Школа в эпоху нано
Какой быть школе в эпоху нано-технологий
Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано».
Но сложно отрицать следующее:
- это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке,
- для его осознания, понимания, исследования, реализации требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный (в смысле плотно связанных друг с другом науки и практики, инвестиций в фундаментальные разработки, выстраивания инновационных комплексов), более внимательного отношения к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них,
- оно (это явление) ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,
- для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,
- с внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…
Каковы основные характерные отличия «нано-подхода» в науке и производстве?
- Работа на микроуровне, изменения в котором влияют на макропроцессы.
- Междисциплинарность, пограничность, необходимость диалога, многообразия.
- Выстраивание инновационного комплекса – взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса…
Современное образование в России не успело всерьез перестроиться с приходом к нам «компьютерной революции». Результат этого, в том числе, – расширяющаяся «пропасть» между поколениями взрослых (в первую очередь, педагогов) и детей.
Сейчас у нас есть шанс в момент еще только зарождения новой эпохи («нано-эпохи») попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, вытащить на новый уровень все наше образование (и первым делом - образование учителей).
Так же как в современных науке и технологии с переходом на «нано-уровень», когда на классических основаниях и более фундаментальном углублении в науку рождаются суперпередовые технологии, тянущие за собой производство и экономику, так и в образовании - назрел момент иных технологий и подходов (при условии более внимательного отношения и изучения опыта и совершенных предыдущими поколениями исследователей открытий в педагогике).
Отчасти эта ситуация похожа на «революцию» в современном производстве, связанную с открытием возможностей нано-технологий.
Изменение образования, также как изменение современного производства, требует иных взглядов, иных процессов, иных технологий...
И, в т.ч., изменения основного (до сих пор) института реализации образования - школы. Также как воспитанники Макаренко воспитывались в т.ч. на том, что имели прямое отношение к тогда суперсовременному и «супертонкому» производству «ФЭДов», так и нынешние подростки совсем по-иному будут относиться к школе, которая позволит им приобщиться к передовому рубежу современной науки, производства, бизнеса.
Что же для педагогики означает переход на «нано-уровень»,«нано-технологии»,
какой должна быть педагогика в «эпоху нано»?
1. Внимательное вглядывание в социокультурную ситуацию конкретного ребенка, школы… и учет возможных микро-основ, глубинных оснований, ядер и изменений в них для макро-последствий.
2. Использование «сильных методов», работающих на более глубоком уровне, чем просто поверхностно информирующие занятия (внимание к личностной мотивации, заинтересованности, осмысленности – проживание, проигрывание, практико-ориентированность, личностная осмысленность).
3. Точечное применение «энергоемких», дорогостоящих процедур – приносящих позже серьезные эффекты… (например, однажды заинтересовавшись чем-то – дальше ребенок во многом уже сам сможет изучить предмет. Значит, может быть, стоит потратить бОльшие ресурсы на то, чтобы ребенок заинтересовался…)
4. Мультидисциплинарность, межпредметность, свободное и ответственное изобретательство, пограничность, диалогичность - как в содержании образовательной программы, так и в ведении педагогических исследований. В т.ч. умение перестроить свой взгляд, общаться с Другим, принимать и понимать его…
5. Признание ценности многообразия, в т.ч. влияние многообразия коллектива на развитие личности (в частности – стремление к построению «обучаюшегося сообщества»).
6. Признание права меньшинства (в т.ч. если и использование стандартов, то с максимально «плавающими» границами).
7. Внимание к экологическими этическим границам технологий.
8. Поддержка инноваций за счет выстраивания деятельности инновационных комплексов вокруг исследователей, работающих с ними педагогов, школ, современных производств…
Какой должна быть современная школа,
желающая соответствовать вызовам «эпохи нано»?
Во-первых, это школа добротных базовых учебных программ с акцентом на естественнонаучное образование, но с учетом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий.
Во-вторых, это школа выбора учащимися собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала.
В-третьих, это школа, ориентированная на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы, меценатства в развитии отечественной науки и производства.
В-четвертых, это школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию (например, через СМИ и Музей науки) достижений и перспектив в сфере нанотехнологий.
В-пятых, это школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса («нанобизнеса») в России и за рубежом, предполагающего – пусть и ограниченное - но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.
В-шестых, это общеобразовательная школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.
В-седьмых, это школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 7-10 лет, 11-13 лет, 14-15, 16-18 лет.
В-восьмых, для такой школы принципиальной является идея моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу – от содержания таких предметов как математика, биология, физика… до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе, и участия в конкретном производственном процессе в старших классах (например, в частности, введения робототехники в учебную программу средней школы).
В чем состоят возможные преимущества школы,
выбирающей для себя такие направления изменений?
1. Она создает конкретную модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере школьного образования.
2. Такая школа создает качественный прецедент в ранней, опережающей подготовке российских специалистов в сфере современного производства и бизнеса (в частности в сфере нанотехнологий), а также рабочих и инженеров среднего звена в хай-тек.
3. Все это позволяет, не увеличивая социальные разрывы в современном российском обществе, вместе воспитывать молодых людей, склонных к научным исследованиям, и тех, кто будет готов (имея качественное базовое образование) заниматься внедрением результатов этих исследований в производство на разных его этапах, будет грамотным пользователем создаваемых продуктов.
Чтобы появились такие школы нужно пройти немалый путь – поисков, сомнений, открытий, разочарований – разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и пр. проблем. Многое здесь еще не понятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно точно - пройти этот путь можно лишь объединив ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и учителей школ, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов…
Многие группы (и школы) в разных краях страны уже встали на этот путь.
Надеюсь, что инициатива РОСНАНО по созданию «Школьной Лиги школ Роснано» поможет нам объединить усилия и построить сообщество, заинтересованное в общем поступательном движении к новой школе.
Михаил Эпштейн,
образовательный центр «Участие»,
Санкт-Петербург