Игра "Детективные агентства" на уроках русского яз. в 10 кл. в гимназии №1 г. Пензы
Игра «Детективное агентство» на уроках русского языка в 10 классе
Бусова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ классической гимназии № 1
им. В.Г. Белинского г. Пензы
Цели:проверка и актуализация знаний из области зарубежной художественной литературы, знаний лингвистических понятий, лингвистах Пензенского края и их научных трудах, развитие коммуникативной и информационной компетенции старшеклассников
Оборудование: оформленные в «Дела» задания»
Особенности организации: ученики жеребьевкой распределяются на 3 группы (рассаживаются согласно номеру доставшейся метки)
План игры:
- Беседа о детективах в художественной литературе.
- Разминка «Найди напарника».
- Изучение «Дела №…»
Ход игры:
Учитель сообщает, что урок пройдет в формате работы детективного агентства, и просит озвучить предположения об особенностях работы.
Основные вопросы беседы:
1.Что такое детектив?
2. Кто такие детективы? Какие качества необходимы детективу?
3. Каких известных литературных героев-детективов вы знаете?
4. Зачем создаются детективные агентства?
5. Что такое расследование?
Сегодня я предлагаю вам раскрыть несколько любопытных лингвистических дел. Но прежде… разминка.
Блок 1. Назовите детектива по его характеристике:
(Каждой группе предлагается ответить на вопрос. Если ответ дается по первой же улике, то команда получает 3 балла; по второй улике – 2 балла, а с 3-ей улики – 1 балл. )
Вопрос 1:
Улика 1.Этому литературному героюустановили памятник в 1966г. в Голландии.
Улика 2.Немолодой, кряжистый, попыхивающий трубкой полицейский, дослужившийся от рядового инспектора до комиссара по расследованию особо тяжких преступлений. Немногословный,лишенный внешнего лоска, порой производит впечатление тугодума.
Улика 3. О нем было написано 80 романов, что сделало этогогероя одним из самых известных сыщиков мира.
Вопрос 2:
Улика 1.: Французский вариант его имени - Геркулес.
Улика 2.Автор относится к своему герою с иронией, в облике подчеркнуто смешное: лысина, щегольские усы, манерность, кошачьи повадки.
Улика 3. У него есть свой помощник - капитан Гастингс, которому сыщик разъясняет суть собственного метода.
Вопрос 3:
Улика 1.В Англии, В Лондоне, существует даже официальное место-музей, где якобы жил знаменитый сыщик.
Улика 2. Написав о нем 56 рассказов и 4 повести, писатель в 1893 году он решил покончить с ним, чтобы посвятить себя историческим романам, и в одном из рассказов герой «погибает» у Рейхенбахского водопада. Но читатели, обозвав автора «убийцей», потребовали вернуть героя.
Улика 3.Он любил играть на скрипке.
Блок 2. Восстановите правильные логические цепочки:соотнесите героя-детектива с его создателем-автором и страной – родиной героя. (Команды работают одновременно 2 минуты и получают столько баллов, сколько логических цепочек они составили верно.)
- комиссар Мегрэ - Агата Кристи - Бельгия
- Мисс Марпл - Агата Кристи –– Англия
- Эркюль Пуаро – Жорж Сименон - Англия
- Капитан Гастингс –– Жюль Верн - Франция
- Шерлока Холмса - Артур Конан Дойл - Франция
Блок 3. Найдите напарника
Известно, что у многих знаменитых сыщиков были свои напарники – коллеги, которые зачастую понимали их с полуслова, что и спасало жизнь великим детективам. Попробуем отыскать в группе того, кто проявит особую чуткость и сообразительность и поймет вас без слов, а именно без «слова». Капитан определяет 2-х участников. Участнику предлагается выбрать свернутую бумагу, где написан лингвистический термин. В течение 1 минуты тот должен растолковать понятие «напарнику», не называя самого термина. Напарник должен назвать записанный на бумаге термин. Команды действуют поочередно. Капитаны каждый раз определяют пары из еще не участвующих в данном задании учащихся. Если «напарник» не называет термин, другим командам дается право на ответ. В этом случае право ответа переходит к правильно ответившей команде.
