Декабрь 2013 г. "Самые большие живые существа" курс "Загадки природы" 2 класс Филина С.С. МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пенза

Тема занятия «Самые большие живые существа»

Цель:  Расширить знания и представления детей о самых больших живых существах.

1 шаг.

Уч.: – Ребята, а кто в нашем классе самый высокий?

Антон:- Если среди мальчиков, то я. Я на физкультуре первый стою.

Марина:- Варя самая высокая в классе, она выше Антона.

Уч.: Как вы определили?

Алина:- Рядом встаем и сравниваем.

Уч.: - Постройтесь по росту.

Дети:- А как? Девочки отдельно или всем вместе?

Уч.:- Все вместе.

В результате построения все убедились, что Варя- самая высокая.

2 шаг.

Уч.:- Узнать самого высокого в классе вы смогли, а как узнать самого высокого второклассника в России?

Егор: - Надо знать точный рост, в сантиметрах, а потом сравнивать у кого больше.

Уч.: - А как вы думаете, какие живые существа самые большие на нашей планете?

-Слоны.

-Акулы.

-Динозавры, но их сейчас нет, они вымерли.

- Киты. Я в книге читал, что они самые большие.

Уч.:- Сколько мнений! Надо разобраться. У меня в коробочке разрезные картинки четырех живых существ.  ( Дети вытягивают по одной картинке и собираются в группы. Получилось 4 группы по 6 человек. 1 группа собрала картинку диплодока, 2 группа - синего кита, 3 группа- анаконду, 4 группа – секвойю.)

3 шаг.

Уч.: - Выберите в группе капитана. Придумайте название команде.

( Динозаврики, Морские гиганты, Лесные, Змеюки.)

Капитаны  получают по 2 альбомных листа из  «Загадок природы» и научные статьи о своем живом существе. Знакомятся с текстом и заносят  данные в листы.

4 шаг.

Затем дети одной группы знакомят  нас со своим существом. Данные о нем заносят в свои листы дети других групп. Учитель записывает данные на доске.

Уч.: - Какие  вопросы у вас есть к группе «Динозаврики»?

-А где-нибудь можно увидеть скелет диплодока?

-Да, в США, в музее, забыла в каком городе.

-В Питтсбурге.

-А что он ел?

- Листья папоротников, которые тоже были высокие. И другие растения.

-А они к ним могли наклоняться? У него шея гнулась?

-Об этом не знаю. Надо будет узнать в другом тексте. В этом не сказано.

- А он умел плавать?

-Да.

-А у него были враги?

-Да, хищные динозавры. Но диплодок защищался своим хвостом с наконечником, бил, как хлыстом, с размаху.

-Они яйца откладывали?

-Да.

-И высиживали, как курица?

-Нет, они бы их раздавили.

-А когда вымерли диплодоки?

-Ученые говорят, что 150 миллионов лет назад.

-А они могут опять появиться?

-Не знаю. Никто не знает, что дальше будет.

-Ребята, хорошо потрудились. Приглашаем группу «Змеюки». Познакомьте нас  со своим живым существом.

Ребята сообщают основные сведения об анаконде, дети других групп заносят сведения  в таблицу, а учитель на доске.

Уч.: - Ваши вопросы к ребятам.

-Анаконда опасна для человека?

-Думаю, что да, но она не охотится специально на человека.

-Она живет одна или по несколько змей?

-В тексте про это не сказано. Надо еще почитать.

-Она ядовитая?

-Нет, она душит добычу, у нее нет яда.

-Она умеет плавать?

-Да, ее даже называют водяной удав.

-А ее можно увидеть в зоопарке?

-В нашем ее нет, а где  может и есть. Узнай в интернете.

-А почему она в неволе дольше живет, чем на воле?

-Наверно потому, что пищу не надо добывать, ее кормят, заботятся о ней.

Уч.: - Приглашаем экспертов следующей группы «Морские гиганты».

Дети дают основные сведения о синем ките, ребята других групп заполняют таблицу.

Уч.: Ваши вопросы.

-А как кит  делает фонтан?

-Так кит выпускает воздух из легких.

-А он может подплыть близко к кораблю?

- Не знаю. Наверно, может.

-Он опасен для человека?

-Он не нападает, он питается морскими продуктами. А вот некоторые люди на него охотятся, китов становится мало.

-А что вы узнали еще интересного? Расскажите.

-Я запомнил, что маленький китенок в день прибавляет по 100 кг и кормит его мама молоком 7 месяцев.

Уч.: - Послушаем ребят группы «Лесные».

Аналогично проходит работа по заполнению таблицы.

