Дистанционный курс "Наука начинается в школе. Тетрадь кейсовых практик для учащихся 7-9 классов"

Аннотация курса.

Уважаемые коллеги и единомышленники!

Мы предлагаем вам практико-ориентированный дистанционный курс, начиная его описание с вопроса: Возможно ли ученику в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование? В этом курсе мы стараемся доказать, что это не только возможно, но и очень интересно. В жизни мы часто пользуемся научными методами, не всегда осознавая это. Мы наблюдаем, анализируем, сравниваем, проверяем свои предположения, устанавливаем связь одного с другим, а иногда и с третьим – в общем, ведём себя, как разумные люди. Можно ли назвать это научным исследованием? Да, если наши методы изучения мира признаются другими учеными, а результаты помогают понять, как устроен мир и человек.
Ребёнок рождается с огромным потенциалом любопытства, превращение которого в любознательность происходит, в первую очередь, в диалоге с увлеченным взрослым. Данный курс помогает таким взрослым попробовать новую роль тьютора, почувствовать идеи и принципы ФГОС, что называется, не «в документах», а на своём рабочем столе, в текстах и рассказах учеников. 

Содержание курса «помещено» в «Тетрадь кейсовых практик для учащихся 7-9 кл.». В этой тетради собраны задания, выполняя которые, ученик может понять, как «работает» наука, почувствовать радость открытия, получить опыт поиска истины, используя ресурсы собственного интеллекта. 

Работа с Тетрадью относится к внеурочной деятельности и ставить за нее традиционные оценки, едва ли уместно. Важнее выступать в роли эксперта, развивая у ученика способность, воспринимать качественную оценку своей работы. В этом смысле, данный дистанционный курс поможет вам освоить приемы развития исследовательской мотивации школьников.

Проблематика кейсов «Тетради» разнообразна – физика, химия, биология, основы социологии и психологии, но это не предполагает, что тьютор должен досконально разбираться во всех этих науках. Важнее другое – его способность «вчитаться» в контекст кейса, подсказать, где можно найти дополнительную информацию, а самое главное – проследить за соблюдением школьниками методологии исследования: объективности наблюдения, точности эксперимента, корректности занесения данных в таблицы и графики и т.п. Мы надеемся, комментарии со знаком «NBtutor» внутри кейсов помогут Вам в диалоге со школьниками. 

Материалы курса включают большой объём образовательных ресурсов, из которых можно «строить» урок, авторскую программу, события внеурочной жизни школы.

Наука начинается в школе. Тетрадь кейсовых практик для учащихся 7-8 классов

Наука начинается в школе. Тетрадь кейсовых практик для учащихся 8-9 классов

Авторы и ведущие курса: канд. психол. наук, А.А. Азбель, доктор педагогических наук Илюшин Л.С.

Цель  курса: развитие проектно-исследовательских умений школьников и учителей. Курс ориентирован на построение внеурочной деятельности в логике сочетания кейсовых практик и тьюторства.

Планируется, что участники курсов получат набор инструментов (кейсов) для работы с учащимися 7-9 классов для развития элементов исследовательской и научной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

Целевая группа – учителя, преподаватели дополнительного образования, работающие с 7-9 классами. Объем курса 72 часа, из которых 30 часов – анализ текстовых материалов, предложенных разработчиком; 20 часов – практическая работа с кейсами; 10 часов – анализ результатов собственной практической работы;  12 часов – самостоятельное проектирование кейсов по предложенному алгоритму.

В результате освоения курса каждый участник сможет: каждый участник сможет создать авторский исследовательский кейс, дополняющий действующую программу; из имеющихся материалов, четырнадцати кейсов сформировать ресурсное обеспечение курса внеурочной работы; выступить в качестве эксперта по отношению к предложенным учебно-методическим материалам. Дополнительным бонусом для участников является – увлекательная  подборка литературных произведений и фильмов, которые помогут лучше сориентировать ученика в ситуации решения конкретного кейса, помочь в формировании культурного кода исследователя и расширению его картины мира. Это, своего рода,  ресурс «неформального образования» - в нем можно встретить вполне серьезные произведения, а иногда наоборот – комедийный юмор, относящийся к контексту кейса.

Все участники семинара, завершившие курс и успешно справившиеся с зачетным заданием, получат сертификат о повышении квалификации установленного образца.

Ведущие идеи курса:   

1. Научная картина мира возникает и развивается в процессе интеллектуальной деятельности, ориентированной на выдвижение и проверку гипотез (предположений) об известных, в целом, явлениях и закономерностях.

2. Взаимосвязь эмоционального переживания успешности поставленного эксперимента и критериального подхода к его внешней (педагогической, экспертной) и самооценке позволяет максимально полно использовать ресурс любознательности, познавательного интереса и академических притязаний школьников.

3. Выполнение исследовательских кейсов делает необходимым со стороны школьников развивать круг социально-значимых отношений со взрослыми (родителями, знакомыми, экспертами); исследовательская деятельность  позволяет тьютору (учителю) выстраивать диалог и сотрудничество с семьёй, научным и бизнес-сообществом, развивать  педагогическую компетентность родителей.

4. Обсуждение процесса и результатов выполнения исследовательских кейсов с тьютором и одноклассниками расширяет ряд навыков самопрезентации ученика, его научный кругозор, навыки критического и системного мышления, преимущественно без традиционного стрессового компонента «отметочного обучения».

Ключевые понятия

Исследовательская деятельность. Кейс-технологии обучения. Взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного образования. Тьюторство.

 

Проблемные вопросы

1. Можно ли в школе заниматься наукой? Не просто запоминать формулы и физические законы, а именно делать своё исследование?

2. В чем различия научного и учебного исследования? Чем нужно заниматься в школе?

3. Можно ли при организации вн еурочной деятельности заниматься серьезными исследованиями в неформальной обстановке?

4. Как оказывать поддержку и мотивировать школьников выполнять исследовательские задания? 

ВложениеРазмер
tetrad_keysovyh_praktik_iop_2014_7-8_klass_chast1.pdf1.83 МБ
tetrad_keysovyh_praktik_iop_2014_8-9_klass_chast2.pdf1.98 МБ