РАБОТА КОРПОРАЦИИ ГРАДНАНО

 

Основная информация

 

Наноград разделён на шесть районов. У каждого района своя специализация:

  • Энергетика (жители – энергетики)
  • Медицина (медики)
  • Биотехнологии (биологи, биотехнологии)
  • Машиностроение (инженеры-машиностроители)
  • Электроника (электронщики)
  • Наноструктурные материалы (технологи по наноматериалам)

 

В каждом районе открывается отделение Корпорации ГРАДНАНО, которое работает в двух основных направлениях:

  1. Подразделению разработчиков необходимо оправдать финансирование от Нанограда, поэтому выполняется заказ от Города (на основе проектов РОСНАНО).  Это подразделение (половина района) на протяжении всей работы корпорации получает проблему, решение которой необходимо найти с использованием наноматериалов/нанотехнологий, с обоснованием использования, пониманием естественно-научной основы. По итогам работы группы разработчиков на оценку комиссии предоставляется: составленный кейс, презентация и реклама.
  2. Подразделению экспертов даётся возможность оценить какой-то из проектов РОСНАНО в качестве экспертов, которым предстоит принять инвестиционное решение и разработать критерии принятия этого решения, заполнить «белые» пятна кейса. По итогам деятельности группы экспертов на оценку комиссии предоставляется: экспертное заключение на основе выработанных и проверенных критериев, презентация проделанной работы, реклама.

Следовательно по итогам работы районов на заключительном мероприятии Летней школы (Форуме, 02.07.2011, суббота) будет представлено от каждого района:

  1. Отчётный документ: кейс от разработчиков и экспертное заключение от экспертов
  2. Две презентации.

Резервное задание

Кроме того, в каждом районе есть возможность реализовать так называемый «венчурный проект» - полное самостоятельное исследование: подробно изучить какой-либо наноматериал (нанотехнологию) и предложить альтернативное использование его (её) с обоснованием естественно-научной основы. То есть в данном случае получается дополнительное подразделение Корпорации, которое само формулирует проблему, находит её решение, обосновывает его, оценивает, составляет презентацию и предоставляет на суд инвесторов. По предыдущему опыту работы на выездной  школе были прецеденты, когда появлялись неформальные лидеры среди участников, имеющие потребность в творческом индивидуальном самовыражении и способные реализовать собственный проект. Для них и запланировано резервное задание на выполнение «венчурного» проекта.

Инвестиционный рейтинг (оценка работы Корпорации)

Оценка работы каждого района  будет состоять из трёх основных составляющих:

  1. Текущий инвестиционный рейтинг:
  2. «Топ-менеджеры» Корпорации из числа взрослых участников летней школы ежедневно осуществляют оценку действий каждого района и вывешивают текущий рейтинг каждого района,
  3. Мэр Нанограда по итогам собеседования с представителями каждого отделения Корпорации выставляет свою оценку
  4. Кроме этого, у других взрослых участников выезда есть возможность выставить свою экспертную оценку по итогам работы
  5. Итоговая оценка выполненного Городского заказа (подразделение «разработчиков»).
  6. Итоговая оценка работы экспертной группы (подразделение «экспертов»).
  7. Степень готовности инвесторов вложить деньги в «венчурный» проект района (если в районе будет реализован такой проект).
  8. Отдельно оценивается инвестиционная привлекательность района с точки зрения других районов Нанограда (районы получат возможность «инвестировать» друг в друга) и инвестиционная интуиция жителей района (если стратегия инвестирования района дала положительные результаты – то есть жители района среди других участников выбрали наиболее продвинутую и работоспособную группу среди своих коллег из других районов).

Роли, которые выполняют взрослые участники  (в том, что касается работы Корпорации) и их основной функционал:

