Дни межпредметной интеграции в МАОУ-лицее №2 г.Альметьевска

   В рамках недели (с09.04-16.04.2014г.) математики в МАОУ-лицее№2

г. Альметьевска были проведены Дни межпредметной интеграции.

1.     09.04.- традиционно, на базе нашего лицея была проведена XIрегиональная научно-практическая конференция научных обществ учащихся «Школьники – науке XXIвека» организованная Управлением образования Альметьевского муниципального района, Благотворительным фондом «Одаренные дети» ОАО «Татнефть». На конференции работали 13 секций по различным направлениям и были представлены 142 научных работы учащихся с городов юго-востока Татарстана.

2.     10.04-муниципальный  этап конкурса «Юный программист»

Ф.И.О. учащихся полностью

возраст (класс)

Название проекта (+URL для web-сайтов)

Номинация

Ф.И.О. учителя полностью

Место

Дементьев Илья Игоревич

8 класс

Fidz

web-проекты

Гильманова Гульнара Рафикова

II место в номинации

Марданов Тимур Рустемович, Куренов Антон Юрьевич

10 Б класс

Программа вычисления остатка жидкости в цилиндрической цистерне

программирование

Солдатова Светлана Егоровна

I место в номинации

 

3.     12.04-Соревнование лего-роботов в Альметьевском филиале КГТУ им.Туполева

 

4.     14.04. – космический бой для учащихся 5-х классов.

Ф.И.О. учителей: Домнина Марина Николаевна

Свиридченко Светлана Викторовна

школа: МАОУ - лицей № 2

предмет: математика + астрономия

Космический бой в 5 классе

Цели:

·         развивать познавательный интерес, интеллект;

·         воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

·         формировать дружеские отношения, умение работать командой

Общие положения

    Космический бой – соревнования двух команд в решении математических и астрономических задач. Состоит из двух частей: решение задач за определённое время и сам бой, когда команды в соответствии с правилами  рассказывают друг другу решение задач.

Ход и правила

ü  Разбиваем ребят на команды. Команды придумывают себе названия.

ü  Ведущий объясняет правила игры.

ü  Командам предлагаются задачи для решения на определённое время. В данном случае 20 минут. Участники по возможности должны найти все решения каждой задачи, придумать вопросы для оппонирования, а так же определить на какую задачу стоит вызвать команду соперников.

ü  Ведущий объявляет конкурс капитанов. Победившая в этом конкурсе команда решает: будет ли она вызывать команду соперников на определённую задачу, или будет вызвана соперниками.

ü  После этого вызванная команда сообщает, принимает ли она вызов, т.е. согласна ли рассказывать решение задачи. Если «да»,  то она выставляет докладчика,  а вызвавшая команда оппонента. Если «нет», то докладчика выставляет вызвавшая команда, а отказавшаяся выставляет оппонента.

ü  У доски докладчик рассказывает решение.

ü  После окончания доклада оппонент имеет право задать вопросы докладчику и дать свою оценку:

a)      «Признаю решение правильным»;

b)      «Признаю решение правильным, но с пробелами» (указать какие);

c)      «Признаю решение неправильным» (указать ошибки).

ü  После окончания диалога докладчика и оппонента жюри
задает  свои  вопросы  и  начисляет  баллы.  Каждая  задача оценивается   в    12   баллов,   которые   по   итогам   раунда распределяются между докладчиком, оппонентом и жюри. Если докладчик рассказал правильное и полное решение,  то ему присуждаются все 12 баллов. В противном случае жюри снимает баллы за пробелы в решении. Если пробелы в решении не были отмечены оппонентом, то эти баллы присуждаются жюри, если на них было обращено внимание оппонента, то баллы присуждаются оппоненту.

ü  Побеждает та команда, которая по окончании боя набирает больше баллов.

ü  Жюри награждает победителей.

 

Для проведения игры понадобится

1.  Одна задача для конкурса капитанов.

2.  Четыре задачи для каждой команды.

3.  Протокол жюри (см. Приложение 1).

