Создание условий развития исследовательской компетентности школьников в социокультурной среде лицея.

Цивилизация вошла в новый этап развития – информационное общество, происходит глобализация и ускорение всех аспектов жизни, возникают проблемы на стыках наук и культур. Ответить на этот вызов времени возможно путем создания современного центра образования. Лицей № 10  ориентирован на повышенный уровень образовательного стандарта, что обеспечивается индивидуальным учебным планом, широким спектром образовательных программ, сочетанием лучших традиций классического образования и авторских методик обучения.

Важнейшая характеристика лицея — ориентация на подготовку интеллектуальной элиты в области научной деятельности. Сейчас, как никогда, Россия нуждается в интеллектуальной элите, способной ставить и решать качественно новые задачи. Воспитание такой элиты составляет основу концепции развития лицея.

Традиционная направленность общего образования на преимущественное усвоение системы знаний не отвечает современному социальному заказу, требующему воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных членов современного общества, способных взаимодействовать в решении социальных, производственных и экономических задач. Решение этой задачи предполагает существенное усиление самостоятельной и продуктивной деятельности школьников, развитие их личностных качеств и творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания в условиях быстро меняющегося мира.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых— формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. В современной научно-методической литературе рассмотрены понятия компетенций и компетентностей, обозначена их структура, функции. Делаются попытки  разработки технологии проектирования ключевых и предметных компетенций, из которой будут следовать принципы отбора необходимых методов обучения. (А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин, С.Е. Шишов, В.А. Кальнея, И.Д. Фрумин)

 Одной из ключевых компетенций современного школьника должна стать исследовательская подготовленность, связанная со способностью ставить и решать учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи.

Актуальностьнаучно-исследовательского проекта, реализуемого в нашем лицее,  заключается в том, что обучение в  современной школе должно обеспечить  развитие   исследовательской компетентностиу учащихся, в ходе формирования которой развиваются  составляющие её компетенции: информационная, исследовательская, коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, новационная, инновационную  и организационно-деятельностная,  эти компетенции потребуются учащимся  в динамично изменяющейся информационной среде.  В этом  мы видим приоритетную  стратегию реформирования средней школы

ВложениеРазмер
Создание условий развития исследовательской компетенции.doc67.5 КБ