Декабрь 2013 г. "Самые большие живые существа" курс "Загадки природы" 2 класс Филина С.С. МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пенза
Тема занятия «Самые большие живые существа»
Цель: Расширить знания и представления детей о самых больших живых существах.
1 шаг.
Уч.: – Ребята, а кто в нашем классе самый высокий?
Антон:- Если среди мальчиков, то я. Я на физкультуре первый стою.
Марина:- Варя самая высокая в классе, она выше Антона.
Уч.: Как вы определили?
Алина:- Рядом встаем и сравниваем.
Уч.: - Постройтесь по росту.
Дети:- А как? Девочки отдельно или всем вместе?
Уч.:- Все вместе.
В результате построения все убедились, что Варя- самая высокая.
2 шаг.
Уч.:- Узнать самого высокого в классе вы смогли, а как узнать самого высокого второклассника в России?
Егор: - Надо знать точный рост, в сантиметрах, а потом сравнивать у кого больше.
Уч.: - А как вы думаете, какие живые существа самые большие на нашей планете?
-Слоны.
-Акулы.
-Динозавры, но их сейчас нет, они вымерли.
- Киты. Я в книге читал, что они самые большие.
Уч.:- Сколько мнений! Надо разобраться. У меня в коробочке разрезные картинки четырех живых существ. ( Дети вытягивают по одной картинке и собираются в группы. Получилось 4 группы по 6 человек. 1 группа собрала картинку диплодока, 2 группа - синего кита, 3 группа- анаконду, 4 группа – секвойю.)
3 шаг.
Уч.: - Выберите в группе капитана. Придумайте название команде.
( Динозаврики, Морские гиганты, Лесные, Змеюки.)
Капитаны получают по 2 альбомных листа из «Загадок природы» и научные статьи о своем живом существе. Знакомятся с текстом и заносят данные в листы.
4 шаг.
Затем дети одной группы знакомят нас со своим существом. Данные о нем заносят в свои листы дети других групп. Учитель записывает данные на доске.
Уч.: - Какие вопросы у вас есть к группе «Динозаврики»?
-А где-нибудь можно увидеть скелет диплодока?
-Да, в США, в музее, забыла в каком городе.
-В Питтсбурге.
-А что он ел?
- Листья папоротников, которые тоже были высокие. И другие растения.
-А они к ним могли наклоняться? У него шея гнулась?
-Об этом не знаю. Надо будет узнать в другом тексте. В этом не сказано.
- А он умел плавать?
-Да.
-А у него были враги?
-Да, хищные динозавры. Но диплодок защищался своим хвостом с наконечником, бил, как хлыстом, с размаху.
-Они яйца откладывали?
-Да.
-И высиживали, как курица?
-Нет, они бы их раздавили.
-А когда вымерли диплодоки?
-Ученые говорят, что 150 миллионов лет назад.
-А они могут опять появиться?
-Не знаю. Никто не знает, что дальше будет.
-Ребята, хорошо потрудились. Приглашаем группу «Змеюки». Познакомьте нас со своим живым существом.
Ребята сообщают основные сведения об анаконде, дети других групп заносят сведения в таблицу, а учитель на доске.
Уч.: - Ваши вопросы к ребятам.
-Анаконда опасна для человека?
-Думаю, что да, но она не охотится специально на человека.
-Она живет одна или по несколько змей?
-В тексте про это не сказано. Надо еще почитать.
-Она ядовитая?
-Нет, она душит добычу, у нее нет яда.
-Она умеет плавать?
-Да, ее даже называют водяной удав.
-А ее можно увидеть в зоопарке?
-В нашем ее нет, а где может и есть. Узнай в интернете.
-А почему она в неволе дольше живет, чем на воле?
-Наверно потому, что пищу не надо добывать, ее кормят, заботятся о ней.
Уч.: - Приглашаем экспертов следующей группы «Морские гиганты».
Дети дают основные сведения о синем ките, ребята других групп заполняют таблицу.
Уч.: Ваши вопросы.
-А как кит делает фонтан?
-Так кит выпускает воздух из легких.
-А он может подплыть близко к кораблю?
- Не знаю. Наверно, может.
-Он опасен для человека?
-Он не нападает, он питается морскими продуктами. А вот некоторые люди на него охотятся, китов становится мало.
-А что вы узнали еще интересного? Расскажите.
-Я запомнил, что маленький китенок в день прибавляет по 100 кг и кормит его мама молоком 7 месяцев.
Уч.: - Послушаем ребят группы «Лесные».
Аналогично проходит работа по заполнению таблицы.
Уч.:- Ваши вопросы ребятам.