  1. Глава района  – осуществляют работу с детьми-участниками летней школы, которая заключается в перераспределении на малые группы, отслеживание действий детей, распределение ролей, совместная работа над составлениями кейсов, презентаций и пр.
  2. Начальники отделов Корпорации  – в каждом районе Города работает учёный, знакомый со спецификой нанотехнологий и выполняющий функцию внутреннего консультанта, по ходу работы в Корпорации может взять в своё руководство одно из подразделений («эксперты» или «разработчики»)
  3. Мэр Города– выдаёт заказ от имени Города каждому району и принимает (вместе с Инвесторами) итоговую презентацию по заказу и оценивает её по известному заранее набору критериев. Также Мэр Города ежедневно принимает представителей района у себя  на предмет отслеживания выполнения Городского заказа и ставит свою оценку по итогам переговоров с представителями районов Города. Текущая оценка Мэра Города включается в ежедневный инвестиционный рейтинг каждого района.
  4. Инвесторы– итоговая комиссия, составленная из взрослых участников летней школы. Инвесторы оценивают итоговые презентации проектов района на основе отработанного набора критериев (эти критерии отличаются от критериев городского заказа, поскольку подгруппа, работающая с венчурным проектом, выполняет иную по смысловому наполнению задачу). Инвесторы могут быть внешними консультантами и экспертами в течение работы Корпорации на Летней школе.
  5. Топ-менеджеры Корпорации – посещают район во время работы Корпорации, помогают (неявно) Главам районов и Научным консультантам выполнять педагогическую работу, если необходимо, корректируют её, консультируют Глав и Консультантов, чтобы работа Корпорации во всех районах выполнялась в едином смысловом русле. Топ-менеджеры после обхода районов и оценки работы Корпорации вывешивают инвестиционный рейтинг по итогам дня, который позволяет оценить текущую работу каждого района.
  6. Внешние консультанты и эксперты – первые могут консультировать разработчиков и экспертов в ходе работы Корпорации, вторые – участвовать в текущей оценке деятельности Корпорации. Внешними консультантами и экспертами могут быть приезжие гости, представители компаний, педагоги, эксперты и пр.

Отчётность по районам:

  1. Текущая отчётность: от каждого подразделения Корпорации на суд Мэра предоставляется ежедневная отчётность (резюме по итогам работы дня).
  2. Заказ от Города: составление кейса. На основании Городского заказа, который поступает от Мэра Города, первой подгруппе предстоит составить кейс по общедоступной информации (из Интернета) на основе известных проектов РОСНАНО. Материал по кейсу собирается в папку и на основании этой информации потом формируется итоговая отчётная презентация.
  3. Заказ от Города: презентация.
  4. Экспертное заключение: в письменном виде по реально существующему проекту РОСНАНО
  5. Экспертное заключение: презентация.
  6. Реклама: в качестве заключительного элемента работы обоих подразделений.
  7. «Венчурный» проект: Каждый район получает папку с перечнем и описанием существующих наноматериалов и сфер их применения. Это не кейсы, а информационные досье по наноматериалам (нанотехнологиям). Используя эту информацию и имея доступ к интернету, работники Корпорации  должны придумать новое применение любому материалу в рамках отраслевого направления района. По итогам этой части работы составляется рекламный ролик.
  8. «Венчурный» проект: презентация. Подготовка презентации «венчурного» проекта включает в себя элементы бизнес-плана. Прежде всего, необходимо обосновать возможность (или необходимость) применения наноматериала в выбранном направлении, а также рассмотреть (по возможности) маркетинговые составляющие: возможный спрос, целевую аудиторию, возможные направления разработки производства и т.д.

Таким образом,  вне зависимости от того, в каком подразделении (разработчиков или экспертов) окажется участник Летней школы, он проходит все необходимые этапы исследовательской работы:

  1. Постановка проблемы
  2. Решение проблемы путём формулировки целей, изобретательских задач и пр.
  3. Работа с кейсом (составление или дополнение кейса, работа с информацией)
  4. Составление письменного документа по итогам работы
  5. Создание презентации и рекламы.

Роли жителей района (предполагаемые):

