А.Б. Чубайс ответил на вопросы учащихся "Школьной лиги" РОСНАНО.
Читатели журнала "Я-Леонардо", а также участники летней школы "Наноград", которая состоялась в Пензе с 27.06 по 3 июля, задали ряд вопросов А.Б. Чубайсу, которые сам Анатолий Борисович оценил как "порой очень и очень непростые".
Мы публикуем упомянутые вопросы с ответами на портале "Школьной лиги РОСНАНО", чуть позже этот текст появится на страницах очередного номера журнала "Я-Леонардо".
Анатолий Борисович, я очень интересуюсь нанотехнологиями, и в связи с этим мой вопрос: в какой из отраслей (медицина, военное дело, техника, строительство, электроника, искусство (а вдруг!)), по Вашему мнению, будут активнее всего использоваться нанотехнологии?
Даниил Бровин
Санкт-Петербург, лицей № 179, 10 класс (медицинский).
Ответ на этот вопрос сегодня мы знаем лишь отчасти. Есть отрасли, про которые можно сказать наверняка, что их развитие напрямую связано с применением нанотехнологий. Возьмем светотехнику. Лампы накаливания и газоразрядные лампы уходят в прошлое. Будущее - за новыми способами получения света, которые открывают для нас нанотехнологии. Например, неорганическими светодиодами. Они представляют собой «слоеный пирог» из полупроводников. Когда электрон проходит через эти слои, появляется свет. При этом эффективность в несколько раз выше, чем у любого другого известного процесса получения света: КПД светодиода в 7 раз выше, чем у обычной лампы накаливания, а срок службы - в 50 раз. Уже сегодня светодиоды используются в автомобилестроении при производстве фар. Уверен, что завтра они найдут применение при освещении жилых помещений и офисов, дорожном освещении, электронике и др.
Другой пример – медицина. Мы собираемся в ближайшее время совершить рывок в такой отрасли как «ядерная медицина». Нанотехнологии позволяют, во-первых, обнаружить тяжелое заболевание, в том числе раковое, на очень ранних стадиях, а во-вторых – успешно бороться с ним даже на поздних стадиях.
Наконец, новые материалы – еще одно направление, новый виток развития которого будет связано с использованием нанотехнологий. Это касается и специальных материалов для авиации и космонавтики, и, так называемых, массовых материалов. Я имею в виду нанокомпозиты, которые могут быть прочнее, чем самые прочные из используемых металлов и сплавов, но при этом значительно легче. Уже сегодня они начинают широко внедряться: фюзеляж нового BoeingDreamlinerсостоит из них на 52%.
Но еще более впечатляющий результат может дать использование нанотехнологий при изготовлении обычных материалов. Как вам, наверное, известно в минувшем году двое россиян, в настоящее время работающих в Манчестере, Константин Новоселов и Андрей Гейм получили Нобелевскую премию по физике за открытие графена. Этот материал обладает целым рядом потрясающих свойств. Его называют самым прочным материалом во вселенной, хотя его толщина – всего один атом углерода. По электропроводности он много раз превосходит медную нить. Широко известны другие углеродные материалы - нанотрубки и фуллерены. Если в ближайшее время появятся промышленные технологии их использования, нас ждут революционные изменения. Скажем, мосты и дома можно будет делать в разы легче и намного прочнее.
Убежден, что это – лишь верхушка айсберга. Но ведь и мы – только начинаем. Думаю, что расширяя свои знания в сфере нанотехнологий, мы будем открывать все новые и новые сферы их применения.
В какой школе Вы учились? На какие отметки? Были ли у Вас любимые и нелюбимые уроки?
Егор Антипов
Санкт-Петербург, Лицей ФТШ, 8 класс.
В школе № 88 г. Санкт-Петербурга, которую заканчивал, я проучился года четыре. Это была совершенно обыкновенная школа в обыкновенном районе в новостройках, где учились обыкновенные разгильдяи и хулиганы. Я, скорее, относился к первой категории, чем ко второй. Учился неплохо, но отличником не был – бывали и «тройки», и «двойки».
Как-то раз получилось, что за одну неделю я умудрился нахватать штук пять «двоек» и даже одну «единицу». Так совпало, что эта неделя пришлась как раз на страничку в середине дневника, ту, которая постоянно норовила вывалиться. И она действительно вывалилась. Но я заменил скрепки в дневнике и с гордостью вернул страницу, испещренную «двойками» и «единицей», на ее законное место.
Были ли у меня любимые уроки? Да были, но я думаю, что это больше определялось не содержанием уроков, а самими учителями. Например, у нас была замечательная учительница литературы Раиса Абрамовна Фридман - очень интересный и глубокий человек. Стоит ли говорить, что литературу я очень любил.
Великолепный был в школе и преподаватель английского языка. Благодаря ей я и выучил английский язык так, что даже в институте был по этому предмету одним из лучших. Правда, именно поэтому в институте я по английскому не делал ничего. В результате по окончании ВУЗа забыл язык вообще. Потом, опять же благодаря хорошей учительнице в школе, я его восстановил.
