8. Кейс № 7: Проверка знаний

ср, 09/04/2014 - 19:39 — Андрей Тяглый

Этот кейс посвящен различным способам проверки знаний учащихся. Компьютерные технологии помогают ускорить ручную проверку и проверять автоматически даже очень большие массивы данных.

Рассмотрим несколько простых способов это сделать.

I. Первый способ  - использование Google Forms для сбора информации и дальнейшей ей обработки.

Google Forms это часть сервиса Google Drive - облачного хранилища для пользователей почты и других сервисов от Google, которое в том числе позволяет создавать ряд файлов уникального формата и назначения, и формы - одни из них. Формы позволят Вам собирать информацию от пользователей и впоследствии обрабатывать её. Для использования этого сервиса Вам не нужно никакого дополнительного програмного обеспечения - только компьютер с доступом в интернет.

Про эту тему можно довольно легко найти исчерпывающую информацию в интернете. Несколько ссылок Вы видите ниже, рекомендуем Вам ознакомиться с ними:

https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=6885&showentry=2489

http://www.nachalka.com/forms

http://www.ayratmusin.ru/2013/07/use-google-docs-create-tests-with-google-docs-forms.html

https://sites.google.com/site/povyseniekvalifikacii/Home/forma

Наша инструкция во многом их повторяет, но тем не менее мы посчитали нужным её создать

Итак, первый шаг это регистрация -  создание аккаунта Google. Для этого нужно создать почтовый ящик на домене gmail.com

Помните, что фамилию и имя можно вводить на любом языке, а почтовый ящик только латинскими буквами.

Нажав Далее Вам либо будет предложено подтвердить свою регистрацию с помощью SMS, либо Вы сразу окажите в почтовом интерфейсе.

Для доступа ко всем возможностям Google нажмите на плитку в верхнем правом углу экрана.

Сейчас нас будет интересовать Диск.

Оказавшись в Диске, обратим внимание на кнопку создать в левом верхнем углу. Если нажать на него, появится выпадающий список. Нажмём на "Форму".

На следующей странице мы сможем ввести название формы - в нашем случае это "Тест" и тему (шаблон) оформления. Мы выберем самое простое оформление, чтобы не отвлекаться на детали.

На следующем шаге Вы приступаете непосредственно к созданию формы.

В любом случае, создаёте Вы опросную форму или тест, Вы можете настроить его таким образом, чтобы форма была доступна всем пользователям. Для этого в настройках формы оставьте только галочку  "Показывать ход выполнения в нижней части страницы".

Кроме ранее введённого названия Вы также можете ввести описание (тема теста/опроса, критерии оценки и т.д.)

После этого Вы будете постепенно создавать тест, один вопрос за другим. Вы всегда можете ввести сам вопрос, пояснение и выбрать тот тип вопроса из выпадающего списка, который подходит более всего

Также всегда можно дублировать ранее созданный вопрос, редактировать его или удалить - для этого нажмите на пиктограммы справа. Также можно сделать вопрос обязательным (без ответа не него форму невозможно отправить)

Так выглядит полностью готовый вопрос теста

А так выглядит добавление следующего вопроса, на этот раз типа Текст - со свободным ответом.

Обратите внимание - мы можем использовать механизм проверки данных, чтобы с самого начала не дать ввести неправильный/некорректный ответ. Особенно это будет полезно для тестов по математике и точным наукам, когда ответ это некая цифра или формула.

Часто к тесту необходимо добавить ещё и картинку или видео. Сервис позволяет это сделать с помощью элементов "Изображение" и "Видео".

Также мы можем настроить тест таким образом, чтобы все  вопросы не показывались сразу на одной странице, а появлялись один за одним. Для этого используйте элемент "Разрыв страницы".

Чтобы посмотреть на итоговую форму, нажмите на кнопку

 

в верхнем меню веб-страницы.

Вы увидите созданную вами форму/тест именно так, как она будет выглядеть после завершения.

Однако Вы по-прежнему можете вернуться к редактированию, нажав на кнопку

которую Вы увидите в верхнем правом углу страницы. 

На странице редактирования формы изучите верхние пункты меню. По своей структуре они похожи на интерфейс MS Word или MS Exel и будут Вам знакомы.

Если Вы нажмёте на кнопку "Принимать ответы", Вы закроете - выключите форму - она останется, но будет не доступна для заполнения, пока Вы её снова не включите.

В самом низу страницы редактирования формы можно настроить сообщение, которое получает респондент после завершения теста, а также указать ряд других важных настроек.

Наконец, когда Ваша форма полностью готова, нажмите Отправить. Вы увидете следующее сообщение.

