Отчёт о нанонеделе МБОУ гимназии № 3 в Академгородке, Новосибирск

Нанонеделя-2014 в МБОУ гимназия № 3 в Академгородке

Погружение в наномир

Материалы подготовлены школьным координатором Федеральной инновационной площадки в рамках всероссийской программы «Школьная Лига Роснано», зам. директора по УВР, Рекичинской Е.А.

Единение и удивление – эти два ключевых слова звучат в мнениях учителей и школьников  о прошедшей нанонеделе в гимназии

С 12 по 19 марта в гимназии прошла IIIВсероссийская Школьная неделя нанотехнологий и технопредпринимательства по инициативе школ, участниц Программы «Школьная Лига Роснано», и при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Минобрнауки НСО, ГУО мэрии г. Новосибирска (письмо Минобрнауки РФ от 24.02.2014 №14-192, Минобрнауки НСО от 03.03.2014 № 999-03/25, ГУО мэрии города Новосибирска от 11.03.2014 № 14/14/01115).

Основная задача события – показать школьникам и учителям, что инновации вообще и в области нанотехнологий, в частности, увлекательны и полезны, а также стимулировать интерес у старшеклассников к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в современных наукоёмких областях промышленности.

Погружение всего гимназического сообщества началось утром 17 марта в школе. В 8.00 ребята 10 В класса (кл. рук. Дьячкова Л. В.) раздавали флаеры о весенних наноиграх Школьной Лиги Роснано и приглашали всех к активному в них участию. На экране  шли презентации о конкурсах ШЛР, о всероссийской профильной смене «Наноград», фотографии наших школьников-участников программы. В соответствии с тематикой нанонедели была подобрана музыкальная композиция. Для педагогов был подготовлен банк материалов в области нанотехнологий – статьи, презентации, видеоролики. Оригинальные лекции на основе мультипликации по разной тематике: нано в медицине, энергетике, экологии, моде, армии, измерении, строительстве и т. д. Использовались материалы сайта Школьной Лиги Роснано www.schoolnano.ru

В течение недели проходили необычные уроки. На уроках информатики учителя рассказали о квантовом компьютере, на уроке химии и химическом практикуме получали наночастицы серебра и цветные стёкла, на уроках английского, немецкого и французского языков учащиеся смотрели и обсуждали презентации и видеоролики о нанотехнологиях и наноматериалах, на уроках математики создавали сказочные задачи, на уроках географии исследовали объекты олимпийской деревни «Сочи-2014» с точки зрения используемых нанотехнологий и наноматериалов, учебник «Нанобиология» работал на уроках биологии, азбуку наномира обсуждали на уроках русского языка, на уроках физики работали с материалами книги «Увлекательный мир нанотехнологий» и т. д.

В 5-11-х классах прошли классные часы по темам «Нанотехнологии вокруг нас», «Что такое нано?», «Поговорим о нанотехнологиях», «Микро и макро: дом в котором мы живём», «Знакомство с наномиром», «Путешествие по конкурсам Школьной Лиги Роснано», и др. Были организованы экскурсии в технопарк (6 А – кл. рук Конторович Л. Л.), в интерактивный музей «Галилео» (11 А – кл. рук Коряжкина С. А.), ИЯФ (5 В кл. рук Жакупова С. А.).

Учащиеся 9-х классов приняли участие в Академическом часе. Это была  лекция Федина Владимира Петровича (директор НИИ Неорганическая химия СО РАН)  «Пористые координационные наноматериалы» (отв. Дубцова Ю. Ю.).

         На параллели 11-х классов состоялись Дебаты по теме «Без внедрения нанотехнологий невозможен экономический рост Российской Федерации» (рук. Воронцова А. Л.).

Наша замечательная начальная школа тоже погрузилась в наномир. День начался с торжественной линейки, на которой школьный координатор Федеральной инновационной площадки в рамках всероссийской программы «Школьная Лига Роснано», зам. директора по УВР Рекичинская Е. А. и лидер среди школьников гимназии в рамках этой программы, ученик 11 А класса Злобин Андрей поздравили школьников, учителей и родителей с открытием нанонедели в гимназии, пожелали удачного погружения в наномир и пригласили к участию в весенних наноиграх. Погружение началось  активной разминкой в ритме нанотехно. Получив маршрутные листы, школьники отправились в научные лаборатории.

