«Диагностика исследовательской деятельности учащихся в социокультурной среде лицея»
Актуальность темы исследования.
Обращение к теме исследовательской деятельности школьников, на наш взгляд, не только актуально, но и жизненно необходимо как ученикам, так и самим образовательным учреждениям. Ученики, приобретая знания о данной деятельности, получая практический опыт, новую информацию об объектах исследования не только работают над развитием своей познавательной сферы, но и развиваются личностно, так как влияние исследовательской деятельности на развитие личности действительно велико и, на наш взгляд, неоспоримо: в человеческой деятельности исследовательская активность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все другие виды деятельности.
Разработка проблемы внедрения компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы России продолжается (В. И. Андреев, 2000; В. И. Загвязинский, 2000, 2001; А. В. Хуторской, 2002, 2004; Н. Н. Суртаева, 2003; А. А. Макареня, 2003; Н. Г. Милованова, 2003 и др.). Однако, как показала педагогическая практика, все это требует значительных инновационных преобразований. Сказанное в полной мере касается и формирования исследовательской компетенции у учащихся.
Необходимость формирования личности с высоким творческим потенциалом, личности открытой, для решения многообразных проблем современной жизни, способной находить новые нетривиальные решения, активно действующей в ситуации большой степени неопределенности, делают актуальной проблему развития у школьников не только практических умений, но и исследовательской компетенции.
В для успешного интеллектуального развития учащихся необходима диагностика развития личности, отслеживание результатов применения новых технологий и методик, направленных на формирование исследовательской компетентности.
Гипотеза исследования.
Диагностика уровня развития исследовательской компетентности учащихся в социокултурной среде лицея и последовательное включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет формировать личность с высоким творческим потенциалом, личность открытую, для решения многообразных проблем современной жизни, способную находить новые нетривиальные решения, активно действующей современном обществе.
Педагогическим условиями формирования исследовательской компетентности являются:
- ориентация учителей на исследовательскую культуру будущего активного гражданина общества;
- опора на познавательные интересы учеников как движущую силу процесса обучения;
- организация обучения учащихся основам исследовательских методов;
- разработка и реализация программ обогащения исследовательского опыта учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика.doc | 68.5 КБ |