Таким образом Вы можете отправить форму по электронной почте, поделиться формой в социальных сетях или встроить форму на стороннюю веб страницу, получив код для встраивания (именно так Вы в самом начале проходили регистрацию на наш образовательный семинар)

Итак, допустим, Вы создали тест, он был пройден учениками и теперь нужно посмотреть и проверить его результаты.  

Нажав на кнопку "Посмотреть ответы", Вы в новом окне откроете таблицу, очень похожую на обычную электронную таблицу MS Exel. Google создаёт её автоматически вместе с формой.

В столбцах страницы Вы увидите все ответы респондентов. На наш тест никто ни разу не отвечал, поэтому запонена только шапка таблицы - Вы видите, что она совпадает с вопросами, которые мы ввели ранее в форме.

Пока эта форма анонимна, но всё что нужно сделать - не забыть вставить в форме в качестве первых вопросов Фамилию, Имя и класс.

Все пункты меню в этой таблице похожи на знакомые Вам элементы MS Exel. Файл можно редактировать прямо там, но Вы можете через меню Файл - Скачать как... сохранить этот файл на Вашем компьютере в формате .xlsx.

Отдельным этапом является обработка данных, когда Вам нужно создать механизм для автоматической проверки уже введённых данных.

Для этого можно создать механизм замены в таблице правильных ответов на количество баллов (1, 2), а неправильных на 0, чтобы затем вставить простейшую формулу СУММА и получить итоговое количество баллов по каждому ученику.

Один весьма продвинутый способ автопроверки описан в этой статье https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=9767&showentry=2748 

В форме через понель инструменты Вы можете открыть "Редактор скриптов" или "Коллекцию скриптов", но работа с этими инструментами доступна только продвинутым пользователям. Даже преподаватели ИКТ в школа в большинстве своём не владеют скриптовыми языками программирования (Perl, Python, Ruby, Java Script)

Кроме этого Вы можете использовать

- Фильтры и сортировку - чтобы выделить правильные ответы в конкретных столбцах.

- Поиск и замена по столбцам (выделяем столбец, нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+H и заменяем нужные значения.

- Использование формулы IF. Подробно об этом написано в этой статье http://www.ayratmusin.ru/2013/07/use-google-docs-autocheck-tests-in-google-docs-forms.html


I. Второй способ  - on-line сервисы, которые достаточно легко можно найти в интернете.

Мы намеренно не будем останавливаться на этом подробно, так как предлагаем Вам попробовать найти и освоить эти сервисы самостоятельно.

Например, если Ваша школа уже подключена к школьной образовательной сети Дневник.ру, то она предллжит Вам модуль проверки знаний. Он позволет создавать тесты для своего класса, школы и ли глобальные, в том числе доступные и тем, кто не является пользователем этой социальной сети. Результаты проверяются автоматически и их можно также сохранить в формате MS Exel

Из других сервисов упомянем БанкТестов.ру.

Из его преимуществ:

Можно проходить тесты без регистрации, пройдя по ссылке.

Можно отслеживать результаты тестирований по всем созданным Вами тестам, по каждому человеку, например, своих учеников.

Возможно создавать вопросы и ответы, содержащие картинки.

Наличие разных типов вопросов в каждом тесте.

По каждому тесту возможен не только суммарный подсчет баллов по всему тесту, но и по каждой категории вопросов в отдельности, что позволяет вести мониторинг результатов по нескольким разрезам, например, в одном тесте по математике можно раздельно отслеживать уровни владения операциями сложения и умножения.

Отрицательной стороной является:

Не очень удачный дизайн и не слишком удобный интерфейс.

Большинство выложенных тестов не имеет отношения к образованию, а тесты в целом не проходят модерацию руководства сайта.

Задание:

 

Выполните одно из предложенных заданий:

1. С помощью сервиса Google Form создайте тест. Ссылку на прохождение этого теста пришлите по электронной почте apple@schoolnano.ru.

Тест обязательно должен содержать следующий вопрос:

В каком году родилась концепция "Всемирной паутины"? и варианты ответа:

  • 1958;
  • 1970;
  • 1989 - правильный ответ;
  • 1995.

Трудозатраты учащихся и зачетные единицы:

6 часов / 4 зачетные единицы

или

2. Изучите самостоятельно создайте тест или опрос в одном из on-line сервисов для их создания (кроме Google Form).

Тест может быть на любом материале школьной программы. Для подтверждения того, что тест создан вами, сделайте несколько скриншотов экрана (клавиша PrtScr или Print Scrn) в процессе создания теста. О том, как сделать скриншот экрана, можно легко найти в интернете.

Ссылку на этот тест вместе со скриншотами пришлите по электронной почте apple@schoolnano.ru.

Трудозатраты учащихся и зачетные единицы:

6 часов / 4 зачетные единицы