 

Предлагаемые задачи

Для конкурса капитанов

Что означает слово «астрономия»?

Ответ: Наука о звёздных законах

 Для каждой команды

1. Межгалактическая экспедиция профессора Селезнева в результате проведенных ею измерений установила, что диаметр Земли составляет 13068 км, диаметр Меркурия в 2,7 раза меньше диаметра Земли, а диаметр Луны в 1 и 31/79 раза меньше диаметра Меркурия. Какие результаты измерений диаметров Луны и Меркурия получила экспедиция?

2. Диаметр Земли примерно 12 800 км. Диаметр ее самого крупного спутника 3 480 км. Какую часть диаметр Луны составляет от диаметра Земли? 

3. Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27 сут. 7ч 43 мин  11с. Сколько это секунд?

4. Сатурн совершает полный оборот вокруг своей оси в течение 36 960 с, а Юпитер – в течение 35 729 с. Вырази это время в мерах высших наименований.

 

Приложение 1

Протокол космического боя

Команда

Команда

1.к

 

1.к

 

2.

 

2.

 

3.

 

3.

 

4.

 

4.

 

5.

 

5.

 

6.

 

6.

 

 

Задание для капитанов: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Победил капитан команды _________

Ход боя

Команда

Вызов на задачу

Команда

Жюри

Докладчик (оппонент)

Очки

Очки

Докладчик (оппонент)

Очки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

 

Жюри

Ф.И.О.

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     16.04- метапредметный урок

Урок математики в 6 классе на тему « Решение уравнений»

учителя математики МАОУ – лицея № 2 г. Альметьевска

Слепцовой Юлии Михайловны

Цели урока:

·        с помощью математической модели обеспечить понимание учащимися отличия между решением уравнения на основе зависимостей между компонентами и по свойствам арифметических действий;

·        вызвать у обучающихся практический интерес к предмету, решая задачи с практическим содержанием;

·        формировать у учащихся навыки решения простейших уравнений на основе свойств арифметических действий;

·        эффективно использовать знания в реальной жизни;

·        побуждать учащихся к преодолению трудностей при решении задач.

На данном уроке дети должны:

·        Усвоить понятие линейного уравнения;

·        Закрепить алгоритм решения уравнения;

·        Закрепить  решения простейших линейных уравнений.

Метапредметные результаты:

-выделять признаки объектов;

-анализировать  объекты;

-сравнивать объекты по выделенным признакам;

-делать выводы.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

II.               Анализ контрольной работы.

III.           Актуализация знаний учащихся.

Зачем нужно изучать уравнения? Наверно, этот вопрос задают многие учащиеся. С помощью данного урока, надеюсь,  я помогу ответить и найти ответ на интересующий ваш вопрос.

Решение многих практических задач сводится к решению уравнений. Решение уравнений применяется в строительстве (дороги, мосты и т.д.), архитектуре. При составлении прогноза погоды, геологии и т.д. В построении графика годового цикла состояния человека.

Уравнение – это не только сухой математический термин, это язык алгебры! «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», - писал великий И. Ньютон в своем учебнике алгебры, который называется «Всеобщая арифметика».

Классу предлагаются слайды с устными упражнениями, основанными на фактах из истории Москвы. Решение предложенных уравнений даст возможность познакомиться с историческими событиями:

№ 1.В каком году по приказу Петра I столица была переведена из Москвы в Санкт-Петербург? Слайд 2.

Решить уравнение: -2у+14=8у-6

а) -2 в 1700 году

б) 2 в 1712 году

в) 1,5 в 1744 году

№ 2.В каком году звание столицы Российского государства было возвращено Москве? Слайд 3

