Эссе (модуль 2)

Каковы признаки качественного метода работы с текстом, исходя из ваших собственных индивидуальных интеллектуальных особенностей? В современной педагогике существуют различные варианты индивидуализации обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития. Общим из всех подходов можно назвать понимание необходимости не только учитывать индивидуальные особенности каждого, но и в условиях массовости обучения способствовать развитию индивидуальности и гармоничному развитию и саморазвитию каждого ребенка. Эффективным подходом к индивидуализации обучения является, на мой взгляд, Теория стилей познания и циклов обучения Дэвида Колба. Она исходит из того, что при получении человеком информации он обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации люди реагируют на нее по-разному. Английские психологи П.Хоней и А.Мамфорд в своем исследовании базировались на теории Дэвида Колба и выделили четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики». Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. «Активисты».Ориентированы на личный опыт, предпочитают познавать новое в процессе работы и методом проб и ошибок. Требования к организации учебного процесса для таких детей: - Свобода выбора приоритетов и идей - Широкий диапазон задач и возможностей - Возможность руководить или организовывать деятельность других людей - Отсутствие «скучных» и многочасовых лекций Признаками качественного метода работы с текстом для таких детей могут стать задания: - составить вопросы к тексту - связать в кластер основные понятия и фактический материал темы - выявить тезисы в тексте - выбирать методы исследования - проведение эксперимента «Мыслители».Сначала размышляют, затем действуют. Предпочитают находить собственное решение. Уделяют большое внимание сбору и анализу информации. Требования к организации учебного процесса для этих детей: - Отведение достаточного времени для размышлений - Возможность работать в собственном темпе, без жестких сроков - Выполнение трудоемких исследований - Сбор и анализ информации - Самостоятельная и длительная подготовка Признаками качественного метода работы с текстом для этих детей могут стать задания: - создать проект - провести мини-исследование по вопросу - найти аргументы к тезису - определять цели и формулировать гипотезы исследования «Теоретики». Решают проблемы шаг за шагом. Объединяют разрозненные факты в стройную теорию. Любят анализировать. Ценят рациональность и логику. Склонны к системному мышлению. Требования к организации учебного процесса для этих детей: - Ясность целей и задач - Структурированность программы - Логичность и последовательность изложения материала - Интеллектуальное напряжение - Хорошие инструкции Признаками качественного метода работы с текстом для «Теоретиков» могут стать задания: - выполнить задание по алгоритму - раскрыть смысл понятия, тезиса, темы - отбирать и анализировать теоретические основания исследования - делать выводы на основании проведенного эксперимента «Прагматики». Стремятся найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действиям. Любят испытывать новые теории на практике. Предпочитают принимать конкретные шаги для решения реальных задач. Требования к процессу обучения таких детей: - Возможность практического применения - Практическая польза - Программа обучения предусматривает проведение экспериментов, практических заданий и консультаций с квалифицированными практикующими специалистами - Четкие указания Признаками качественного метода работы с текстом для «Прагматиков» могут стать задания: - преобразовать материал текста в рисунок, таблицу, схему - привести примеры к теоретической информации текста - решить практические задачи - представить данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде. Таким образом, при создании УМК темы, опираясь на цели преподавания и обучения, необходимо предусматривать задания для всех стилей мышления учащихся.