Дни межпредметной интеграции в Лицее №2 Иркутска

Игра «Брейн-ринг» по озеру Байкал

Для учащихся 8-х классов

МБОУ лицей № 2,  учитель биологии Каменяр А. А.,

 учитель географии Пенигина Н. Н.

 

Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения.  Различные формы внеурочной деятельности повышают мотивацию и интерес к предмету. Данная игра является межпредмедметной, позволяет расширить знания по биологии и географии, привить любовь к родному краю.

 

Условия  игры:

Первый раунд. Играют 3 команды до максимального набора очков,(За неверный ответ  с команды снимается одно очко. Каждый правильный ответ оценивается в одно очко ).

Отвечает та команда, которая первым поднимает флажок.  Неверный ответ одной команды, может исправить другая команда. Если все команды дают неправильные ответы, очки не засчитываются не одной команде. Если флажки подняли одновременно  две команды, вопрос переходит в зал и отвечает кто-то из болельщиков.

Жюри назначает помощников, которые следят за тем, кто первый поднял флажок. Другой помощник фиксирует баллы  и отслеживает правильность ответов.

На каждый вопрос отводится время в 15 секунд. За подсказку снимается один балл, за шум в зале – 0,5 балла. Условия  игры те же

 

1 раунд

 

1.       Объем воды в Байкале? (23000км3)

2.       Возраст Байкала? (15-20 млн.лет)

3.       Имена путешественников, ученых, внесших вклад в изучение озера? (Гмелин, Георги, Мессершмид,  Кожова, Верещагин, Дыбовский, Галазий …)

4.       Почему Байкал называют морем? Правильное ли это утверждение? (Байкал не море, а озеро. Но из-за большого размера,  многие называют его морем.)

5.       Какие виды деревьев произрастают по берегам Байкала? Назовите не менее 5 видов.(Береза, осина, лиственница, сосна, кедр, пихта)

6.       При какой температуре замерзает Байкал? (при температуре, близкой к 0 С)

7.       Почему вода в Байкале такая прозрачная? (Так как воды рек, впадающие в озеро, содержат мало взвешенных частиц)

8.       Губки – это животные или растения? (Губки относятся к царству животных)

9.       Каких организмов больше в озере, животных или растений? (животных насчитывается 1550 видов, а растений только 1085 видов)

10.    В чем ценность байкальской нерпы? (Мех, мясо, жир.)

 

2     Раунд

 

1.   Почему над Байкалом летом мало облаков? (Весной и летом испарения незначительно, так как температура воды низкая, следовательно облака образоваться не могут)

2.   Что такое хубун? (Детеныш нерпы)

3.   Какие растения обитают в Байкале? (Водоросли)

4.   Исследования Байкала производятся при помощи глубоководных аппаратов. Как они называются? (Современный аппарат- «Мир», а ранее – «Пайсис»)

5.   Сколько погружений совершили глубоководные аппараты «Миры» за три года исследований (176 раз)

6.   Что изучали «Миры» (Растительный и животный мир, донные отложения.)

7.   Какие открытия удалось сделать в результате исследования озера?(Открыты новые виды живых организмов, исследованы донные отложения), установлена максимальная глубина озера – 1640 м, открыты жидкие газы – гидранты)

8.   Назовите  виды растений и животных, являющихся эндемиками Байкала? По пять представителей. (Байкальская эпишура, байкальский омуль, нерпа, веслоногий рачок, гаммариды или бокоплавы, баклан, черный аист, гуси, степной орел, журавль-красавка). (Шлемник байкальский, ветреница, ирис тигровый, венерин башмачок, фиалка надрезная)

9.   Какие особенности у рыбки голомянки-  одного из эндемиков Байкала? (живородящая, очень маленьких размеров, содержит много жира)

10.    Какие  особо охраняемые территории, примыкающие к Байкалу, вы знаете? (Прибайкальский, Забайкальский национальные парки, Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники)

11.    Какие памятники природы вы знаете на Байкале? (Шаман-камень, бухта Песчаная, остров Бакланий камень, скала Саган-Заба, мыс Хобой, мыс Бурхан, скала Два брата, пещера Мечта )

12.    Как называется исторический памятник, созданный человеком в начале 20 века в юго-западной части озера Байкал, а сейчас является объектом туризма (Кругобайкальская железная дорога)

13.    Как кислород попадает в воду озера? (водоросли, обитающие в Байкале, в процессе фотосинтеза насыщают воду кислородом, часть кислорода попадает  в воду из воздуха.)

