Наноград: Корпорация Граднано: Что такое корпорация в Нанограде?

Летняя школа Наноград 2011

1 С НАДПИСЯМИ ТРЕМЯ.jpg

Корпорация «ГРАДНАНО»  в НАНОГРАДЕ

 

 

Корпорация в Нанограде – это самая трудная, но вместе с тем и увлекательная часть Летней школы. Участникам выезда (жителям разных районов Нанограда) при моделировании жизни города будущего нет времени для безделья и лени – они ежедневно трудятся и достигают научных и бизнес-результатов в своей деятельности. Их основная цель – по мере возможности проникнуться особенностями наноиндустрии: с момента зарождения идеи и разработки и до непосредственной реализации. Шесть дней пребывания в Нанограде распланированы таким образом, чтобы этот путь был пройден школьниками наиболее осмысленно.

Рассмотреть неделю работы в Корпорации можно с трёх точек зрения: тематического разделения на районы; выделения подразделений внутри районов и ролевых позиций в подразделениях.

 

Итак, во-первых, районы Нанограда разделены в соответствии с кластерами современного нанопроизводства (за основу разделения взяли классификацию проектов РОСНАНО): энергетика, электроника, машиностроение, наноматериалы, медицина и биотехнологии. Ещё до поселения на территории Нанограда участникам известна их принадлежность к тому или иному району. В соответствии с тематическим направлением перед каждым районом ставится свой круг задач для решения в Корпорации.

С другой стороны, внутри района жителям предоставляется возможность выбора: участвовать в работе группы «разработчиков» или подразделения «экспертов». Соответственно, предполагается разделение каждого района на две части. Принципиальное различие в деятельности подразделений заключается в следующем. «Разработчики» по игровой схеме получают грант от Мэрии Нанограда на решение какой-либо задачи из области их специализации. Для всех шести районов придуманы свои «проблемы», которые уже так или иначе решены в российской или мировой практике. Безусловно, в рамках короткого выезда прийти к принципиально новому нанорешению школьникам может оказаться не под силу, но ребятам предстоит смоделировать путь настоящих разработчиков и прийти к нужному результату, используя доступные источники информации.

Итогом работы разработчиков становится кейс, включающий в себя следующие разделы: образец нанопродукта (или технологии), естественнонаучная основа продукта (или технологии), производственная цепочка, расчёт себестоимости, ресурсы, маркетинг и реклама. «Эксперты», в свою очередь, получают на руки готовый кейс тоже из области специализации района; в кейсе школьникам предлагается изучать уже существующий проект, но им предстоит принять решение о дальнейшем инвестировании в этот проект.  

Если «разработчики» идут путём поиска информации для решения поставленной проблемы, то «экспертам» необходимо сформулировать критерии, оценить и составить экспертное заключение по предоставленному кейсу. Моделируется учебная ситуация: игровое изучение проектов, которые софинансирует РОСНАНО.

 

Несмотря на то, что перед «разработчиками» и «экспертами» стоят практически прямо противоположные задачи (одним составить кейс, другим его оценить) структура кейса остаётся для обеих подгрупп внутри района одинаковой:

  1. Образец нанопродукта(или технологии). В каждом кейсе представлено описание используемого материала (или технологии) и его ключевых свойств, а также рисунок или фотография образца, другое  визуальное представление его использования (снимок с микроскопа, схематическое изображение структуры, фотография изделия, изготовленного с применением материала или технологии и пр.).
  2. Естественнонаучная основа. Жителям района предлагают разобраться, за счёт чего действуют преимущества представленного образца, какие естественные законы (физические, химические, биологические) лежат в основе, какие процессы происходят и чем отличаются эти процессы на наноуровне от обычных реакций и свойств материалов.
  3. Производственная (технологическая) цепочка. В кейсе приведено описание того, как именно осуществляется производственный процесс: с чего начинается и что является его конечным результатом, какие ключевые звенья обработки должны быть обязательно пройдены на этом пути.
  4. Себестоимость. По возможности, предстоит разобраться с экономической составляющей проектов: из чего состоят производственные издержки, сколько производители тратят на начальном этапе производства, какова себестоимость единицы продукции – дешевле она или дороже своего аналога, изготовленног не из наноматериала (или без применения нанотехнологии). Эта информация необходима для принятия решения об инвестировании в проект.
  5. Ресурсы. В этом пункте кейса раскрывается информация о том, какие ресурсы требуются для изготовления продукта: обеспеченность кадрами, производственными мощностями, территорией, техникой и пр.
  6. Маркетинг. Здесь приводится исследование рынка, конкурентоспособность изучаемого продукта, его целевая аудитория, перспективы на рынке.
  7. Реклама. Этого пункта нет в кейсе «экспертов», поэтому и «разработчикам», и «экспертам» в равной степени предлагается попробовать себя в качестве нанокриэйтеров – придумать рекламу нанопродукту или нанотехнологии, которые они изучают. Ребята не ограничены в творческих проявлениях – они могут проявить максимум фантазии. Это финальное задание в работе Корпорации, здесь они могут применить уже все полученные знания в Летней школе: как научного, так и творческого характера (они могут изобразить плакат, баннер, поставить театральное действо, снять видеоролик, сделать презентацию и т.п.). Подготовке презентации и рекламы выделяется всё время Корпорации накануне выступления на Форуме перед инвесторами.