Учителями-предметниками и школьниками основной и старшей школы была организована работа 7 станций-лабораторий.

1. Смотрите – это нано! (физическая лаборатория, учитель физики  Коряжкина С. А. и учащиеся 10 В класса). Ребята узнали об умной пыли, оригинальной одежде с необычными свойствами, эффекте лотоса, который используется в современной индустрии, наноскальпеле и наношприце.

2. Волшебная химическая лаборатория (учитель химии Дубцова Ю. Ю. и учащиеся 11 А класса). Школьникам понравились опыты по получению оригинальной «зубной пасты», тумана, превращению бесцветной жидкости в цветную.

3. Нанобиология для нас (биологическая лаборатория, учитель биологии Горина Н. Д. и учащиеся 7 А класса). Ребята отметили полезную для себя информацию о нанотаблетках, видеоролик о наномедицине, замечательные сценки «На приёме у врача» и «В аптеке», которые разыграли семиклассники.

4. Информационные технологии (учитель математики и информатики Процко А. А.). Школьники обсуждали будущее в информационных технологиях и наноиндустрии, сделали мини-конспект по основным положениям презентации.

5. Живая математика (учитель математики Жакупова С. А. и учащиеся 5 В класса). Учащиеся 5 В класса рассказали о значении математики в нанотехнологиях и помогли всем ребятам в изготовлении ленты Мёбиуса.

6. Робототехника (учащиеся 11 В класса). Ребятам очень понравилось управлять роботами с сенсорного телефона, которых сконструировали старшеклассники.

7. Нанотехнологии в лингвистике (учитель русского языка и литературы Тимашева Е. В.). Ребята узнали, что слово нано пришло  из греческого языка  и обозначает «гном», «карлик», посмотрели мультипликационный видеоролик о том, как нанотехнологии помогли смешарикам.

 

Ученики начальной школы написали  отзывы о своём нанопутешествии. Некоторые описали, что они делали на станциях. Кто-то рассказал, что узнал нового, что понравилось, что не понравилось. Несколько школьников настолько увлёклись темой, что предложили свои идеи или продолжили рассуждение по теме в виде сообщений и эссе.

 

Из репортажа ученика 2А класса Артёма Леонова

…Наноуроки имели огромный успех среди учеников 2А класса. И у меня появилась идея о том, что здорово было бы придумать такой наночип и вживить его в мозг человека. Благодаря этому чипу человек мгновенно узнает базовый курс средней школы, и дальше он легко может наращивать свои знания, изучать предметы углублённо, повышать свой уровень с удовольствием и самостоятельно, потому что базовые знания он освоил в совершенстве.

 

Фадин Петр, 2А

Я хочу, чтобы нанонеделя была каждый месяц!

 

Крыцин Алёша, 4Б

Мне понравился наномир!

 

Мне хочется участвовать в таких днях, опытах, научных экспериментах!

Вдовин Игорь, Демчук Ксения, Горбунова Катя, Французова Рита, Кобзин Рома, Швецова Настя (4Б) и другие.

 

Мне нужны такие занятия. Они очень интересные. Я очень сильно хочу узнать побольше о наночастицах.

Казаков Артём, 4б

 

Этот день в школе был самым запоминающимся и интересным!

Еманов Кирилл, 2Б

 

Наш любимый НАНОДЕНЬ!

Горина Капитолина, 2Б

 

НАНО-это круто! НАНО – это классно!

Алёша.Симанов, Дубинина Мария, Терсенова Настя (2Б), Беспаленко Артём,  Янович Марина (4Б) и другие.

 

Дома я сделала ещё много лент Мёбиуса

Буслаева Оля, 2Б

 

Чудесный день!

Кирилл Соколов 2Б

 

Мне было интересно. Я много узнал(а) нового! Мне очень понравилось!

Пискун Максим 2а, Касьянова Настя, Бомштейн Юлия, Ким Эльмира 3Б

 

Я узнала много нового. Я бы хотела больше узнать об умной одежде и умной пыли. Мне кажется, что это гениальные изобретения для человечества. Изучать наномир можно и нужно, ведь мы  очень мало знаем об этих удивительных частицах.

Сызранова Софья, 4Б