Записки гостя из XIX Сахаровских чтений

Сахаровские чтения – вкус науки

 

Честно говоря, мало кто из родителей мечтает видеть в будущем своих детей как ученых. Да и большинство юношей и девушек особенной страсти к науке не проявляют. Однако… Иногда хочется попробовать себя в этой роли и тем и другим. И оказывается, что возможность это сделать на достаточно приличном уровне есть, в том числе, и в Петербурге.

В будущем году уже в двадцатый раз перед школьниками, имеющими вкус к науке, откроются двери на конференцию, где можно представить свои первые научные исследования. И это не игра в науку, а реальный опыт ее презентации друг другу.

Вот и в середине этого мая в Лицей «Физико-техническая школа» (ФТШ) съехались ребята из Южной Кореи, Сингапура, Казахстана, Украины, Белоруссии и различных уголков России, чтобы представить свои изыскания перед учеными экспертами, учителями и своими сверстниками.

Когда видишь названия тем секционных и стендовых докладов, понимаешь, что вкус науки участники, прежде всего, ощущали через эксперимент, через размышления и расчеты, приложимые к приятной и тревожной практике жизни.

Ну, вот, к примеру, «Грохочущая капля» (А. Шагал, СПб), «Подготовительная обработка частиц для дыхательной терапии в пульмонологии. Эффект морфологии частиц» (Цхао Руан Фенг, Сингапур), «Динамика вращательного движения жидкости, содержащей мелкие частицы, на примере стакана с чаем» (Г. Стерлинг, СПб) и другие. Это по физике. А вот по математике: «Применение метода Монте-Карло для прогнозирования результатов футбольных матчей» (А. Выговский, Могилев), «Математика толпы» (А. Стрекаловский, Новосибирск), «Числовая гармония мира. Теория Марутаева М.А. и современная музыка» (А. Владиев, Ю. Михайлов, Калининград). Конечно, были доклады и с более абстрактными названиями. Много тем представлено по биологии. По ассоциации с советской и нынешней политической ситуацией в стране лично мне запомнилась такая тема: «Изучение зависимости частоты навязчивой двигательной стереотипии от усложнения среды обитания у белки обыкновенной (Sciurusvulgaris) в неволе» (Ю. Цветкова, О. Лукьянчук, Москва). Это замечательное исследование по этологии проводилось в природно-историческом парке «Битцевский лес» и основной его вывод в том, что не каждый вид обогащения среды обитания эффективно снижает двигательную стереотипию. (А я все о своем…Действительно, если после десятка советских ВИА обогатить музыкальную среду сотней представителей «фабричной» попсы, то эффект снижения нашей стереотипии будет мало заметен.) И разумеется много тем по экологии: «Изучение влияния ручья на перераспределение поясных сообществ макрозообентоса на литорали Белого моря» (Д. Малышева, М. Плотников, СПб), «Ход восстановления растительности после пожара на острове Олений» (Е. Воробьева, Е. Слободкина, Москва) и т.д.

Знаменательно и замечательно, что традиционно, открывая Сахаровские чтения, в большом зале перед всеми участниками выступает Жоре́с Ива́нович Алфёров,советский и российский физик, академик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Его мощная творческая биография, личная связь с историей передовой науки и напутственные слова, обращенные к юным исследователям, дают хороший импульс к началу работы конференции, создают некий дух преемственности в поиске истины. Ребята внимательно слушают и чувствуют, что возможно и они когда-то станут нобелевскими лауреатами, что первый шажок в направлении науки они делают уже сейчас.

Не менее живо и увлекательно звучит выступление директора ФТШ Михаила Георгиевича Иванова. Его судьба тесно связана с преподаванием физики и, поэтому он говорит о близком ему мастерстве, о судьбе великого преподавателя физики в ХХ веке – Ричарде Фейнмане. Участники видят слайды и видеофрагменты о нем, узнают казусы и анекдоты действительно живой физики. Все это создает легкую атмосферу, находясь в которой понимаешь, что наука это не только рутина, но и забавное жизненное творчество. Взрослая наука оказывается не такой уж и взрослой, не такой уж и школьной, а по-озорному умно-сладкой, то есть не приторной.