Основные акценты в работе обоих подразделений ставятся, прежде всего, на понимании естественнонаучной основы, а также на продумывании и осознании дальнейшего продвижения изучаемого или предлагаемого продукта. Деятельность обоих подразделений продумана так, чтобы учащиеся могли большей частью самостоятельно осуществлять поиск решения, то есть присутствующие при этом взрослые выполняют направляющую, поддерживающую и координирующую функцию (Руководители районов и Научные консультанты помогают в процессе работы, Мэрия осуществляет ежедневный контроль результатов, Инвесторы на Форуме оценивают итоги, к которым придут районы; остальные участники Летней школы могут выступать в качестве консультантов по самым разным вопросам из области нано). Таким образом, у школьников есть возможность погрузиться в тематику своего района, выбрав один из двух предложенных путей. Однако предусмотрен и вариант, когда особенно креативные и продвинутые учащиеся захотят придумать собственный проект. Творчество и научный интерес жителей Нанограда не ограничены ничем. Таким ребятам предлагается продумать свой венчурный проект и представить его на суд «инвесторов» на итоговом мероприятии Летней школы.

 

И наконец, организация работы внутри каждого подразделения осуществляется по командно-проектному принципу. Проектная составляющая заключается в том, что каждое подразделение получает в проработку свою задачу из предметной области района («разработчики» - проблему, «эксперты» - кейс для оценки). А эффективность работы команды и каждого участника в отдельности подкрепляется тем, что за жителями района фиксируютсяролевые позиции, совместная деятельность которых должна привести к желаемому результату. Командные роли позаимствованы из теории Белбина: координатор, двигатель, судья, генератор идей, практик, доводчик, душа компании и разведчик (перевод встречается разный, важно разделение на восемь ключевых позиций). Разделение на ролевые позиции преследует двойную цель: реализация управленческой задачи и смысловая занятость каждого участника Летней школы. Ребята привыкают к тому, что любая команда строится по подобному принципу и что при совместной работе должны быть реализованы все роли для достижения желаемого результата. Мы очень надеемся, что этот навык командной работы пригодится им в дальнейшем.

 

Деятельность Корпорации продумана таким образом, чтобы в конце каждого дня оба подразделения приходили к определённым промежуточным результатам, которые, как ступеньки лестницы, приведут жителей Нанограда к кульминации их интеллектуального труда – Форуму Нанограда, итоговому мероприятию последнего дня Летней школы. На Форуме жители районов представят свою работу на суд «инвесторов» - взрослых участников: приехавших гостей, специалистов, представителей компаний, учёных, педагогов и пр.

 

Жизнь внутри Корпорации направлена на формирование осознания того, что наука действует в постоянной связке (интеграции) со всем остальным миром посредством  творчества и предпринимательского подхода. Деятельность в Корпорации именно работа – интеллектуальная, креативная, науко- и трудоёмкая. Для каждого по своему интересу найдётся та часть этой работы, которая ближе и больше по душе: нравится тебе заниматься наукой или рисовать, или придумывать гениальные идеи, или претворять в жизнь мысли, или работать с ресурсами, или искать информацию, или общаться – каждому таланту найдётся применение в Корпорации Нанограда. И основной ожидаемый результат заключается в том, что в любом случае всё тесно связано единой темой нанотехнологий, ближайшего будущего, современного взгляда на мир глазами человека, умеющего различать детали, не упуская главного.