Мне была интересна математика, но я был вредным учеником. Как правило, решал задачи по математике быстрее всех, а потом пытался указать учительнице на ошибки, которые она сделала. Что ей совсем не нравилось. Была интересна физика, но «физичку» мы не любили. Она постоянно обращалась к нам «детки», особенно в десятом классе это нас доводило до истерики. Мы даже устраивали бунты против нее. Видимо, поэтому мои физические знания до сих пор не очень глубокие.
Что Вы думаете о нынешней молодежи? Чем она отличается от молодежи Вашего времени?Каким Вы видите будущее современной российской молодежи?
Дарья Чернецова,
Пенза, гимназия №44, 9 класс.
Мария Мухина
Старый Оскол, «Лицей №3»
Я думаю, что сегодняшняя и завтрашняя жизнь страны очень сильно отличаются от того, что было 20 лет назад при советской власти. Мне кажется, что главное отличие для молодежи в том, что значительно увеличивается разнообразие вариантов выбора жизни. В нашей школьной, да и студенческой жизни было два основных пути и оба предельно ограниченные. Путь номер один - на завод инженером. Путь номер два - в научно-исследовательский институт младшим научным сотрудником. Сейчас разнообразие вариантов возросло в десятки и сотни раз. Хочешь - идешь по этому пути, хочешь - создавай собственный бизнес или ищи применения своим навыкам в корпоративной среде. Правда, это означает, что существенно возрастают и требования к себе. Ведь теперь собственное будущее очень сильно зависит от того, что ты сам из себя сделаешь и в школе, и в институте.
Мне кажется, что в сегодняшней жизни, в отличие от советского времени, гораздо менее важны «корочки», т.е. аттестат об окончании школы или вузовский диплом. Куда важнее, что сам из себя содержательно представляет человек. Это означает, что если ты в состоянии сам себя организовать, сам себя «построить», если у тебя есть какие-то интересы, то в результате ты можешь оказаться в ситуации, когда за тебя развернется конкуренция. И перед тобой откроются десятки самых разных и захватывающих вариантов жизни, из которых надо выбирать. В этом смысле, наверное, сегодняшняя жизнь и завтрашняя гораздо более сложна, чем вчерашняя, но мне кажется она намного более интересная.
Как Вы относитесь к тем изменениям, которым сейчас подвергается система российского образования?
Элла Мельцина
Санкт-Петербург, лицей ФТШ, 10 класс.
Изменения, которые сейчас происходят в российском образовании, стали предметом очень горячих дискуссий. Кроме прочего, это означает, что образование впервые за последние десятилетия попало в центр интересов страны и общества. И я считаю сам этот факт очень позитивным. Не стоит и говорить, что в советское время никаких изменений в системе образования, ни тем более их широкого обсуждения, не было и быть не могло.
Другой вопрос, что абсолютное большинство участников дискуссий по теме реформирования системы образования оценивают нововведения негативно. Моя же точка зрения по многим обсуждаемым вопросам прямо противоположна точке зрения этого большинства.
Например, ЕГЭ. Я убежден, что само по себе введение единого государственного экзамена – это большой шаг вперед. Оценка, полученная по итогам ЕГЭ, открывает возможности талантливым выпускникам нестоличных школ оказаться в таких вузах, о которых раньше они бы и мечтать не могли. Я знаю цифры: в московских и питерских ВУЗах после введения ЕГЭ соотношение поступивших на первый курс столичных и нестоличных выпускников кардинально изменилось. Если раньше доля выпускников региональных школ составляла 40%, то сейчас 60%. Считаю это блестящим результатом, который дает возможность оценивать человека не по тому, в какой престижной школе он учился, а по тому, каковы его знания. Тот факт, что ты окончил школу в Москве или в Питере не должен давать никаких специальных преимуществ. ЕГЭ именно этому и содействует.
По сути дела это восстановление справедливости или, говоря специальными терминами, упрощение вертикальной миграции, то есть таких условий жизни, при которых продвижение вверх определяется его способностями человека, а не местом проживания. Считаю, что для нашей колоссальной страны это несомненный плюс.
Кроме этого, ЕГЭ убирает необходимость еще одних экзаменов. Зачем второй экзамен, если у тебя только что проверили знания? Лучше готовиться к одному и по-настоящему его сдать.
Считаю, что и другие изменения в образовании, например, введение бакалавриата и магистратуры в вузах, сближает российское образование с европейским и тем самым делает нашу страну частью мировой интеллектуальной элиты.
Искажения, в том числе коррупция, при ЕГЭ действительно есть. Но давайте посмотрим на ситуацию шире и зададим вопрос: после введения единого государственного экзамена что стало с коррупцией при поступлении в ВУЗ? И тут нам приходится признать, что это явление если и не исчезло совсем, то значительно уменьшилось. Совсем не исключаю, что в том числе и с этим фактором – потерей большим количеством людей существенного источника доходов - связана ожесточенная критика ЕГЭ.
- Войдите на сайт для отправки комментариев