Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_Вода и её свойства
Ткаченко Андрей Анатольевич, учитель начальных классов, Пенза, МАОУ многопрофильная гимназия № 13
Тема: ”Как человек использует свойства воды”, учебник А.А. Вахрушева, 4 класс.
Конспект урока.
Цели и задачи:
-продолжить формирование у учащихся целостной картины мира;
-раскрыть взаимосвязь между свойствами воды и их практическим применением;
-познакомить с понятием “выталкивающая сила воды”;
-познакомить с основными свойствами воды: одинаковым уровнем жидкости в сообщающихся сосудах, вода-растворитель, текучесть воды;
-развивать речь учащихся;
-навыки коллективной работы.
Оборудование
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив,
Груз на резинке, колба с водой, емкость в виде воронки, резиновая трубка, плоская широкая емкость, стеклянный стакан, пластмассовая ложка, емкость с песком, стеклянная воронка, бумага для фильтрации, учебник.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь,
Для групповой работы: листы на печатной основе, 2 пластиковых стакана с водой, 2 пластмассовых ложечки, 2 стаканчика с веществами для растворения, карандаш.
Этапы урока:
- Актуализация знаний.
- Формулировка темы урока.
- Знакомство с выталкивающей силой воды.
а). постановка проблемы.
б). поиск решения.
4. Знакомство со свойствами воды.
а). закон сообщающихся сосудов.
б). текучесть воды.
в). Вода – растворитель.
5. Знакомство с фильтрацией воды.
6. Итог.
7. Домашнее задание
Ход урока.
1.Актуализация знаний.
Фронтальная работа.
-Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И снежинкой стать могу.
-Верно, это вода. (Слайд 1.)
Что вы уже знаете о воде?(Бесцветная, без вкуса и запаха)
-В каких состояниях может быть вода?
-Во что превратится вода при замерзании? При нагревании?
2. Формулировка темы урока
-Как человек использует воду?
-Есть ли другие способы использования воды, о которых мы еще не знаем?
-Вы хотите о них узнать?
-Какова тема нашего урока?
-Тема нашего урока - как человек использует воду.(слайд 2)
-Что нового узнаем?
-Поговорим, о свойствах воды, узнаем, как их использует человек.
3. Знакомство с выталкивающей силой воды.
а).постановка проблемы.
-Предлагаю вашему вниманию опыт.
К штативу прикрепляется резинка, к концу которой прикреплен груз. Под действием силы тяжести груз опускается на определенное расстояние. Точка опускания фиксируется мелом на штативе.
-А теперь я опущу груз в емкость с водой. Как вы считаете, что произойдет?(Выслушиваются варианты ответов)
- А я считаю, что груз утонет.
Опускаю груз в емкость с водой. Резинка растягивается слабее. Уровень опускания груза сравнивается с предыдущим.
-Как вы думали раньше?
-Что оказалось в действительности?
-Какой возникает вопрос?
-Давайте сделаем вывод по нашим наблюдениям.
В текст слайда вставляются слова и фразы: “сила тяжести”, “слабее”, “вверх”.
б)Поиск решения.
-Как бы вы назвали эту силу? (Выслушиваются варианты ответов).
- А древнегреческий ученый Архимед, который открыл это явление, назвал его «выталкивающей силой воды»
Продолжим наши наблюдения. Опускаю в емкость с водой гайку, привязанную на ниточке, она падает на дно.
- Почему гайка утонула?
- Из чего она сделана?
- А из какого материала изготавливают корпус современного корабля?
- Почему же они не тонут? (Выслушиваются варианты ответов)
- Ответ на этот вопрос вы найдёте в ваших учебниках на стр. 19.
Ребята ищут ответ в учебнике. Найдя, озвучивают его.
- О какой силе мы говорили?
- Кто открыл выталкивающую силу воды?
- Почему Архимед её так назвал?
-Как мы в повседневной жизни используем выталкивающую силу воды?
4. Знакомство со свойствами воды.
