ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИГРЕ: идея, содержательные принципы, методическое пособие по организации и проведению.

Основные содержательные принципы игры.

ПРИНЦИП "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС" является пожалуй, главным принципом в деловой игре «Журналист». Он непосредственно связан с феноменологическим подходом, разработанным в свое время Эдмундом Гуссерлем  и его последователями для описания структур сознания и процессов «жизненного мира». Согласно этому подходу, «поток сознания» человека рассматривается как таковой, в чистом виде, отвлеченно от нагруженного психологическими особенностями и культурной традицией восприятия мира. Поскольку «поток сознания» всегда «о чем-то», предметен, то при феноменологическом подходе он обращен «к самим вещам», например, к «местам» и «ситуациям» обыденной социальной жизни – так, как они являются в некоем наивном, незашоренном стереотипами и идеологемами восприятии (т.н. «восприятие здесь и сейчас»). Такое восприятие мира становится полезным и эвристическим в социальной аналитике вообще и во вдумчивой журналистике в частности. Обретается личностный, но при этом и в основном безоценочный взгляд на вещи и события как они есть сами по себе. Поэтому юным журналистам, еще не загруженным профессиональными проблемами и шаблонами, взрослой культурой, присущ этот спонтанный  субкультурный взгляд.

 

ПРИНЦИП АТТРАКЦИОНА  (от англ. attraction – притяжение, тяготение, привлекательность). Притягательность для подростков игры «Журналист», по всей видимости, заключается в предчувствии ими возможности раскрыть некие тайны взрослого социума, прикоснуться к обычно «запретному плоду» до поры недосягаемой профессии, скрытой за корпоративно-институциональными барьерами. Профессии являющейся, пожалуй, одной из самых публичных, а временами и самой влиятельной  в современном мире (т.н. «четвертая власть»). В общем, этот принцип соотносится со стремлением подростка стать взрослым, почувствовать независимость от родительской и учительской опеки и назидательности, с желанием получить удовольствие, некое развлечение (отвлечение от унылой учебы) в практическом и социально-значимом для многих деле.

 

ПРИНЦИП ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Согласно этому принципу, создаются неожиданные ситуации выполнения журналистских заданий, условия посещения  совершенно незнакомых мест, принятия решений и исследования «здесь и сейчас». Это тот легкий социальный риск, экстрим сбора и обработки журналистского материала «с колес», который так присущ психофизиологической природе подростков. Это тот случай, когда для ребят создаются безопасные условия для приключений, полезных для обогащения своего жизненного и познавательного опыта.

 

 

ПРИНЦИП ВСТРЕЧИ. Участники получают возможность попробовать себя в реально востребованном деле вместе со сверстниками и взрослыми-профессионалами. Встреча на игре - это не только продуктивное общение в разнообразных группах, но и самовосприятие, самопознание, встреча с собственными возможностями. Появляется уникальный шанс открыть новые смысловые фигуры в привычном социальном фоне, встретиться вещественными и живыми «индивидуальностями» мира, не замечаемыми в рамках повседневного контекста, и пообщаться с ними.

 

 

ПРИНЦИП ЗЕРКАЛА. Выстраивается такая игровая деятельность, благодаря которой участники подручными и собственными средствами отражают увиденное и услышанное на местах посещения, чтобы передать это через публикации читателям (например, жителям регионов и работникам предприятий). Да и сами участники видят отражение своего персонального и коллективного творчества.

 

 

 

ПРИНЦИП ДЕЛА. Игра – дело серьезное. У участников есть возможность создать реальную газету (в печатном и электронном виде), которую прочитают на предприятии, в регионе, по всей России; потренироваться в развитии коммуникативных, журналистских и издательских навыков, расширить свой жизненный и образовательный кругозор.

 

 

 

ПРИНЦИП ИГРЫ. Это - игра. Здесь, как и в любой игре, есть правила, которые всем нужно соблюдать. Иначе ничего не получится. Просто не получится игры, и соответственно - удовольствия от игры. А мы собираемся вместе в том числе и для этого. Кроме того, как и в любой игре здесь есть большая доля риска, вероятностности: никто стопроцентно не гарантирует что будет результат, продукт. Будет только то, что мы – пришедшие на игру - сделаем вместе. Каждый раз игра и сам ее результат – газета - индивидуальны: зависят от того, какие личности сегодня играют, как подобрались команды, какие взрослые встретились.

 

 

ПРИНЦИП ТРАНСФОРМЕРА. При сохранении общего алгоритмического стержня конструкция игры допускает некоторые структурные, функциональные и содержательные вариации на каждом этапе и при любой выбранной теме. Данный принцип действует только при соблюдении всех вышеперечисленных. Форма при сохранении сути игры может меняться только в ограниченных пределах. В противном случае это уже не деловая игра «Журналист», а нечто другое.

 

 

 

ПРИНЦИП ФАСИЛИТАЦИИ (ненавязчивой поддержки). Этот принцип касается психолого-педагогической позиции взрослых на игре (организаторов, ведущих, консультантов, сопровождающих, гостей). Прежде всего, имеется в виду уважительное и доброжелательно-деловое отношение к участникам как равно ответственным за результат, как сотрудникам, вместе с профессионалами выполняющим социально-значимую работу. Взрослые создают оптимальную среду, воздерживаясь от наставлений и резких оценок, в затруднительных ситуациях используют тактичные намеки-подсказки, сохраняя при этом … достаточно широкие рамки самостоятельного действия участников в соответствии с замыслом и логикой игры. В качестве примера, здесь можно привести Основные принципы работы на корпунктах (местах сбора журналистской информации), с которыми знакомятся участники с самого начала игры.

 

Основные принципы работы в корпунктах:

из минимума информации добыть максимум;

особое внимание не только к крупным, но и к малейшим деталям места;

попробовать ощутить место не только с группой, но и в одиночку;

попытаться написать несколько строк прямо на месте;

быть смелее в выражении мыслей и чувств на бумаге после восприятия особенностей места;

-  не отлучаться из корпункта без уведомления взрослого консультанта;

использовать игровое время с максимальной пользой для развития себя как журналиста.

 

Поскольку у участников разный опыт начальной журналистской практики, то, разумеется, они по-разному проявляют свою активность на корпункте. Одни смело идут на контакт с незнакомыми людьми, другие робко держатся в стороне; кто-то предпочитает в одиночку осваивать место, а кто-то сразу находит напарников по работе. В поддержке активности важна как игровая роль выбранного редактора, так и сопровождающего. Если первый (как правило, более опытный из ребят) может курировать организацию работы, отслеживать, чтобы не были потеряны важные ракурсы исследования места, то сопровождающий (как правило, взрослый педагог или студент-волонтер) стимулирует проявление активности и смелости, создает ненавязчивые условия для возникновения у юных журналистов творческого вдохновения.

Самую подробную инфрпмацию вы можете узнать из методического пособия по проведению игры (см. приложенные файлы). Пособие содержит также большое количество приложений - образцы приглашения на игру, примеры вопросов и ракурсов, которые могут быть освещены во время игры, образцы благодарностей школам и т.д.

ВложениеРазмер
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ». Методическое пособие.pdf3.71 МБ