результатам деятельности, сотрудничество с Музеем истории образования, шефско-просветительское сотрудничество с детским садом и ЦРТДиЮ им. А.Матросова, экскурсии, лектории, сотрудничество с городами и школами-побратимами, участие в тематических конференциях, деятельность кружков. Данному направлению воспитательной работы в МОУ «Педагогический лицей» уделяется серьезное внимание как элементу педагогической культуры в рамках программы развития лицея и как насущной проблеме современности в целом. Уже несколько лет (более 10 лет) на базе лицея постоянно действует теоретический семинар «Теория и практика воспитания» под руководством доктора педагогических наук, профессора Лузиной Л.М., психолого-педагогический практикум, семинар по проблемам взаимодействия семьи и школы. За отчетный период на базе лицея совместно с преподавателями кафедры педагогики и социальной работы ПГПУ им. С.М.Кирова и ПОИПКРО было организовано и проведено: • областной семинар для учителей английского языка г. Великие Луки и южного куста Псковкой области по вопросам организации урока английского языка в рамках стандартов второго поколения и с мастер-классом учителя английского языка высшей категории Седининой Е.В. (под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры английского языка ПГПУ им. С.М.Кирова); • Семинар директоров по теме: «Реализация стандартов второго поколения в условиях общеобразовательного учреждения» (под руководством к.п.н. Соколовой Т.А.) В лицее в рамках экспериментальной работы функционирвал ФДП (при поддержке СЗТУ). Это способствует повышению качества предоставляемых учащимся образовательных услуг, увеличению шансов поступления в высшие учебные заведения. Тесное сотрудничество с ПГПУ им. С.М.Кирова помогает готовить учащихся к осознанному выбору профессии «Педагог», а учителям постоянно возвращаться к сущности своей миссии. В рамках данного сотрудничества заключены дополнительные договорные отношения с факультетом иностранных языков, кафедрой Педагогики и социальной работы. Кафедра педагогики и психологии подготовила специальную программу для лицея и его социальных партнеров в области науки по вопросам компетентностного подхода в образовании, которая продолжила свою работу и в истекшем году в рамках педагогических советов. В рамках инновационной деятельности лицей явился организатором нескольких городских методических семинаров для учителей предметников (физика, ИЗО и технология, английский язык), библиотекарей, социальных педагогов По-особому прошел в 2012 году фестиваль педагогических идей. В контексте городских и областных семинаров учителей-предметников, заместителей директора по ВР, а также семинара директоров школ города Великие Луки по стандартам второго поколения в общей сложности открытые уроки и мастер классы по распространению опыта дали около 30 педагогов. Некоторые учителя в течении года дали несколько открытых уроков и мероприятий. В юбилейный год для Педагогического лицея (осенью планируем отметить 75-летний юбилей школы) были утверждены 25 номинаций, отражающих сущность, миссию, качество, успешность, креативность и верность педагогической профессии. Завершающий этап фестиваля педагогических идей 2011 запланирован на 23 мая 2011 года совместно с Музеем истории образования. В лицее на высочайшем уровне ведется работа по здоровьесбережению под руководством доктора педагогических наук Спирина В.К. в рамках сотрудничества с Великолукской Государственной Академией Физической культуры. Данная работа общепризнанна ведущими специалистами в этой области нашего региона, названа уникальной в России, опыт опубликован в различных Российских научных изданиях, в том числе в журналах «Физическая культура в школе», сборниках российских конференций с международным участием. В связи с этим • расширил свою деятельность валеологический кабинет с целью мониторинга состояния здоровья учащихся и проведения занятий физическими упражнениями для коррекции выявленных функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате и в основных системах организма, внедрена система раннего выявления искривления осанки и ослабления мышечного корсета спины; • спешно апробирован авторский комплекс санитарно-гигиеническое сопровождения урока, который включает перечень мероприятий по поддержанию высокой работоспособности школьника в течение урока, рекомендации по использованию ТСО и индивидуализации педагогических воздействий, гигиеническое нормирование факторов воздействия внешней среды, методические пособия для учителей физической культуры, учителей-предметников, классных руководителей, родителей, индивидуальные паспорта здоровья учащихся; • для повышения сопротивляемости организма каждого школьника к внешним воздействиям, снижения частоты острых и обострения хронических заболеваний, проводилась профилактическая витаминизация детей в течение учебного года, применение фиточаев. «Педагогический лицей» занимает лидирующую позицию в числе школ с наименьшей заболеваемостью детей; • для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения в режиме учебного дня включены вводная гимнастика, физкультминутки, разработан новый курс корригирующей гимнастики и на занятиях физической культуры используются корригирующие упражнения из него, многие уроки физкультуры проводились по принципу учебно-тренировочных групп, использовались под наблюдением специалиста индивидуальные корректоры осанки. Число детей с нарушением осанки сократилось; • с целью достижения требуемого объема физкультурно-оздоровительной двигательной активности учащихся в лицее разработаны индивидуализированные программы физического воспитания, обеспечивающие природосообразность тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями. Для учащихся среднего школьного возраста старших школьников разработана программа спортивно-ориентированного физического воспитания. Принцип активного здоровьеформирования в этой программе реализуется на основе индивидуализации процесса физического воспитания, обеспечивающего конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создающего условия для интенсификации физической подготовки учащихся. В лицее отработана система введения третьего часа физической культуры в начальной школе и 5-х классах, кроме этого учащиеся младших классов систематически (2 раза в неделю) посещают бассейн (занятия со специально обученными тренерами). Основными критериями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей программы, были: • изучение данных медицинских карт детей; • частота заболеваемости в течение года и число дней, пропущенных по болезни; • уровень созревания параметров телосложения и его размерных признаков; • показатели развития дыхательной системы; • показатели развития сердечно-сосудистой системы; • показатели физической подготовленности, соотнесенные с индивидуальными особенностями развития их двигательных качеств. Эффективно продолжил свою работу теоретический семинар по формированию креативного мышления под руководством доктора психологических наук, профессора Алексеева Н.