2. Кейс № 1: Сети
Уважаемые коллеги!
В качестве первого кейса будут рассмотрены социальные сети.
Понятие «социальная сеть», вошедшее сегодня в нашу жизнь вполне устойчиво, родилось в 1954 году. По мнению многих исследователей - его автором стал английский социолог Джеймс Барнс, впервые упомянувший термин в своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». «Социальные сети» в Интернете - явление еще более - новое, возникшее в последнее десятилетие. Они отличаются от существовавших ранее способов сообщения, прежде всего, четкой персонализацией, позиционированием и самостоятельностью каждого участника системы. При этом общение изначально привязывается к личности, что подразумевает знакомство с человеком, с которым проводится общение в сети. В настоящее время в мире прослеживается эволюция «социальной сети» от простой графической схемы до многомерной информационной структуры. Современная «социальная сеть» способна развиваться без помощи администратора. В такой сети пользователи сами создают новые «страницы в блокноте» (ресурсы сети) и, тем самым, делают базу сети более информативно насыщенной.
По данным Интернет триумфальное завоевание мира социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его российским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов.
MySpace и Facebook (российские аналоги – Мой мир и Вконтакте) сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении, ориентируясь на пирамиду Маслоу (пирамиду потребностей), для которой характерно признание потребности в самовыражении считать высшей потребностью личности. Социальные сети такого рода эксперты считают платформой, которая позволяет каждому человеку создавать виртуальную оболочку своего «творческого я».
По сути дела – социальные сети – это театр, издательство, концертная площадка для любого человека, человек может не только заниматься творчеством, но и делиться этим творчеством с многомиллионной аудиторией.
Ниже вы видите небольшую статистику использования социальных сетей на май прошлого года
Как Вы можете видеть, самая популярная социальная сеть в России – vk.com (Вконтакте), за месяц её посещают порядка 50 млн человек. На втором месте – Одноклассники – 43 млн ежемесячных посетителей.
Подробную статистику Вы можете почитать в весьма, на наш взгляд, интересной статье Социальные сети в России, лето-2013: цифры, тренды, прогнозы на сайте Хабрахабр (http://habrahabr.ru/company/palitrumlab/blog/186422/ )
На страницах глобальных и наиболее известных в мире (Facebook, Google+) и в России (Вконтакте, Одноклассники) социальных сетей учитель может найти множество тематических сообществ – платформ коллективного накопления знаний, успешно вытесняющих личные страницы (блоги). Успешно существуют сообщества и по образовательной тематике. Ниже несколько примеров:
http://vk.com/english - открытая группа любителей английского языка,
http://vk.com/podslushanodebatyschool - для подготовки к дебатам,
http://vk.com/debatespb - официальный сайт по дебатам в Санкт-Петербурге,
http://vk.com/teacher_club - группа для учителей,
http://vk.com/club23019739 - играть в шахматы для тренировки памяти и логического мышления,
Для учителя особенно интересными будут социальные сети, ориентированные непосредственно на нужды учителя (Дневник.ру, Instudies.com).
На школьной образовательной сети Дневник.ру имеет смысл остановиться отдельно, возможно, Ваша школа уже подключена к этой сети.
Страница входа в сеть выглядит так:
Функционал сети кратко представлен на странице.
Обращаю Ваше внимание на статью под названием "Несколько дней из жизни школы с Дневник.ру". Она во многом обозначает именно видение авторов проекта, нопрактическое его применение расписано весьма и весьма подробно.
Социальная сеть Instudies.com - развивающаяся, но пока не очень популярная социальная сеть, в первую очерель ориентированная на студентов и преподавателей ВУЗов и других образовательных учреждений, работающих по этой модели обучения. Учителям она будет, наверное, не так интересна, но вот будущим студентам вполне.
В приложенных файлах Вы найдёте рабочую тетрадь, посвящённую теме социальных сетей. Она выполнена в своё время одним из тьюторов этого семинара. И хотя статьям, которые там представлены, уже несколько лет, они не потеряли своей актуальности.
Предлагаю Вам ознакомиться с этой тетрадью. Выполнение заданий к предложенным к ней текстам может быть зачтено в рамках этого занятия.
Трендом последних несколько лет стали совершенно особы образовательные социальные сервисы - MOOC (Massive Open Online Course, Широкодоступные он-лайн курсы). Предлагаю Вашему вниманию замечательную презентацию от команды edutainme.
Три самых крупных игрока (Coursera, edX, Iversity) предоставляют каждый более сотни курсов, в которых могут одновременно обучаться тысячи человек (количество ограничено только загруженностью системы). Это особенно актуально сейчас, когда центр Digital October объявила о начале перевода курсов Courser'ы на русский язык и размещения их в свободном доступе
Настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с аналитическим обзором Российские образовательные онлайн- платформы, подготовленным Центром образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО. Похоже, это самый лучший из всех существующих обзоров на данный момент.
Задание:
Выполните одно из предложенных заданий:
1. Изучите рабочую тетрадь в Приложенных файлах. Выполните все задания к как минимум двум из предложенных текстов.
Задание отправляйте по электронной почте apple@schoolnano.ru вместе с остальными заданиями.
Трудозатраты учащихся и зачетные единицы:
6 часов / 4 зачетные единицы
или
2. Изучите статью в Приложенных файлах. Посмотрите, как изменилась ситуация с социальными сетями по сравнению с 2010 годом. В ввиде короткого эссе (не более 1000 знаков) зафиксируйте эти изменения.
Эссе отправляйте по электронной почте apple@schoolnano.ru вместе с остальными заданиями.
Трудозатраты учащихся и зачетные единицы:
6 часов / 4 зачетные единицы
Вложение | Размер |
---|---|
skolkovo_sedec_rusonline.pdf | 224.53 КБ |
Рабочая тетрадь профессиональные сети Нового поколения.doc | 686 КБ |
Социальные сети как текст.docx | 27.34 КБ |