14.    Что такое  «сор» на Байкале? Какие места называют «сорами»? (Это мелководья на Байкале, хорошо прогреваемые заливы)

15.    Что такое « продухи »? (Это отверстия во льду, сделанные когтями нерпы)

16.    Как называется деликатесная рыба Байкала? (Омуль)

17.    Самый свирепый ветер на Байкале (Горная, разновидность сармы)

18.    Как вы думаете, к чему может привести повышение температуры воды в озере хотя бы на несколько градусов ( к гибели эндемиков)

 

Интегрированный урок по биологии и английскому языку. 8 класс

«Строение и функции головного мозга».

МБОУ лицей № 2  учитель биологии Каменяр А. А.,

учитель английского языка Яковлева С. Н.

 

Цель:Скорректировать и углубить знания по теме «Строение и функции мозга». Интегрировать основные понятия по теме, развить умение применять лексику (английский язык) и навыки устной речи.

Задачи:

·      Обобщить знания по теме, найти причинно-следственные связи при рассмотрении отдельных вопросов

·      Научить перегруппировывать понятия

·      Познакомить учащихся с новой лексикой (английский язык)

·      Продолжить формировать умения делать перевод текстов

·      Показать на примере практической работы связь между строением отделов мозга с их функциями

·      Повысить интерес к изучению двух предметов – биологии и английского языка .

Тип урока: проблемный, интегрированный

Методы обучения: работа в малых группах, практическая работа, эвристическая беседа.

Уровень усвоения– творческий (применение знаний в нестандартной обстановке)

Оборудование урока:

1.    Рисунок мозга  (цветной, с обозначенными границами отделов, без  названий) – 5 штук. Взят из учебника анатомии, формат А4.

2.    Готовые карточки с описанием строения и функций отделов мозга на русском языке. Взяты из пособия по анатомии, в любом варианте, желательно строение и функции отделов на отдельных карточках небольшого размера. – 5 штук

3.    Названия отделов на английском языке – 5 штук (карточки на небольших листах).

4.     10 интересных фактов по работе головного мозга  - 5  карточек на формате А4 , одинаковые для всех групп. Выполнены на русском языке.

5.    Словари англо-русского и русско-английского языков – 5 штук

 

Ход урока:  Класс желательно поделить до урока на 5 групп.  Следует учитывать способности учащихся по английскому языку и формировать  каждую группу из  сильных и слабых учеников. Целесообразно проводить такой урок   в течение 1ч 20 минут (учебная пара). Урок состоит из 6 этапов.

1 этап  урока– разбор  английской лексики на доске

2 этап  урока– работа в малых группах. Для каждой группы задание одинаковое. Дан рисунок  отделов мозга, карточки с функциями, карточки со строением каждого отдела и английские названия отделов. Учащимся необходимо сопоставить функции, строение и название с рисунком и приклеить карточки на рисунок мозга.

3 этап урока– практическая работа «Объемы памяти при механическом и логическом запоминании». Проводится на двух языках.

Цель работы:  определить возможности памяти при разном способе запоминания. Сравнить данные для двух языков.

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

На русском языке возможный перечень слов: для логического запоминания: Белки, жиры, углеводы, органоиды, ядро, клетка, ткани, органы, системы , организм; для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, слон, угол, вода, веер, хлеб.

На английском языке

 

Ход работы:  проводиться на двух языках. Исследователь  громко зачитывает испытуемым ряд слов из логического ряда, через 1 минуту испытуемый воспроизводит ряд на бумаге. Через 2-3 минуты исследователь вновь громко зачитывает испытуемым ряд слов из механического ряда, через 1 минуту учащиеся воспроизводят названные слова на бумаге.

Выводы:делают учащиеся, объясняя причину разного восприятия слов у одного и того же испытуемого. Сравнивают полученные результаты на русском и английском языках.