А. Школьная команда ежегодно является участником, номинантом и победителем международного детского конкурса креативности «Одиссея Разума» в г.Великие Луки, неоднократно г.С-Петербург, г.Вроцлав (Польша), Минск (Белорусь). В истекшем учебном году команда «СПЕКТР» успешно выступила на Российском этапе Международного конкурса «Одиссея Разума» в г. С-Петербург, заняла 3 место в более взрослом возрастном дивизионе по сравнению с прошлым годом. В рамках данного сотрудничества велась целенаправленная работа по созданию условий и предпосылок становления субъектно-авторской позиции и самосовершенствования учителей, профессиональной направленности учащихся. В истекшем году лицей продолжил работу в качестве пилотной школы города по преподаванию основ православной культуры. В лицее создано единственное в г.Великие Луки методическое объединение учителей православной культуры как следствие усиленной работы всех педагогов лицея в данном направлении. Директор лицея Ярышкина Ю.А. была удостоена премии Благочинного Великолукского округа за весомый личный вклад в дело возрождения и становления духовности и нравственности в г. Великие Луки. В начальной школы уроки основ православной культуры включены в учебный план, дети посещают их с согласия родителей (мы уважительно относимся к вероисповеданию наших воспитанников и их воспитанников). В среднем звене данное направление прослеживается факультативно, а в старших и лицейских классах – это обязательный элемент воспитательной системы каждого класса. Успешно продолжаются договорные отношения с Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, гимназией № 21 г. Минска, школой №1 г. Полоцка Республики Беларусь, домом детского творчества им. А.Матросова, музыкальной школой № 1, центром эстетического воспитания, центром медицинской профилактики, музеями города, района и области. Это позволяет расширять образовательные и воспитательные возможности лицея. Налажено тесное сотрудничество с подшефными детскими садами №2, №26. Продолжились теплые дружеские отношения с Бостонским Университетом (США) в сфере научно-исследовательской деятельности педагогов в области методики преподавания иностранных языков. Преподаватели Бостонского Университета заочно принимают участие в экспериментальной деятельности лицеистов в области лингвистики при подготовке исследовательских работ на различные научно-практические конференции, обмениваются опытом с педагогами в области инноваций и страноведения, явились консультантом при подготовке исследования в области классификации неправильных глаголов английского языка ученицы 8лг класса Завьяловой Ирины. Сохранились и расширились договорные отношения с Северо-западным Техническим Университетом и Московским Инженерно-Физическим Институтом в рамках профилизации образования и с целью расширения спектра возможностей непрерывного образования и подготовки лицеистов к поступлению в ВУЗы. Таким образом, в 2011 – 2012 учебном году активно работали группы сетевого взаимодействия, созданные на основе творческих лабораторий по следующим направлениям:  Технологии развития творческого мышления учащихся;  Здоровьесберегающие технологии;  Преподавание предметов естественно-научного, гуманитарного и оборонно-спортивного профилей на расширенном и углубленном уровне в лицейских классах педагогического профиля;  Предпрофильная подготовка учащихся 5-9-х классов, выход на индивидуализацию обучения;  Воспитательная система класса.  Построение антропологического пространства урока В составе Гимназического Союза России лицей несколько раз принимал участие в видеоконференциях на базе лицея № 11. Традиционно в лицее работает научное общество учащихся под руководством директора музея И.М. Виноградова. Учащиеся лицея в сотрудничестве с учителями и педагогами дополнительного образования обучаются навыкам исследовательской деятельности, работе с документами, что в дальнейшем позитивно повлияет на последующее освоение образовательных программ высших учебных заведений. За отчетный период силами учителей и ученического научного общества было подготовлено множество конкурсных работ (доклады на городские конференции, областные и Всероссийские конкурсы, олимпиады, для Всероссийского проекта «Познание и творчество» Малой Академии Наук РФ). Лицей является активным участником различных гражданских акций, социально-значимых мероприятий: трудническая волонтерская деятельность по восстановлению храма в поселке Клин, акция «Обелиск у дороги», «Ветеран живет рядом», «Братья наши меньшие», парад в честь города Воинской Славы на 9 мая и другие. Средства массовой информации, такие как ТВ (каналы Импульс ТВ, Рен ТВ ВТРК, Рапид, Россия – областное телевидение), Радио, периодические издания (Великолукское обозрение, Великолукская правда – новости, Великолукская правда), ряд научных журналов (Народное образование, Физическая культура в школе, Практический журнал для администрации школы, 1 сентября, сборники научных конференций при МАН, ВЛГАФК, ПГПУ, ПГУПС), множество электронных ресурсов в контексте профессиональной деятельности активно освещало опыт лицея в отчетном году. 5. Результаты образовательной деятельности: В 2010 – 11 учебном году аттестации подлежало 467 учащихся. Качество знаний повысилось на 7% (с 34,41% до 40,9%). Из 65 обучающихся 9-х классов 47 решили продолжить обучение в лицее, 5 – в техникумах, 13 – в ПТУ. Из 45 выпускников 11-х классов в ВУЗы собираются 40 человек, в ССУЗы – 5. Несколько понизился процент ориентированных на ВУЗы педагогической направленности (с 22% до 18%) из-за сложившейся ситуации с призывом и большим по сравнению с предыдущими годами количеством мальчиков среди выпускников. На данное статистическое изменение повлияла и информация в СМИ, связанная с нестабильностью положения дел и прогнозов в сфере образования и образовательной политики.

Материалы школы

Галерея