а). закон сообщающихся сосудов.
-Продолжим наши наблюдения.
Демонстрация опыта.
В воронку, закреплённую на штативе, наливается вода, которая через трубку, выходящую из нижней части воронки, на другом конце трубки начинает литься, напоминая фонтан. Поднимаю второй конец шланга до уровня воронки, фонтан исчезает.
- Почему пропал фонтан?
- Что нужно сделать, чтоб он появился?
- Архимед назвал это свойство «законом сообщающихся сосудов». (слайд 5)
Он заметил, что если соединить 2 любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости.
-Как человек использует это свойство воды?
-С каким свойством воды мы познакомились?
-Кто его открыл?
-Где это свойство мы используем в жизни?
б). текучесть воды.
(слайд 7)
-Обратите внимание на слайд. Чем похожи фотографии?
- Чем отличаются эти реки?
Минутка отдыха.
- Изобразите, как течёт равнинная. (Наклоны вперёд с плавными круговыми движениями, параллельными плоскости пола)
- А как течёт горная река? (Круговые махи руками)
- А теперь изобразите водопад. (Исходная позиция: на носочках, тянемся руками вверх, затем садимся на корточки, обхватываем руками колени, прижимаем голову к коленям. Цикл повторяется 2-3 раза.)
-Текучесть - еще одно свойство воды.
- Может ли человек использовать силу течения рек? Как?
- Узнайте об этом из нижнего абзаца на стр. 19.
- О каком новом свойстве воды мы узнали в прочитанном фрагменте? (слайд 8 –текучесть)
-Как человек его использует?
(пустой слайд)
в). вода – растворитель.
- Ребята, сейчас мы проведем небольшое исследование, повернитесь к нашим лабораториям. У каждой группы в стаканчиках находится по 2 вещества. Вы пробуете растворить по одной ложечке этих веществ в воде. Результаты запишете в рабочий лист. Приступите к работе.
Работа в группах.
На столе у каждой группы находятся листок с заданием, карандаш, стакан с водой, фарфоровая ложечка, у первой группы в ёмкости – сахарный песок, у второй – соль, у третьей – кофе.
- Положите в стакан с водой одну ложечку сахарного песка / соли / кофе, размешайте в воде. Результаты запишите на листе.
Через 1,5 – 2 минуты группы озвучивают полученные результаты.(слайд 9)
-Что вы пронаблюдали?
- Где мы ещё пользуемся тем, что вода – растворитель?
- С какими же свойствами воды мы познакомились? («закон сообщающихся сосудов», текучесть, вода – растворитель) (слайд 10)
- Пока вы проводили эксперимент, я пытался растворить в воде речной песок. У меня получилось?
- Всё ли может растворить вода?
5. Знакомство с фильтрацией воды.
- Пытался я растворить речной песок, да только воду испортил. Посмотрите, какая грязная. А можно ли её очистить? Как?
Опыт с фильтрацией воды.
- Фильтровать воду я буду при помощи фильтровальной бумаги. (Наливаю в воронку немного воды)
- Пока вода фильтруется, скажите, где в жизни мы фильтруем воду?
- Легко ли очистить всю воду, загрязняемую людьми?
- Как нужно относиться к воде,чтобы запасы чистой воды в природе не истощались?
- А теперь давайте посмотрим, как профильтровалась вода. (Сравниваем воду в двух сосудах)
6. Итог.
(слайд 11)
- Итог урока мы проведем в форме пресс-конференции. Ребята правой половины класса будут корреспондентами, а левой половины – учёными. «Корреспонденты» задают вопросы по новому материалу, а «учёные» на них отвечают.
- Какую бы оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Почему?
-Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
- Спасибо за работу на уроке.
7. Домашнее задание.
1. Найти в дополнительной литературе новые способы использования воды человеком, подготовить сообщение о них. Или 2. Нарисовать для первого класса плакат по охране воды.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.docx | 10.35 КБ |
voda.ppt | 2.19 МБ |