Понятия: морфема, окончание, фразеологизм, лексика, словосочетание,
Предложение, этимология, топонимика, индоевропейский язык, старославянизмы, омонимы, антонимы.
Блок 4. Раскройте «ДЕЛО».
Теперь вы готовы к настоящему делу. Выши «серые клеточки» заработали, вы узнали, на кого можете рассчитывать в качестве напарника. Итак, в архиве гимназии, которая как вы знаете, является комплексом «Школа-музей», был найден уникальный документ – вернее, его сохранившиеся части. Неизвестно, при каких обстоятельствах и почему этот документ, представляющий собой фрагменты рукописи, попал в гимназию, к какому времени его можно отнести, и – главное – кому принадлежит эта рукопись. Надежда только на вас, уважаемые детективы. Возможно, документ имеет огромную историческую ценность. Изучите материалы «ДЕЛА» и дайте ответ на вопрос:
- Кому принадлежит рукопись? (1 балл)
- Как связана рукопись с гимназией № 1? (1 балл)
- Определите примерное время создания этой рукописи? В одно ли время (или разное) были созданы эти фрагменты (2 балла)
- Определите область знания, которой занимался автор рукописи и сферу его интересов в данной области ( по 1 баллу за направление)
- Если это фрагменты научных трудов, то опубликованы ли они? ( 1 балл за каждый правильный ответ)
Подготовьте защиту (систему аргументов) своих версий (грамотность аргументов и ссылки на содержание рукописи – 5 баллов).
Фрагмент 1: «… она не знала усталости и не остерегалась ни даже холода, ни даже мороза…. Озлобление и ненависть были чужды ее всепрощающему характеру. Именно она стала для меня главной воспитательницею и наставницей в литературе»
Фрагмент 2:«…Большую часть времени в гимназии мы проводили сами по себе, так сказать, по методу взаимного обучения, без надлежащего руководства и наблюдения со стороны учителей»
Фрагмент 3.«… пришлось остаться еще на год в Пензе, чтобы пополнить пробелы гимназического образования и приготовиться…
… медицинский факультет, чтобы обеспечить матушке независимое положение…»
Фрагмент 4.«… кроме знаний, предполагает и умения, потому и отечественная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но руководствует ученика в искусстве…
посильную дань гимназическому учительству…»
Фрагмент 5.« …жа-тель, жн-уц, жн-ея, жа-лья, жн-иво, жн-ище, вр-алья…»
Фрагмент 7.«Дажь-бог – бог огня и света, Стри-бог – бог воздуха и ветра…»
(Комментарии к «Делу». Речь идет о выпускнике гимназии, выдающемся русском филологе Иване Федоровиче Буслаеве. Фрагменты взяты из книг: «Мои воспоминания», 1897 г. и «Историческая грамматика русского языка», 1858 г. При выполнении задания можно пользоваться ресурсами Интернет.)
Отзывы учеников:
«Это было действительно интересно. Мы вроде бы и играли, но с другой стороны – многое для себя открыли и узнали. Например, я не знала, что Буслаев планировал обучаться на медицинском факультете, и это сбило «со следа» ( Елистратов Артем).
«Особенно неожиданно было играть в команде смешанного типа, когда твоих партнеров определила жеребьевка. Приходилось быстро ориентироваться, потому что мы не очень хорошо знаем успехи и особенности другого 10-го класса» (Канихин Тихон).
«Интересен сам формат таких агентств». Мы не первый раз играем, но каждый раз это интересно». (Лукьянов Ярослав)
Вложение | Размер |
---|---|
img_8593.jpg | 1.04 МБ |
img_8706.jpg | 842.88 КБ |
img_8802.jpg | 878.36 КБ |