  1. Самоуправление района(муниципалитет). Представители района, которые принимают информацию из внешних источников, отчитываются перед Мэром.  Выбираются жителями района.
  2. Ответственные за кейс (разработчики).
  3. Ответственные за экспертное заключение (эксперты)
  4. Ответственные за составление презентаций: будет две презентации, значит, должно быть минимум два ответственных.
  5. Ответственный за рекламу.
  6. Внутренние роли в подгруппах(по Белбину). Кроме того, роли распределяются внутри Корпорации и, по мере необходимости, внутри каждой новой творческой группы (роли распределяются по Белбину). Но прежде – в первый день, когда происходит знакомство внутри района, руководители районов (взрослые) в процессе прояснения сути игры и составления плана на дальнейшую работу могу провести небольшую игру-тренинг для определения того, к каким ролевым позициям более склонны жители района – и уже на основании этого формировать два подразделения Корпорации внутри каждого района. Руководители групп могут более или менее ориентироваться на эти ролевые предрасположенности жителей города, но  они могут оказаться хорошим подспорьем. Кроме природной склонности к ролевым позициям, они могут быть назначениями. Здесь можно договариваться с ребятами, если роль не на 100% ему подходит, но она должна быть представлена в подразделении. Редко бывает так, что в одном человеке воплощается только одна ролевая позиция; один человек  может реализовывать несколько ролевых позиций. Задача руководителя на основе тренинга, тестирования и личных наблюдений закрепить за жителем района ту или иную роль. Это является существенной составляющей командно-проектного подхода, который реализуется при работе в Корпорации.

Командно-проектный подход:

Для работы внутри Корпорации ГРАДНАНО сознательно выбран командно-проектный подход, принципиальный смысл которого заключается в следующем. Мы не дублируем ролевые позиции и специальности реально существующих коропораций, поскольку у участников нет возможности в действительности продублировать работу реального предприятия. Зато есть возможность реализовать изобретательские задачи, провести исследование, осуществить экспертную оценку и самостоятельно разработать её критерии, разобраться в естественно-научных основах наноматериалов/нанотехнологий, освоить принципы командной работы, научиться презентовать результаты своего труда.

Командно-проектный подход подразумевает разделение процесса работы на отдельные проекты, в рамках которых у каждого участника летней школы есть возможность индивидуально самовыразиться, реализовав свои способности и потенциал. При этом исключается негативная конкуренция, поскольку подобный подход не подразумевает жёсткой иерархии в деятельности: у каждого участника есть своя ролевая позиция, которая важна и необходима для продуктивной и плодотворной работы команды. Лидерство при такой работе носит переменный характер, создаются комфортные условия работы.

 

СТРУКТУРА КЕЙСА

Разработчики в районах составляют кейс, эксперты анализируют готовый. Структура кейса предполагается схожая для обеих групп:

 

  1. Образец нанопродукта(или технологии). В кейсе должно быть представлено описание используемого материала (или технологии) и его ключевых свойств. Желательны рисунок или фотография образца, любое визуальное представление его использования (снимок с микроскопа, схематическое изображение структуры, фотография изделия, изготовленного с применением материала или технологии и пр.).
  2. Естественно-научная основа. Жителям района предлагают разобраться, за счёт чего действуют преимущества представленного образца, какие естественные законы (физические, химические, биологические) лежат в основе, какие процессы происходят и чем отличаются эти процессы на наноуровне от обычных реакций и свойств материалов.
  3. Производственная (технологическая) цепочка. В кейсе должно быть приведено описание того, как именно осуществляется производственный процесс: с чего начинается и что является его конечным результатом, какие ключевые звенья обработки должны быть обязательно пройдены на этом пути.
  4. Себестоимость. По возможности, предстоит разобраться с экономической составляющей проектов: из чего состоят производственные издержки, сколько производители тратят на начальном этапе производства, какова себестоимость единицы продукции – дешевле она или дороже своего аналога, изготовленного не из наноматериала (или без применения нанотехнологии). Эта информация необходима для принятия решения об инвестировании в проект.
  5. Ресурсы. В этом пункте кейса раскрывается информация о том, какие ресурсы требуются для изготовления продукта: обеспеченность кадрами, производственными мощностями, территорией, техникой и пр.
  6. Маркетинг. Здесь приводится исследование рынка, конкурентоспособность изучаемого продукта, его целевая аудитория, перспективы на рынке.
  7. Реклама. Этого пункта нет в кейсе «экспертов», поэтому и «разработчикам», и «экспертам» в равной степени предлагается попробовать себя в качестве нанокриэйтеров – придумать рекламу нанопродукту или нанотехнологии, которые они изучают. Ребята не ограничены в творческих проявлениях – они могут проявить максимум фантазии. Это финальное задание в работе Корпорации, здесь они могут применить уже все полученные знания в Летней школе: как научного, так и творческого характера (они могут изобразить плакат, баннер, поставить театральное действо, снять видеоролик, сделать презентацию и т.п.). Подготовке презентации и рекламы выделяется всё время Корпорации накануне выступления на Форуме перед инвесторами.