 

4 этап урока– учитель биологии раздает группам карточки с интересными фактами о  головном мозге человека.  Знакомит учащихся с этими фактами. Учитель английского языка предлагает учащимся выбрать понравившийся группе факт и сделать перевод с русского языка на английский и выбрать учащегося из группы, который озвучит данный факт на английском языке.

5 этап урока– ответы лидеров каждой группы по работе с переводами фактов на английский язык.

6 этап урока– подведение итогов. Раздать всем учащимся заранее приготовленные анкеты, в которых ответить на вопросы о том, какие этапы урока понравились, какие – нет. Предложения по изменению хода урока. Свое мнение об уроке. Выставление  оценок за урок и обсуждение результатов.

 

«Интеллектуальный марафон»

Просекин М.Ю.Просекина И.Г, Берначук Д.В., Левченко А.Д., Пироженко А.Ю., Холодилова Е.В.

Лаборатория нанотехнологий, МБОУ г. Иркутска Лицей № 2

 lic2-nanolab@yandex.ru

 

Конкурс для школьников средней и старшей школы, в котором они должны проявить свои знания, сообразительность и понимание в вопросах физики, химии и биологии. Конкурс позволяет простраивать межпредметные связи, показывая школьникам многообразие, сложность и красоту явлений.

Детям демонстрируются достаточно известные необычные явления и разработки. Ребята должны разгадать и описать принципы их действия, объяснить, в чем суть явлений, записав объяснение на бумаге. Далее работы детей собираются, проверяются, по окончании мероприятия организаторы объясняют каждое явление, отвечают на вопросы и награждают победителей.

Форма мероприятия

Время проведения – 40-60 минут.

Количество участников на одну аудиторию – 15-20 человек.

Необходимо:

·       Обеспечить участников канцелярскими принадлежностями (бумага, ручка).

·       Обязательно попросить участников подписать свою работу (фамилия, имя) и нумеровать опыты в том же порядке, в котором они демонстрируются.

·       Установить дружескую, приятную атмосферу, дать понять участникам, что они могут спокойно задавать возникающие вопросы. При необходимости повторно демонстрировать опыт. Участникам разрешено подходить ближе, чтобы понять устройство, механизм и.т.п.

·       Очень важно обеспечить  самостоятельность детей при выполнении задания.

Как подобрать эксперименты для демонстрации?

Нужно понимать, что демонстрируемый опыт должен быть доступен для понимания школьника, однако отталкиваться от школьной программы совсем не обязательно – это же интеллектуальный марафон. Опыт должен быть прост и зрелищен. Как правило явление, основанное на 1-2-х физических/химических/биологических процессах понимается легко. Для того, чтобы мероприятие было интересным, сложность явлений можно плавно менять, оставив самое интересное и необычное «на сладкое».

Примеры явлений в приложении.

Как выбрать победителей?

По итогам конкурса отбираются 3 победителя. Те ребята, чье описание более близко отражает суть явления.

 

Демонстрация опытов с ответами на вопросы

В завершение конкурса необходимо дать ответы на поставленные загадки, и лучше сделать это вновь с демонстрационными материалами. Организаторы должны рассказать последовательно о каждом явлении, сопроводив это мини-презентацией. Каждому опыту соответствует один слайд: схема и ключевые определения. Необходимо также ответить на вопросы от участников (совет: лучше это оформить в виде диалога, наводящих ответных вопросов, формулировок, чтобы участник нашел сам ответ на свой вопрос).

Награждение

Ну и конечно же награждение – самая приятная часть. Оно проводится традиционно – объявляются имена победителей, они вызываются к сцене и под громкие аплодисменты им вручаются памятные призы.

Приложение

Примеры опытов для демонстрации:

 

1.     Радиометрический эффект

2.     Птичка со смещенным центром тяжести

3.     Эффект памяти формы

4.     «Черный ящик»

Радиометрический эффект

Для данного опыта вам понадобится: обычная настольная лампа (см. Третье фото на первой странице) и собственно, радиометр - четырёхлопастная крыльчатка, уравновешенная на игле внутри стеклянной колбы с небольшим разрежением. При попадании на лопасть светового луча крыльчатка начинает вращаться, что иногда неправильно объясняют давлением света.

