ГАЛОПОМ ПО МАСТЕРСКИМ
ВОЛШЕБНОЕ ДЕЙСТВО
Мастерская: Биомолекулы невооруженным взглядом
Автор мастерской: Лопатина Анна Васильевна, аспирантка Института Молекулярной Генетики РАН
На столе стоят чашки Петри, пробирки и различный лабораторный инструмент.
- Сегодня здесь будет происходить волшебное действие! – интригует собравшихся ведущая мастерской Анна. - Мы будем наделять живые организмы свойствами, которыми они не обладали. Мы будем вводить в них чужеродную ДНК!
С этими словами она раздает чашки Петри. Ребята с интересом крутят их в руках.
- В чашках находится штамм бактерии Esheriсhiaсoli. Иначе говоря, кишечной палочки, - объясняет ведущая.
Некоторые из детей тут же с опаской откладывают чашки в сторону.
- Не бойтесь: это безопасный лабораторный штамм, - улыбается Анна.
Далее начинается лекция о ДНК прокариотов, к которым относятся бактерии, а я покидаю аудиторию и напрявляюсь в следующую мастерскую: время не ждет!
БИТ ИЛИ НЕ БИТ
Мастерская: Зондовый микроскоп FemtoScan – ключ к миру НАНО
Автор мастерской: Смирнов Сергей Юрьевич, инженер ЗАО «Центр перспективных технологий», студент 6 курса физического факультета МГУ
В комнате над зондовым микроскопом «колдует» Сергей. Что-то не работает.
- Только что все было хорошо. Тонкая техника! - объясняет ведущий.
Еще несколько минут его стараний, и все, наконец, в порядке.
- Сейчас на экране мы увидим поверхность CD-диска. Вот, черная точка – это один бит, «единичка». Черная полоска – несколько «единичек» подряд. А пустое место – это нули.
Выясняется, что размер одной точки – всего 300 нанометров, а на всем экране изображен кусочек диска размером 16 на 16 микрон.
Затем каждый из ребят получает возможность научиться настраивать сложный прибор самостоятельно.
SOSНЫ
Мастерская: Азбука выживания
Автор мастерской: Капкаева Татьяна Михайловна, учитель биологии и географии Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области
На столе перед посетителями мастерской лежат разные травы и ветки деревьев.
Татьяна Михайловна предлагает ребятам угадать, что за растения перед ними.
- Так, это тысячелистник, это клевер, а вот это одуванчик, - сходу распознает растения один парень. – Я недавно работу писал по лекарственным травам, - объясняет он свою осведомленность остальным.
Далее автор мастерской рассказывает, как можно использовать то или иное растение в экстремальных условиях. За пять минут, которые я провожу в качестве слушателя, я успеваю узнать, что благодаря смолке обыкновенной можно получить мыльный раствор, на раны нужно накладывать березовые листки, а на ожоги - сосновую смолу (предварительно размачив ее горячей водой). Наконец, перед тем как заночевать зимой в лесу, необходимо расчистить снег, а на землю положить сосновые ветки. Шишки же сосны целесообразно использовать для розжига костра.
Понадеявшись, что эти знания мне никогда не пригодятся, отправляюсь дальше.
БУМАЖНАЯ БАБОЧКА
Мастерская: Модульное оригами
Автор мастерской: Дронова Елена Петровна, учитель математики и информатики Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области
Посетители мастерской старательно сгибают из листков бумаги треугольные модули. Особенно трогательно за этим занятием выглядит Артем – крепкий молодой человек, лидер одной из групп школьников, читавший прошлым вечером со сцены рэп в стиле «ганста».
Оказывается, что из модулей ребята в конце концов соберут бабочку. Сколько именно модулей понадобится, не знают даже авторы мастерской:
- Наверное, что-то порядка двухсот.
Поскольку увидеть результат в ближайщие полчаса представляется маловероятным, перемещаюсь к соседнему столу – именно там трудятся посетители очередной мастерской.
ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЕРШИКОВ
Мастерская: Рисуем, чем хотим
Автор мастерской: Истакова Лилиана Александровна, учитель математики и информатики Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области
Ребята заняты рисованием картин. С первого взгляда все довольно обычно: обыкновенная бумага, обыкновенные краски. Так в чем же «фишка»?
- Посмотрите, мы же рисуем ватными палочками, а не кисточками, - удивляются моей ненаблюдательности ребята.
Оказывается, что посетители мастерской для рисования помимо ватных палочек так же используют губки, веточки деревьев, палочки, соломки для коктейлей и даже ершики для мытья бутылок.
- Благодаря этому картины получаются необычными, - объясняет суть мастерской ее автор.
Согласившись, иду дальше.
НЕ УСЛОЖНЯЙТЕ!
Мастерская: Школа бизнеса «XXI»
Автор мастерской: директор Бизнес-инкубатора «Лицей – точка роста», научный руководитель Лицея №2 г. Чебоксары, академик Изяслав Дмитриевич Ахметзянов.
Рассказывая о бизнесе, автор мастерской демонстрирует слайды, на которых представлены основные идеи создателя современного менеджмента Питера Друкера.
За десять минут, которые я провожу в мастерской, я узнаю, что, занимаясь инновациями, «нельзя слишком усложнять», «нельзя делать слишком многого одновременно», и, наконец, «бессмысленно заниматься инновациями впрок».
Ближе к концу занятий Изяслав Дмитриевич обещает показать видео-ролики с участием акул IT-бизнеса - Стива Джобса и Билл Гейтса, однако я их, к сожалению, не дожидаюсь – хочется успеть посетить еще несколько мастерских.
ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД ДИДЖЕЯ
Мастерская: Введение в DJ-ing
Автор мастерской: Ашичев Виталий Александрович, магистрант Санкт-Петебургского государственного университета
Чего только нет на этой летней школе! В следующей мастерской ребята стоят за настоящим профессиональным диджейским пультом! Диджей Виталий объясняет посетителям, для чего используется та или иная ручка или кнопка на пульте. Сразу спешу разуверить тех, кто думает, что быть диджеем очень просто. Внимательно вслушиваясь в слова Виталия на протяжении десяти минут, я так почти ничего и не запомнил: уж больно много на пульте различных «штуковин».
Ребята, вероятно, чему-то все-таки научились. По-крайней мере, когда они надевали наушники и пытались поработать за пультом самостоятельно, из колонок звучала вполне сносная музыка.
РАЗМЫТОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Мастерская: Секреты гравюры
Автор мастерской: Изюмова Марина Викторовна, учитель информатики АНО «Образовательный центр «Участие»
В следующей мастерской, которую я посещаю, ребята занимаются монотипией: сначала наносят изображение карандашом на бумагу, затем кладут на нее прозрачный пластик и, пользуясь карандашным наброском, рисуют на пластике, но уже масляными красками. Наконец, прокатывая этот пластик вместе с чистым листом бумаги через два валика станка для гравюры, получают изображение красками на бумаге. Изображение получается несколько размытым – собственно, ради этого весь процесс и затевается.
ПОЧЕМУ БУШ СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ?
Мастерская: Современная математика для всех
Автор мастерской: Михельсон Сергей Станиславович
В последней мастерской, в которую я успеваю заглянуть до окончания занятий, становится мастерская современной математики. Разговор идет о различных системах выборов. Оказывается, что основных систем – пять. Большинство из них базируются на рейтинговой расстановке кандидатов, однако на государственном уровне (например, на выборах президента) они не применяются из-за излишней сложности.
Ребята обсуждают самый справедливый метод выборов: сходятся на методе Кондорсета, который как раз требует создания рейтинга кандидатов.
Под конец Сергей Станиславович рассказывает о том факте, что если бы в 2000-м году в Америке применялся другой метод выборов, то президентом бы стал не Джордж Буш-младший, а Альберт Гор.
Текст: Тимофей Федотов
Комментарии
Спасибо, Тимофей! Прям в стиле экшн...Будто пропутешествовал в мозгу Леонардо. Прочитал запоем...