Решить уравнение: 6(х-1)=12

а) 4 в 1917 году

б) 1 в 1905 году

в) 3 в 1918 году

№ 3.В каком году был основан московский государственный университет? Слайд 4

Решить уравнение: 0,8х+15=20+0,7х

а) 35 в 1900 году

б) 5 в 1815 году

в) 50 в 1755 году

IV.           Решение задач

№ 4.В III—IV веках нашей эры жил в городе Александрии знаменитый греческий математик Диофант. До нас дошли шесть из тринадцати книг «Арифметики», написанных Диофантом. История сохранила мало сведений с жизни Диофанта. До сих пор не выяснены ни год рождения, ни дата смерти. Все, что известно о нем, взято из надписи на его гробнице - надписи, составленной в форме математической задачи. Эта надпись дает возможность определить продолжительность жизни математика, которого позднее назвали «отцом греческой алгебры». Надпись эта в переводе, подражающем древним стихам, такова: ( см. таблицу) 

                   На родном языке

На языке математики

Путник!   Здесь прах погребён Диофанта.  И числа  поведать могут,  о чудо , сколь долог был век его жизни.

x

Часть шестую его представляло прекрасное детство.

 

Двенадцатая часть протекла ещё жизни - Покрылся пухом тогда подбородок.

 

Седьмую в бездетном браке провёл Диофант.

Прошло пятилетие! Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,                                   

5

Коему рок половину лишь жизни прекрасной и светлой дал на земле по сравнению с отцом.

 

И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, переживши                                                 Года четыре с тех пор, как сына лишился.

4

Скажи, сколько лет жизни достигнув, смерть воспринял Диофант?

Уравнение:

Решив уравнение и найдя, что х=84, узнаем следующие черты биографии Диофанта; он женился в возрасте 21года, стал отцом на 38 году, потерял сына на 80 году и умер достигнув возраста 84 лет.

Мы рассмотрели задачи из истории, в каждом из которых применяется уравнение.

А теперь рассмотрим задачи на составление уравнений из курса астрономии.

№ 5.Решив следующие уравнения, вы сможете узнать некоторые интересные факты, связанные с планетами.

а) Сколько спутников вращаются вокруг планеты Юпитер?

Ответ: 16.

б) Во сколько раз Сатурн больше Земли?

Ответ: 9.

в) Сколько лет потребуется, чтобы долететь до Нептуна?

Ответ: 20.

№ 6.Диаметр планеты Венера в раза больше диаметра планеты Меркурия, а диаметр планеты Марс составляет диаметра Венеры. Найдите диаметр Меркурия, если известно, что разность диаметров Венеры и Марса равна 5,6 тыс.км.

Решение:  Пусть диаметр планеты Меркурий равен х тыс.км, тогда диаметр планеты Венеры – 2,48х тыс.км., диаметр планеты Марс -  .  Зная, что разность диаметра Венеры и Марса равна 5,6 тыс. км, составим уравнение:

 

Ответ:диаметр планеты Венера 12,4 тыс. км, диаметр планеты Марс 6,8 тыс. км., диаметр планеты Меркурия 5 тыс.км.

№ 8.

Решение:пусть масса наибольшего колокола Парижа х тонн, тогда масса наибольшего колокола Италии (х+0,8) тонн, а масса колокола здания английского Парламента (х+0,8+2,4) тонн. Составим уравнение:

х+х+0,8+х+3,2=35,2,

3х=35,2-4,

х=10,4

10,4+0,8=11,2(тонн) - масса колокола Италии,

11,2+2,4=13,6(тонн) - масса колокола Англии

Ответ:масс наибольшего колокола Франции 10,4 тонны, Италии - 11,2 тонны, Англии - 13,6 тонны.

№ 9.В первом бидоне в 3 раза больше молока, чем во втором. Если из первого перелить 20 л во второй, то молока в бидонах будет поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне?

V.      Подведение итогов урока.

Решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать. Перед нами был поставлен вопрос «Зачем нужно изучать уравнения?». Надеюсь, что данный урок помог нам найти ответ на это вопрос.

VI.           Домашнее задание.

№ 1342(IIстолбик), 1347, 1348.

 

ВложениеРазмер
1.jpg76.15 КБ
2.jpg89.57 КБ
3.jpg110.9 КБ
4.jpg113.67 КБ
prezentaciya_na_temu_reshenie_uravneniy_v_6_klasse_slepcovoy_yu.m.ppt1.09 МБ