Эссе (модуль 2)
Каковы признаки качественного метода работы с текстом, исходя из ваших собственных индивидуальных интеллектуальных особенностей?
В современной педагогике существуют различные варианты индивидуализации обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития. Общим из всех подходов можно назвать понимание необходимости не только учитывать индивидуальные особенности каждого, но и в условиях массовости обучения способствовать развитию индивидуальности и гармоничному развитию и саморазвитию каждого ребенка. Эффективным подходом к индивидуализации обучения является, на мой взгляд, Теория стилей познания и циклов обучения Дэвида Колба. Она исходит из того, что при получении человеком информации он обращает внимание и усваивает одни виды информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках осознания и использования этой информации люди реагируют на нее по-разному. Английские психологи П.Хоней и А.Мамфорд в своем исследовании базировались на теории Дэвида Колба и выделили четыре стиля обучения: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики». Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам.
«Активисты».Ориентированы на личный опыт, предпочитают познавать новое в процессе работы и методом проб и ошибок. Требования к организации учебного процесса для таких детей:
- Свобода выбора приоритетов и идей
- Широкий диапазон задач и возможностей
- Возможность руководить или организовывать деятельность других людей
- Отсутствие «скучных» и многочасовых лекций
Признаками качественного метода работы с текстом для таких детей могут стать задания:
- составить вопросы к тексту
- связать в кластер основные понятия и фактический материал темы
- выявить тезисы в тексте
- выбирать методы исследования
- проведение эксперимента
«Мыслители».Сначала размышляют, затем действуют. Предпочитают находить собственное решение. Уделяют большое внимание сбору и анализу информации.
Требования к организации учебного процесса для этих детей:
- Отведение достаточного времени для размышлений
- Возможность работать в собственном темпе, без жестких сроков
- Выполнение трудоемких исследований
- Сбор и анализ информации
- Самостоятельная и длительная подготовка
Признаками качественного метода работы с текстом для этих детей могут стать задания:
- создать проект
- провести мини-исследование по вопросу
- найти аргументы к тезису
- определять цели и формулировать гипотезы исследования
«Теоретики». Решают проблемы шаг за шагом. Объединяют разрозненные факты в стройную теорию. Любят анализировать. Ценят рациональность и логику. Склонны к системному мышлению. Требования к организации учебного процесса для этих детей:
- Ясность целей и задач
- Структурированность программы
- Логичность и последовательность изложения материала
- Интеллектуальное напряжение
- Хорошие инструкции
Признаками качественного метода работы с текстом для «Теоретиков» могут стать задания:
- выполнить задание по алгоритму
- раскрыть смысл понятия, тезиса, темы
- отбирать и анализировать теоретические основания исследования
- делать выводы на основании проведенного эксперимента
«Прагматики». Стремятся найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действиям. Любят испытывать новые теории на практике. Предпочитают принимать конкретные шаги для решения реальных задач. Требования к процессу обучения таких детей:
- Возможность практического применения
- Практическая польза
- Программа обучения предусматривает проведение экспериментов, практических заданий и консультаций с квалифицированными практикующими специалистами
- Четкие указания
Признаками качественного метода работы с текстом для «Прагматиков» могут стать задания:
- преобразовать материал текста в рисунок, таблицу, схему
- привести примеры к теоретической информации текста
- решить практические задачи
- представить данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде.
Таким образом, при создании УМК темы, опираясь на цели преподавания и обучения, необходимо предусматривать задания для всех стилей мышления учащихся.