На самом деле причиной вращения служит радиометрический эффект — возникновение силы отталкивания за счёт разницы кинетических энергий молекул газа, налетающих на освещённую, нагретую сторону лопасти и на противоположную, более холодную.

Открыл этот эффект и построил радиометр (вертушку) в 1874 году английский физики химик Уильям Крукс,который в ходе одного из исследований, требовавшего очень точного взвешивания веществ, заметил, что в частично разряженной камере падающие солнечные лучи оказывали воздействие на весы. Изучая этот эффект, он и создал устройство, названное в его честь. П. Н. Лебедев в 1901 году измерил силу давления света на твёрдое тело, сумев в ходе весьма тонких экспериментов избавиться от действия радиометрического эффекта.

Демонстрируется опыт так: в начале лампа выключена, необходимо добиться покоя лопастей, затем лампа включается, и лопасти начинают вращаться.

 

Птичка со смещенным центром тяжести

Следующий опыт довольно прост, выбирается какая-нибудь возвышенная точка, которую будет видно всем детям (нам под руку попалась бутылка с водой, мы ее поставили на стол), на нее носиком опускают птичку и она будет сохранять равновесие, даже если ее будут вращать, и тому подобное. Такую игрушку можно купить в магазине сувениров. Секрет прост – центр тяжести смещен к клюву за счет выведенных вперед массивных крыльев (см. Фото ниже)

Эффект памяти формы

Это явление возврата к первоначальной форме при нагреве, которое наблюдается у некоторых материалов после предварительной деформации.

Мы взяли нитиноловую пружину, растянули ее слегка (совет: обычно они тонкие, и в руки детям давать их не рекомендуется, а то эффект не проявится), затем опустили в горячую воду. Пружина сжалась обратно, далее ее нужно вытащить и показать детям. Суть эффекта описана ниже.

1.    В исходном состоянии в материале существует определенная структура. На рисунке она обозначена правильными квадратами.

2.    При деформации (в данном случае изгибе) внешние слои материала вытягиваются, а внутренние сжимаются (средние остаются без изменения). Эти вытянутые структуры — мартенситные пластины, что не является необычным для металлических сплавов. Необычным является то, что в материалах с памятью формы мартенсит термоупругий.

3.    При нагреве начинает проявляться термоупругость мартенситных пластин, то есть в них возникают внутренние напряжения, которые стремятся вернуть структуру в исходное состояние, то есть сжать вытянутые пластины и растянуть сплюснутые.

4.    Поскольку внешние вытянутые пластины сжимаются, а внутренние сплюснутые растягиваются, материал в целом проводит автодеформацию в обратную сторону и восстанавливает свою исходную структуру, а вместе с ней и форму.

«Черный ящик»

Это не совсем опыт, но он вносит разнообразие в процесс. На столе стоит черный ящичек (коробочка, футляр, что угодно). Детям читается краткое описание того, что внутри. Задача простая – угадать, что это. Однако данный предмет должен быть связан с естественными науками. В нашем случае описание было примерно следующее – металл, имеющий блеск, проводит ток, плавится при 36 градусах по цельсию. Вопрос: что это за металл? Ответ – галлий. Из-за своих необычных свойств он упоминается на уроках химии или физики наверняка почти в любой школе.

 

Учебно-познавательно-развлекательная

Игра «Мир ХимиИ»

 

Пироженко А.Ю., Просекина И.Г., Лацимирский И.Ф.

Лаборатория нанотехнологий, МБОУ г. Иркутска Лицей № 2

 lic2-nanolab@yandex.ru

Данное пособие разработано для учителей школ, лицеев, гимназий, которое поможет провести урок в нестандартной форме и углубленно изучить со своими учениками основы неорганической химии и при этом сделать этот процесс более интересными и познавательными.

Цель игры:  заключается в изучении теоретической и практической химии неметаллов в игровой форме.

Задачи:

·      Учащиеся сами находят учебный материал по интересующей их группе неметаллов.

·      Изучают теоретический материал по теме «неметаллы» используя различные источники информации.

·      Учатся применять приобретенные теоретические знания на практическом занятии.