Уч.:- Ваши вопросы ребятам.

-А у секвойи опадают листья? Они тоже большие?

-Это хвойное всегда зеленое дерево. Не опадают. Листья 25 мм в длину.

-А у нее есть шишки, как у сосны?

-Есть шишки, а в них семена.

-А где они растут?

-В Америке.

-А если посадить у нас в городе, она вырастет?

-Думаю, что нет. У нас ей будет холодно.

-А мы посадим в помещении.

-Ты не понимаешь, она 100 метров и больше еще бывает. К тому же толстая,  ей сколько места надо!

-Сколько они живут?

-Некоторые 3000 лет.

-А как определили, что им столько лет? Рубили что ли и считали кольца?

-Не знаю, может по-другому, обязательно рубить что ли надо?

Уч.: - Ребята, вы познакомились с небольшими текстами о жизни самых больших живых существ и не на все вопросы смогли ответить. Как же быть? Оставить вопросы без ответов?

-Нет, надо поискать ответы в энциклопедии.

-В интернете узнать.

-Лучше фильм научный посмотреть, так интересней. У меня специальный канал о животных есть.

5 шаг.

Уч.:- Прочитайте вопрос на альбомном листе (стр.21). Обсудите в группах.

- Это удав из мультфильма «38 попугаев». (К сожалению, почти полкласса не видели  этот мультфильм, надо будет посмотреть!)

-Почему же удаву больше понравилось измерять свою длину в попугаях, чем в мартышках?

-В попугаях число больше. Удаву хотелось казаться длиннее. Мерка меньше - самих мерок больше. Мы по математике об этом говорили.

Уч.: - А как вы думаете, чем удобнее измерять длину ваших живых существ?

- Вашей метровой линейкой.

-Рулеткой.  Моя рулетка длиной 5 метров. Ей быстрее получится.

6 шаг.

Уч.: - Сейчас вы возьмете рулетки, сантиметровые ленты и мелки. Мы пойдем в спортивный зал. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?

- Отмерить длину  наших животных и дерева? Нарисовать?

-Догадались!

Ребята по группам откладывали длину и ширину своих живых существ, пользовались данными таблицы.  Анаконду  отмерили быстрее всего. Предложила всем детям построиться вдоль ее длины.  23 человека (одного ребенка забрали) заняли только 2/3 ее длины. Дети удивлены. А дальше все перешли к динозавру. Несмотря на то, что рисунок у детей не получился, длину его и высоту они отметили. Диплодок с трудом уместился в спортивном зале. Группа «Морского гиганта»  3-х метровый хвост была вынуждена откладывать на стене. По рисунку  кита и побегали, и пошагали. Весь класс поместился на голове у кита. Для измерения секвойи все вышли в коридор.  Отмерив 60 метров, уперлись в стену, где отмерить еще 40 метров? Одни дети встали в начале, в отметке 0, другие в отметке 60 м, махали друг другу руками. Решили, что на прогулке отмерят 100 м и посмотрят на реальный размер секвойи.

Возвращаясь в класс, сматывая рулетки, многие по доброму завидовали группе «Лесные», называли рекордсменами.

7 шаг.

Уч.:  - Что вас удивило?  Какой информацией вы бы поделились с другом?

-Что бы хотелось еще узнать об этих живых существах?

Рустам:- Я буду просит маму, чтобы мы поехали в США, где растут секвойи, хочу поглядеть своими глазами на них.

Рома:-  Если поедешь, сфоткайся, нам покажешь. Будешь, как лилипут в стране великанов.

 

По времени: 2 урока с переменой - полтора часа. 1 мой урок, попросила у учительницы по физкультуре 2 урок, таким образом, зал был наш, где и проходила практическая часть занятия.

Действительно, когда сообщаешь детям – второклассникам цифры, для них это ни о чем не говорит, а когда они сами отмерили, прошагали, пробегали, построили, вот тут- то и открылась для них реальная картина.

ВложениеРазмер
dsc07646.jpg3.68 МБ
dsc07647.jpg3.22 МБ
dsc07648.jpg3.41 МБ
dsc07649.jpg3.71 МБ
dsc07651.jpg3.45 МБ
dsc07652.jpg3.95 МБ
dsc07654.jpg3.79 МБ
dsc07658.jpg3.88 МБ
dsc07660.jpg3.52 МБ
dsc07662.jpg3.62 МБ
dsc07664.jpg3.47 МБ
sekvoyya_kit_anakonda_diplodok.docx19.54 КБ
kartinki_k_otkrytomu_uroku.docx1.19 МБ