Дорогое завтра!

чт, 28/05/2020 - 15:01 — Администратор портала
Дорогое завтра!

Конкурс «Дорогое завтра!» – российско-французский проект по творческому письму, организованный в рамках Трианонского диалога. В 2019-2020 учебном году участие в событиях проекта приняли несколько тысяч школьников из разных регионов РФ. Партнёрами «Дорогого завтра» стали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Россия) и Французский институт (Франция). В реализации конкурса были задействованы две организации гражданского общества – «Школьная лига» (Россия) и «Лаборатория историй» (Франция).

Миссия проекта заключалась в популяризации и развитии литературного творчества среди школьников с одной стороны и создании своего рода литературного моста, позволяющего приблизиться к пониманию интеллекта будущего с другой.

 

Мне ещё не доводилось писать на тему будущего и искусственного интеллекта, это был очень хороший опыт. Отдельное спасибо хочется сказать за обратную связь. Как начинающему автору, мне очень важно получать конструктивную критику.

― Екатерина Иванова, участница конкурса

 

Основным инструментом для решения этих задач стал литературный конкурс, в рамках которого подростки создавали тексты, адресованные «интеллекту будущего». Тематика текстов затрагивала этические проблемы, возникающие в связи с бурным развитием технологий и появлением новых форм интеллекта. Целевой аудиторией конкурса стали российские и французские школьники в возрасте от 15 до 18 лет. К участию принимались работы, написанные как на русском, так и на французском языках.

 

При этом «Дорогое завтра» – программа не просто конкурсного, но и образовательного характера. Поэтому для привлечения и поддержки юных авторов был разработан целый спектр очных и онлайн-событий, позволявших не только узнать о конкурсе, но и приобрести новые навыки и умения, раскрыть литературный талант, научиться пониманию так называемых текстов новой природы и развитию писательского мастерства.

Все потенциальные авторы получили доступ к одноимённому образовательному курсу, работающему на платформе «Цифровой Наноград». Материалы курса позволяли познакомиться со спецификой конкурсной задачи, а также инструментами, позволяющими достичь наилучшего результата. В рамках Всероссийской Недели высоких технологий и технопредпринимательства был создан «урок под ключ» – пакет методических материалов, позволяющих каждому педагогу организовать занятие по творческому письму в своём классе. Одним из элементов урока стало методическое пособие, в котором пошагово описана процедура организации работы, возможные творческие техники и кейсы, которые могли послужить катализатором творчества. Урок скачали 12000 педагогов общего и дополнительного образования. Добавим, что материалы останутся в открытом доступе и после завершения программы: скачать пособие, принять участие в курсе или получить материалы специализированного урока могут все желающие.

 

Отдельного внимания заслуживают очные события, организованный «Трианонским диалогом» в рамках конкурса «Дорогое завтра». Так, например, часть мастер-классов и событий январской смены «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус» была построена на материалах проекта.

 

Участвуя в конкурсе, я получил совершенно новый для себя опыт. Самостоятельно обрабатывая большие массивы разнообразных научно-публицистических данных, необходимых для написания конкурсной работы, я расширил собственный кругозор и открыл целый пласт ранее неизвестных для меня социальных и геополитических проблем.

― Святослав Медведев, участник конкурса

 

Пожалуй, самым ярким из них стала профильная программа «Творчество в эпоху нанотехнологий», которая прошла с 19 по 29 февраля на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Академия талантов» Санкт-Петербурга. Участниками программы стали 30 школьников из Петербурга и Ленинградской области, которые в течение 10 дней развивали писательские навыки, осваивали исследовательские инструменты, знакомились с актуальными достижениями науки и робототехники, встречались с писателями-фантастами, слушали лекции об искусственном интеллекте и занимались в лабораториях. Педагогами программы стали учёные, писатели, журналисты, дизайнеры и бизнесмены, что существенно обогатило её содержание. Совмещение творческой составляющей с элементами научной деятельности позволило подросткам не только увлечься новыми для себя сферами, но и понять, какой отпечаток накладывают на творческую деятельность развивающиеся технологии.

На рассмотрение жюри были представлены 523 творческих работы, каждая из которых была посвящена тому или иному аспекту, связанному с «интеллектом будущего». Участники рассуждали о том, сможет ли искусственный интеллект являться художником; как могут решаться этические проблемы, которые сегодня стоят перед разработчиками беспилотного транспорта; какой отпечаток наложит на мир киборгизация и т.п.

Оценка работ проходила в два этапа. На первом этапе тексты рассматривало Национальное жюри, в состав которого вошли писатели-фантасты, журналисты, филологи и учёные. Эксперты отобрали 34 лучшие работы, написанных на русском языке. То же самое сделала экспертная комиссия, оценивавшее тексты, созданные на французском языке. 68 произведений были отправлены на оценку международного жюри, задачей которого станет отбор 20 лучших текстов. Список финалистов опубликован на сетевых ресурсах проекта. 

 

 

Поучаствовать в конкурсе меня сподвигло, прежде всего, любопытство, а наибольшее удовольствие я получил, пробуя себя в новой, до того не затронутой теме. Эта работа - первый фантастический рассказ в моём творчестве, потому я смог примерить роль настоящего первооткрывателя, методом проб и ошибок создавая интересную идею.

― Дмитрий Молодцов, участник конкурса

 

Позитивный опыт, полученный в процессе участия программы, отмечают все подростки. Для кого-то из них конкурс стал первым шагом в мир литературы и творческого письма. Для многих проект «Дорогое завтра» стал возможностью поразмышлять о переменах, происходящих в мире, и обратиться к актуальным проблемам.

 

Подготовка эссе вызвала у меня массу положительных эмоций и помогла структурировать мои знания об искусственном интеллекте. Я окунулась в мир будущего, почувствовала его силу и неизбежность.

В 2019 я начала изучать в школе второй иностранный язык- французский и, конечно, сначала планировала представить работу на нем, но не справилась и в итоге готовила текст на русском. Но зато теперь я точно знаю зону своего развития.

― Анастасия Егоркина, участница конкурса

 

Публикации о конкурсе

 

Я узнала много нового об искусственном интеллекте, пока работала над темой, испугалась за будущее своих потомков, насладилась процессом творчества, испытала удовольствие от результата. Спасибо вам за возможность попробовать себя в роли фантаста!

― Анастасия Попова, участница конкурса