Сотрудничество с ВУЗами в организации исследовательской деятельности учащихся
Учитель КГОАУ «Школа космонавтики» Лемешкова В.В.
Сотрудничество с ВУЗами в организации исследовательской деятельности учащихся
«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже
дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию…»
Н.А.Бердяев.
Сотрудничество с высшей школой является важным звеном в исследовательской деятельности учащихся. Возможность получить консультацию необходима, когда исследование начинается с нуля, зачастую планируя создать нечто интересное и важное, вы с ребятами имеете только исключительно интересную идею. Для того чтобы идея в итоге стала значимым продуктом необходимо компетентное руководство грамотного специалиста.
К научным сотрудникам мы обращаемся не с каждой работой, а в тех случаях, когда выбранная тема требует специфических знаний и умений, которые самостоятельно найти не удаётся. Так, например, в проекте Роснано мы обратились к Вильяму Александровичу Соколенко. У нас родилась интересная идея и у мастера мы нашли необходимое оборудование и опыт, благодаря занятиям с мастером ученица выполнила успешный проект.
У нас многолетние традиции сотрудничества с музеями, мы неоднократно обращались за помощью к ведущим сотрудникам красноярского краеведческого музея, благодаря этому мы с детьми имеем возможность работать в архивах краеведческого музея.
Самые масштабные работы выполнялись в сотрудничестве с консультантами из нескольких ВУЗов. Так работы «Технополис Восточный» и «Проект экспериментальной площадки» создавались в течение нескольких лет и с возникающими вопросами мы обращались в администрацию Сосновоборска, к главному инженеру граждан-проекта, к экономистам, к машиностроителям, к проектировщикам солнечных батарей. Тогда мы наладили тесные связи с преподавателями СибГАУ, СФУ, СибГТУ. Работы этих учеников стали самыми титулованными за годы моей практики. Ребята трижды победили в абсолютном первенстве края. Успешное исследование и талантливые ученики, это штучный товар. И эти ребята могут быть примером настойчивости, любознательности и целеустремлённости. Они еще, будучи учениками, отлично зарекомендовали себя в научной деятельности и, поступив в ВУЗы, успешно продолжают работу. Алексей Кожуховский стал победителем конкурса в СибГАУ, Роман отлично учится и участвует в конкурсах СФУ.
Мои ученики часто выбирают исследования именно в той области, с которой планируют связать своё будущее, так Александра, будучи ученицей, работала над сайтом посёлка и мы сотрудничали с преподавателями информатики из КГПУ, теперь Саша их студентка.
Самой сложной работой для меня стала тема о рабстве в Сибири. Александр Станиславович Хромых посоветовал нам обратится к Быконе Геннадию Федоровичу и мы год работали над этой темой под его руководством, в итоге ученица стала призёром на краевой конференции и получила два диплома лауреата в Москве на конкуре Вернадского. Сольвейга в Москве была очень убедительна и очень понравилась жюри, её даже приглашали в столичный ВУЗ продолжить работу на историческом факультете, но ученица планировала поступить в технический ВУЗ, и в настоящее время она студентка СПбНИУ ИТМО.
Последние годы мы работаем с космическими снимками и сотрудничаем с ЦУПом в СибГАУ, нас курирует Юронен Юрий Павлович (зам. Директора НОЦ ИКИВТ СибГАУ, к.т.н.доцент, декан факультета «Информационные технологии обработки данных дистанционного зондирования земли»).
К сожалению, каждого своего ученика вывести на уровень сотрудничества с преподавателями ВУЗа невозможно, здесь требуется незаурядное отношение к работе, увлечённость и преданность делу. Когда приходят такие ребята, мы оставляем добрую память о себе, и нам рады, куда бы мы ни обратились с очередной идеей или проблемой.
Сотрудничество с преподавателями несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Ученик оценивает себя в новой ситуации и ставит перед собой выбор к чему стремиться, нужна ли ему в жизни наука и общение с научной средой.
Кроме работы над учебными исследованиями благодаря сотрудничеству с преподавателями высшей школы ребята могут получить опыт общения с людьми науки, определиться с будущей профессиональной деятельностью, развить свои коммуникативные навыки, наиболее полно раскрыть свои способности. И если, как говорил Дмитрий Анатольевич Медведев – «Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком», то я своей деятельностью способствую достижению этой цели.
В рамках программы школьного этапа программы «Ориентир – ВУЗ» с 15 по 28 февраля 2014 года несколько значимых мероприятий для учащихся были организованы:
19 февраля в Сибирском государственном технологическом университете (г. Красноярск) курсанты «Школы космонавтики» приняли участие в межрегиональной научно-практической конференции школьников, студентов, аспирантов и молодых ученных «Экологическое образование и природопользование в инновационном развитии региона», проходившей. 11 учащихся нашей школы защищали свои исследовательские работы на шести секциях.
Жюри из преподавателей Технологического университета отметило актуальность и высокий уровень изучения заявленных тем. По результатам конференции восемь ребят: Гончар Анастасия, Сушинская Ольга, Коновал Дарья, Макаревич Михаил, Васильева Анна, Лемешко Александр, Сидельников Лев, Правдин Денис - получили сертификаты участников межрегиональной научно-практической конференции, а трое учащихся стали призёрами: Лаушкин Сергей - 1 место на секции «Информационные технологии в экологии, образовании и природопользовании», Александров Георгий и Нерушкина Елизавета - 1 место на секции «Технические решения в вопросах рационального природопользования и защиты окружающей среды».
26 февраля группа учащихся 10-11 классов посетила музей градообразующего предприятия «Горно-химический комбинат» (ГХК). Ребятам рассказали о прошлом, настоящем и будущем предприятия, о людях, создававших комбинат в суровые годы «холодной» войны, ковавших ядерный щит советского государства, и тех, кто сегодня, решая уже иные задачи, служит России во имя будущего.
Состоялась встреча с сотрудниками по организации целевого набора на предприятие. Разговор касался выбора будущих профессий. Ребята задавали вопросы о перспективах развития предприятия, о преимуществах работников ГХК, о направлениях специальностей, которые будут востребованы на предприятии через 5 лет.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
- Войдите на сайт для отправки комментариев