Тема 6. Кинестетический опыт
Макет занятия по теме:
Очевидное и невероятное об илистом прыгуне.
1. Ребята берут по одному фрагменту разрезанных картинок (сом , рыба- меч, бычок, окунь, илистый прыгун). Составляя общую картинку. Рассаживаются по группам.
2. Предлагается просмотреть учебные тексты с кратким описанием строения и названия каждой рыбы и идентифицировать «своих» рыб.
3. На столах, помимо собранной ими картинки с «их» рыбой, лежат картинки с изображениями рыб соседних групп, и две картинки с изображением морского дна и морских вод.
Задание: рассмотрите внимательно рыб и попробуйте «расселить» их в зависимости от особенностей строения тел (дети, конечно же, могут применять ранее полученные знания о среде обитания той или иной рыбы). Так, могут возникнуть предполагаемые варианты «расселении» и рассуждений: рыба - меч и окунь имеют хорошо развитые плавники и плоское тело, поэтому им проще жить в толще воды; у сома и бычка плоские животы, значит, они много времени проводят, лежа на дне. Возникнут затруднения с рыбкой, у которой и хорошо развиты плавники, и нет плоского живота (илистый прыгун). Каждая группа предложит свой вариант расселения.
4. Предлагается посмотреть видеоролик из интернета об илистом прыгуне с целью ответа на проблемный вопрос, поставленный для каждой группы в отдельности (особенности строения рыбки, особенности передвижения, особенности питания, среда обитания, особенности поведения) и сформулировать краткий рассказ.Причем другим группам предлагается сначала записывать, чтобы потом задать возникшие «вопросы-непонятности». С целью поиска ответов на «вопросы-непонятности» можно предложить ребятам представить себя на месте такой рыбки. Как бы они справлялись с возникающими трудностями…
5. Итогом занятия может быть рисунок среды обитания илистого прыгуна (ландшафтный рисунок), созданный каждой группы в отдельности, с учетом всех особенностей данной рыбки, оговоренных группами, и видеоролика, с дальнейшей презентацией рисунков.