В приложениях к методическому пособию прилагается домашнее задание для 1 тура, рекомендуемая литература для самоподготовки учащихся; презентация и раздаточным материалом для 2 тура игры; возможные схемы реакций для практической части в 3 туре.

Правила проведения игры

Для проведения игры нужно собрать 4 команды (количество человек не ограничено). Капитаны команд выбираются жеребьевкой из общего числа участников или их выбирают учителя – разводя тем самых сильных учеников заведомо в разные команды. Группа неметаллов (галогены, халькогены, группа азота и т.д.) так же выбирается жеребьевкой, право тянуть жребий имеет только капитан команды.

Игра проводится в 3 тура каждый из которых занимает 1 день.

1     тур – учитель проводит жеребьевку. Участники каждой команды находят материал по выбранной группе неметаллов используя различные источники информации - интернет, учебники, доп. литературу, консультируются и учителя (список учебников в приложении 1). Получают домашнее задание, которое включает в себя открытие своего химического элемента и предоставление его в сценической форме (делают сценку и показывают ее в конце второго тура, где жюри ее оценивает и выставляет баллы).

2     тур – командам предлагается сыграть в интеллектуальную игру.

Которая представляется в виде электронного табло с вопросами (приложение отдельным файлом-презентацией), ответами на который служат знания приобретенные в первом туре. Обратите внимание, что вопросы на табло имеют определенный цвет – каждая команда имеет свой цвет и если она отвечает на вопрос своего цвета правильно она получает количество баллов равное 2, если команда отвечает на вопрос соперника соответственно 3 балла, ну а если отвечает на общий вопрос, то количество баллов минимальное и равно 1 баллу. Жюри выставляет баллы за правильно отвеченные вопросы разной сложности.

Во втором туре команды показывают сделанную сценку, которую оценивает жюри. В конце тура каждой команде выдается история открытия двух элементов (истории в приложении 2). Прочитав истории команды должны угадать о каком элементе шла речь в тексте.

 

3     тур – проводится в виде практического занятия. Опыты подбираются учителем и опираются на приобретенных знаниях учащихся.  Перед тем, как раздать оборудование для практической части, каждой из команд необходимо разгадать кроссворд состоящий из 10 вопросов по изучаемой теме команд, а также разгадывание ребусов. Во время разгадывания кроссвордов и ребусов учитель раздает приготовленные заранее реактивы и оборудование. Как только команды заканчивают выполнение первой части и сдают ее на проверку жюри приступают к практической части которая включает в себя выполнение лабораторной работы, ее полное описание (написание схем химических реакций и их описание, где и что происходит в каждой пробирке: выделение газа, повышение или понижение температуры, изменение окраски раствора и т.д.)

                                    

Приложение 1 Учебная и справочная литература

Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. «Новейший справочник по химии»,  Издательство: Махаон, 2006 г.

1.     Габриелян О.С. «Химия 8 класс», Издательство: Дрофа, 2013г.

2.     Габриелян О.С. «Химия 9 класс», Издательство: Дрофа, 2013 г.

3.     Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», Издательство: Москва «Новая волна», 2013г.

4.     Степин Б.Д., Аликбекова Л.Ю. «Занимательные задания и эффектные опыты по хии», Издательство: Дрофа, 2002 г.

Приложение 2 Открытие элемента

Кто первый? (бром)

Студент Гейдельбергского университета Карл Левиг в 1825 г. изучал воды минеральных источников Германии. Одна из приготовленных им проб воды обладала интересной особенностью — она желтела под действием хлора. Левиг извлек неизвестное вещество, придававшее желтый цвет воде, с помощью диэтилового эфира, а после испарения эфира обнаружил красно-бурую жидкость с резким неприятным запахом. Студент уже собрался опубликовать результаты своих опытов, но научный руководитель посоветовал повременить. Решено было выделить новое вещество в большем количестве, чтобы иметь возможность детально исследовать его свойства. Но именно в это время 23-летний лаборант-химик Антуан Балар из Монпелье во Франции получил то же самое вещество и сразу отправил его образец в Парижскую академию наук. Известные химики Жозеф Гей-Люссак и Луи Тенар подтвердили открытие нового элемента (Балар назвал его «муридом»), но переменили название на производное от греческого «зловонный». Какой неметалл открыли Левиг и Балар?