-А у секвойи опадают листья? Они тоже большие?
-Это хвойное всегда зеленое дерево. Не опадают. Листья 25 мм в длину.
-А у нее есть шишки, как у сосны?
-Есть шишки, а в них семена.
-А где они растут?
-В Америке.
-А если посадить у нас в городе, она вырастет?
-Думаю, что нет. У нас ей будет холодно.
-А мы посадим в помещении.
-Ты не понимаешь, она 100 метров и больше еще бывает. К тому же толстая, ей сколько места надо!
-Сколько они живут?
-Некоторые 3000 лет.
-А как определили, что им столько лет? Рубили что ли и считали кольца?
-Не знаю, может по-другому, обязательно рубить что ли надо?
Уч.: - Ребята, вы познакомились с небольшими текстами о жизни самых больших живых существ и не на все вопросы смогли ответить. Как же быть? Оставить вопросы без ответов?
-Нет, надо поискать ответы в энциклопедии.
-В интернете узнать.
-Лучше фильм научный посмотреть, так интересней. У меня специальный канал о животных есть.
5 шаг.
Уч.:- Прочитайте вопрос на альбомном листе (стр.21). Обсудите в группах.
- Это удав из мультфильма «38 попугаев». (К сожалению, почти полкласса не видели этот мультфильм, надо будет посмотреть!)
-Почему же удаву больше понравилось измерять свою длину в попугаях, чем в мартышках?
-В попугаях число больше. Удаву хотелось казаться длиннее. Мерка меньше - самих мерок больше. Мы по математике об этом говорили.
Уч.: - А как вы думаете, чем удобнее измерять длину ваших живых существ?
- Вашей метровой линейкой.
-Рулеткой. Моя рулетка длиной 5 метров. Ей быстрее получится.
6 шаг.
Уч.: - Сейчас вы возьмете рулетки, сантиметровые ленты и мелки. Мы пойдем в спортивный зал. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?
- Отмерить длину наших животных и дерева? Нарисовать?
-Догадались!
Ребята по группам откладывали длину и ширину своих живых существ, пользовались данными таблицы. Анаконду отмерили быстрее всего. Предложила всем детям построиться вдоль ее длины. 23 человека (одного ребенка забрали) заняли только 2/3 ее длины. Дети удивлены. А дальше все перешли к динозавру. Несмотря на то, что рисунок у детей не получился, длину его и высоту они отметили. Диплодок с трудом уместился в спортивном зале. Группа «Морского гиганта» 3-х метровый хвост была вынуждена откладывать на стене. По рисунку кита и побегали, и пошагали. Весь класс поместился на голове у кита. Для измерения секвойи все вышли в коридор. Отмерив 60 метров, уперлись в стену, где отмерить еще 40 метров? Одни дети встали в начале, в отметке 0, другие в отметке 60 м, махали друг другу руками. Решили, что на прогулке отмерят 100 м и посмотрят на реальный размер секвойи.
Возвращаясь в класс, сматывая рулетки, многие по доброму завидовали группе «Лесные», называли рекордсменами.
7 шаг.
Уч.: - Что вас удивило? Какой информацией вы бы поделились с другом?
-Что бы хотелось еще узнать об этих живых существах?
Рустам:- Я буду просит маму, чтобы мы поехали в США, где растут секвойи, хочу поглядеть своими глазами на них.
Рома:- Если поедешь, сфоткайся, нам покажешь. Будешь, как лилипут в стране великанов.
По времени: 2 урока с переменой - полтора часа. 1 мой урок, попросила у учительницы по физкультуре 2 урок, таким образом, зал был наш, где и проходила практическая часть занятия.
Действительно, когда сообщаешь детям – второклассникам цифры, для них это ни о чем не говорит, а когда они сами отмерили, прошагали, пробегали, построили, вот тут- то и открылась для них реальная картина.
Вложение | Размер |
---|---|
dsc07646.jpg | 3.68 МБ |
dsc07647.jpg | 3.22 МБ |
dsc07648.jpg | 3.41 МБ |
dsc07649.jpg | 3.71 МБ |
dsc07651.jpg | 3.45 МБ |
dsc07652.jpg | 3.95 МБ |
dsc07654.jpg | 3.79 МБ |
dsc07658.jpg | 3.88 МБ |
dsc07660.jpg | 3.52 МБ |
dsc07662.jpg | 3.62 МБ |
dsc07664.jpg | 3.47 МБ |
sekvoyya_kit_anakonda_diplodok.docx | 19.54 КБ |
kartinki_k_otkrytomu_uroku.docx | 1.19 МБ |