подпрограмма

Федеральная сеть

Федеральная образовательная сеть «Школьная лига РОСНАНО» – сеть образовательных организаций, реализующих в своей деятельности комплекс мероприятий и образовательных программ, разработанных в рамках Программы.

На данном этапе реализации подпрограммы сохраняется акцент на качественное развитие региональных сетей образовательных организаций, вошедших в Программу на предыдущем этапе (более 1 000 образовательных организаций общего и дополнительного образования детей на конец 2020 года), без дальнейшей активной деятельности, направленной на рост их численности, а также на усиление роли и увеличение числа региональных ресурсных центров, выполняющих роль координационных и методических центров федеральной образовательной сети.

Образовательные организации

Учитывая высокий интерес в образовательном сообществе страны к материалам, разработанным в Программе, остается заявительный принцип вхождения в Программу и ежегодное подтверждение статуса «участника», с одной стороны, в ходе самодиагностики, с другой стороны – внешней экспертизы. Внешнее экспертное подтверждение указанного статуса делегируется полностью РРЦ. Как было отмечено выше, на данном этапе реализации Программы цели расширения ФОС ШЛР не ставится, однако целевое значение – не менее 1 000 организаций-участников – должно поддерживаться в том числе за счет естественной ротации.

Для максимизации охвата школьников и школьных команд мероприятиями, предусмотренными для организаций-участников ФОС ШЛР, развития учебной самостоятельности школьников признано целесообразным предоставить возможность для вхождения в ФОС ШЛР персонально школьникам (школьным командам), которые после регистрации в качестве участника Программы (по заявлению родителей) получают статус индивидуального участника ФОС ШЛР (вне зависимости от того, имеет или нет школа, на базе которой они проходят обучение, статус организации-участника).

В каждой образовательной организации, имеющей статус «организации-участника», должна быть сформирована проектная команда во главе с координатором, в состав которой могут войти учащиеся, педагоги и администраторы. Задача проектной команды будет состоять в реализации на базе школы Образовательных мероприятий Программы в соответствии с ежегодным календарным планом деятельности ФОС ШЛР (далее – «Календарный план»), координации деятельности общеобразовательной организации в целом, направленной на достижение результатов Программы.

В рамках обеспечения роста качества основного образовательного и дополнительного образовательного процессов в организациях-участниках и развития организационных процессов на базе образовательной организации приоритетами Программы выступают:

  • развитие качества естественно-научного образования (прежде всего за счет его персонализации, исследовательской и проектной составляющих, развития функциональной грамотности);
  • воспитание активного подрастающего поколения, ориентированного на цели устойчивого развития, проявляющего инициативу и ответственность, сочетающего ценности самореализации с ценностями и культурой совместной жизнедеятельности и работы; проявляющего способность занимать волонтёрскую и лидерские позиции по отношению к значимым для страны трансформационным процессам («Большие вызовы»);
  • ориентация школьников на выбор инженерно-технологической и технопредпринимательской культуры;
  • технологизация и модернизации образовательной среды школы, включая цифровую трансформацию;
  • развитие универсальных компетенций (Навыков 21 века) и формирование новых грамотностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).

Образовательные организации (школы и иные образовательные организации), желающие стать участниками Программы:

  • регистрируются на сайте организации/АНПО «Школьная лига»;
  • создают проектную команду во главе с координатором;
  • участвуют в мероприятиях Календарного плана;
  • заключают с АНПО «Школьная Лига» соглашение о сотрудничестве.

Получившие статус организации-участника школы:

  • предлагают для освоения школьниками в системе основного и дополнительного образования геймимфицированную образовательную программу «Цифровой Наноград», в составе которой содержится программа курсов «Школа на ладони» и школьный кейс-турнир.
  • формируют в системе внеурочной деятельности (самостоятельная работа обучающегося в основное учебное время) и дополнительного образования одно или несколько ученических сообществ (в формате кружка, факультатива, студии и т.д.), реализуя в рамках этого объединения программу «STA-студии», принимая силами этой команды школьников участие в проведении основных событий Календарного плана, участвуя к волонтерской деятельности, турнире школьных команд);
  • получают право повышения квалификации за счет Программы (2 педагога один раз за 3 года);
  • принимают участие в работе «R&D-лаборатории»;
  • принимают участие в адаптации и освоении образовательных программ и проектов, созданных в рамках проектов и программ для детей и молодежи, реализуемых и поддерживаемых Фондом.

Региональные ресурсные центры

Основная задача РРЦ – координация и методическое сопровождение деятельности сети образовательных организаций, реализующих Программу не менее чем в 25 регионах Российской Федерации.

В рамках Программы со стороны АНПО «Школьная лига» за счет бюджета Программы осуществляется финансовая поддержка РРЦ в части:

  • отдельных мероприятий и активностей РРЦ, напрямую связанных с реализацией Программы (только на основе софинансирования);
  • проведения образовательных и проектировочных сессий в рамках событий конференции «Крона» для представителей РРЦ (ежегодно, по одному представителю от РРЦ);
  • поддержки участия в федеральных мероприятиях Программы для руководителей и координаторов ресурсных центров.

При этом рейтинг РРЦ и их финансовая поддержка со стороны Программы строится на основании их активности и активности школ, с которыми работает этот РРЦ.

Мероприятия РРЦ реализуются в соответствии с Календарным планом, дополненным образовательными и просветительскими мероприятиями регионального уровня.

Неделя высоких технологий и технопредпринимательства

Образовательный проект Фонда инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО» (оператор – АНПО «Школьная лига»), который традиционно реализуется при участии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности (Роскосмос), Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», ПАО «РусГидро» и поддержке Министерства просвещения.

Основная задача Недели – знакомство школьников и учителей с передовыми российскими разработками в области нанотехнологий, атомной энергетики и освоения космоса, достижениями в области высоких гуманитарных технологий, а также стимулирование интереса старшеклассников к обучению в технических вузах для последующей работы в современных наукоемких областях промышленности нашей страны. Детальная информация о мероприятии размещена на сайте http://htweek.ru/index.php.

В рамках проекта специалисты и эксперты компаний-партнеров разрабатывают методические материалы («уроки под ключ»), которые публикуются на сайте Недели http://htweek.ru/ и доступны для пользователей – школьников, учителей, родителей – в течение всего года.

В регионах проходят публичные лекции, экскурсии по высокотехнологическим предприятиям, встречи с ведущими учеными, инженерами, технологическими предпринимателями.

В рамках недели проходят вебинары с экспертами в области атомных, нано и космических технологий, адресованные старшеклассникам и заинтересованным взрослым на платформе «Стемфорд».

За 2015-2020 года Неделя высоких технологий и технопредпринимательства прошла в 85 регионах России, состоялось порядка 5500 событий, в которых приняли участие более миллиона человек.

Информации по урокам и событиям ежегодно обновляется в феврале текущего года.

Принять участие в НВТиТ могут педагоги, школьники, студенты, — все, кому интересны достижения современной науки и техники.