Убийца в солонке (хлор)


В начале 1915 г. около городка Ипр на западе Фландрии впервые был использован отравляющий газ-неметалл. Он проникал во все щели и укрытия. Газовая атака привела к гибели 5 тысяч французскими английских солдат, более 15 тысяч стали калеками. История этого враждебного всему живому газа начинается с 1668 г., когда голландский химик Иоганн Баптист ван Гельмонт едва не погиб, нагревая смесь некоей соли с азотной кислотой. А шведский химик и аптекарь Карл Вильгельм Шееле надышался этого вредного газа, изучая реакцию минерала пиролюзита с муриевой кислотой. Какой это неметалл?

Порошок для наследников (мышьяк)


В 1840 г. вся Франция с напряженным вниманием следила за судебным процессом по делу Мари Лафарж, которая была заподозрена в убийстве. Мари вышла замуж, польстившись на богатство будущего супруга. Однако вскоре выяснилось, что у Шарля Лафаржа нет никакого состояния. Наоборот, путем женитьбы он надеялся поправить свои финансовые дела... Развод был тогда невозможен, и молодая женщина воспользовалась «порошком для наследников» — оксидом неметалла состава Э2О3. Это был белый порошок без вкуса и запаха, а симптомы отравления напоминали признаки холеры. Когда Шарль умер от порошка, который понемногу добавляла ему в пищу жена, родственники заподозрили неладное и потребовали рассмотреть дело в суде. Эксперт-химик, проводивший анализы, использовал реакцию Марша и установил факт отравления. Что же представлял собой «порошок для наследников» и каким образом реакция Марша помогает установить наличие неметалла Э?

Красный незнакомец (красный фосфор)


В 1803 г. в лаборатории французского химика Клода Бертолле произошла занятная история. Один из учеников знаменитого химика обнаружил склянку с неизвестным красным порошком и спросил, как поступить с этим веществом. «Конечно, прежде всего надлежит испытать его!» — воскликнул Бертолле. Ученик взял щепотку красного порошка и попытался растереть его с недавно полученной новой солью, получившей имя Бертолле. Лучше бы он этого не делал — в лаборатории прогремел взрыв. Однако ученик не пострадал и смело продолжил испытания. Внеся красный порошок в азотную кислоту, он отметил выделение красно-бурого газа (диоксида азота); порошок при этом растворился. А при поджигании красного порошка появилось ослепительное пламя, а потом — белый дым. Бертолле похвалил ученика: задание было выполнено правильно. Какое вещество находилось в склянке? 

Парамагнитный газ (кислород)


После ряда неудачных опытов Джозеф Пристли 1 августа 1774 г. получил, наконец, неизвестный газ. Позже было установлено, что молекула этого газа состоит из двух атомов. Чтобы его выделить, можно было воспользоваться несколькими способами. Например, шведский химик и аптекарь Карл Шееле получал этот газ, прокаливая соединение элемента-неметалла со ртутью, свинцовый сурик, нитрат калия или перманганат калия либо действуя на пиролюзит серной кислотой. Какой это газ? 

Обман (сера)

Химик синтезировал оранжево-желтые кристаллы нитрида неметалла состава Э4N4  и решил изучить его свойства. Поручив лаборанту растереть кристаллы в порошок, он ушел по делам. А лаборант решил, что лучше всего растирать вещество ударами пестика. Недолго думая, он так и сделал. Раздался взрыв, а самого «умельца» обсыпало с ног до головы желтым порошком. Собрав этот порошок, лаборант скрыл от химика случай с взрывом. Удивленный химик обнаружил, что свойства нитрида ничем не отличаются от свойств исходного Э. Какое вещество в данном случае скрывается за символом Э? 

Приложение 3 Кроссворды

 

«Химический Кроссворд – Группа азота»


По горизонтали:

1.     В переводе с греческого языка, азот означает?

2.     Как называется соединение состава MxNy?

3.     Газ, с резким удушливым запахом?

4.     Элемент, входящий в состав ядов для грызунов?

5.     Атомный номер Р?

6.     Газ, с чесночным запахом?

По вертикали:

1.     Как называются соли азотной кислоты?

2.     Газ, содержащийся в воздухе, массовая доля которого составляет 78%?

3.     Белый фосфор получают из?

4.     100% фосфорную кислоту называют ….., если она выглядит как льдоподобное вещество?

Каждый ответ оценивается в 1 балл.                              Общее число баллов_______

 

«Химический Кроссворд - Галогены»


 

По горизонтали:

7.     Фтор в переводе с греческого означает?

8.     Какой атомный номер имеет фтор?

9.     Как называется данный анион – ClO3?

10.Полимерный материал, применяемый при изготовлении посуды?

По вертикали:

1.     Рождающий соль?

2.     Жидкость бурого цвета с дурным запахом?

3.     Твердое вещество, образующее при взгонке фиолетовые пары?

4.     Сколько степеней окисления имеет хлор?

5.     Как называется данное соединение – HCl?

6.     Как называется данный минерал – NaCl?

 

Каждый ответ оценивается в 1 балл.                                      Общее число баллов_______

 

«Химический Кроссворд - Халькогены»


По горизонтали:

11.В латинском языке приставка Oxy-  означает?

12.Как называется данный анион – S2O3-2?

13.Порошкообразное вещество желтого цвета?

14.Как называется вещество, которое образуется в результате растворения сернистого ангидрида в серной кислоте?

15.Какое соединение является сырьем при получении серной кислоты?

По вертикали:

1.     Сложное химическое соединение в состав которого входит кислород со степенью окисления -2?

2.     Как называются соли, в составе которых присутствует анион серной кислоты?

3.     Аллотропная модификация кислорода?

4.     Эти соединения являются промежуточными, при получении из щелочного металла его оксида?

5.     Газ с запахом тухлых яиц - это?

Каждый ответ оценивается в 1 балл.                                      Общее число баллов_______

 

Приложение 4.Примеры реакций

 

«Химические Эксперименты – Группа Азота»

 

Задание: описать химические эксперименты с помощью химических уравнений и визуального наблюдения.

 

1.     (1 балл)

NH3 + HCl → NH4Cl

·      При смешивании двух растворов: аммиака и соляной кислоты образуется хлорид

аммония – белый дым из колбы

·      Катализатором реакции является карбонат калия

 

2.     ( 3 балла)

(NH4)2Cr2O7 → N2 + Cr2O3 + H2O

·      Реакция протекает при температуре

·      В результате разложения реакции происходит  выделение азота, воды и образуется

оксид хрома 3.

 

3.     (3 балла)

N2 + 3H2 → 2NH3

·      Реакция протекает при высоком давлении, при высокой температуре, с участием

катализатора – которым является железо.

 

Максимальное количество баллов 10.             Общее количество баллов _______________

 

«Химические Эксперименты  - Галогены»

 

Задание: описать химические эксперименты с помощью химических уравнений и визуального наблюдения.

 

1.     (2 балл)

КI + H2SO4 →I2 + K2SO4 + H2O

·      Раствор приобрел темно-красный оттенок

 

2.     (2 балла)

MnO2 + HCl → МnCl2 + H2O +Cl2

·      Выделяется газ желто-зеленого цвета

·      Раствор приобретает бледно-розовый окрас

·      Оксид марганца полностью растворяется в соляной кислоте

 

3.     (1 балл)

К + Br2 → КВr

·      Происходит образование соли.

 

Максимальное количество баллов  10.                  Общее количество баллов ______________                 

 

«Химические Эксперименты - Халькогены»

 

Задание: описать химические эксперименты с помощью химических уравнений и визуального наблюдения.

 

4.     (1 балл)

CuSO4 + NaOH → Cu(OH)2+ Na2SO4

·      При реакции наблюдается образование голубого осадка.

 

5.     ( 3 балла)

Na2SO3 + Na2S → S + Na2SO4

·      Раствор становиться мутным из-за осаждения серы ( бледно-желтого цвета)

 

6.     (3 балла)

С6Н12О6 + О2 → СО2 + Н2О

·      В атмосфере кислорода органические вещества сгорают.

 

Максимальное количество баллов 10.             Общее количество баллов _______________

 

ВложениеРазмер
mir_himii_-_2_tur.pptx118.25 КБ