Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_Экосистема озера
Ткаченко Андрей Анатольевич, учитель начальных классов, Пенза, МАОУ многопрофильная гимназия № 13
Тема: ”Экосистема озера”, учебник А.А. Вахрушева, 3 класс.
Конспект урока.
Цели и задачи:
-продолжить формирование у учащихся целостной картины мира;
-познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;
-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
-уметь приводить примеры живых организмов разных профессий;
-уметь определять составляющие экосистемы;
-объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
-развивать речь учащихся;
-навыки коллективной работы.
Оборудование
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив, учебник.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, листы с вопросами для актуализации знаний.
Для групповой работы: листы на печатной основе.
Этапы урока:
- Актуализация знаний.
- Формулировка темы урока. Постановка проблемы.
- Поиск решения проблемы.
- Первичное закрепление.
- Итог. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Класс распределён на три группы.
- Сейчас мы поработаем в группах. Вам нужно будет ответить на три вопроса, предложенные на листах. Но озвучивать каждая группа будет только ответ на один из них, на какой, пока не скажу. При ответе участники группы, а также участники других групп могут дополнять отвечающего.
Каждая группа получает лист с тремя вопросами:
- Чем озёра отличаются от других водоёмов?
- Какие озёра называются проточными, а какие – бессточными?
- Какие «профессии» живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли?
(На работу в группах даётся 2-3 минуты, после чего учитель получает ответ от каждой группы по одному из предложенных вопросов).
2. Формулировка темы урока. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- Верно, сегодня мы будем говорить об экосистеме озера.
Два ученика озвучивают диалог Лены и Миши:
Лена: Как жаль, что наше озеро заносится илом! В нём уже неприятно купаться…
Миша: Ты права. Если так пойдёт и дальше, наше озеро превратится в болото.
- Знаменитые Петро́вские озёра, расположенные в Тверской области, находятся на разных стадиях отмирания и превращения в болото.
Семеновское озеро, которое находится в Мурманской области, тоже в плачевном состоянии, его тоже ждёт участь перехода в болото.
Озеро Белое в Кировской области уже практически стало болотом… Что вас удивило? Какой же возникает вопрос?
- Совершенно верно, и мне хотелось бы тему урока дополнить вопросом: почему озеро превращается в болото?
3. Поиск решения проблемы.
- Можно ли озеро назвать экосистемой? Почему?
- Что понадобится для доказательства этого предположения?
- Сейчас мы снова поработаем группах. Опираясь на текст учебника, помещённый на 47 – 49 страницах, первая группа расскажет нам о кормильцах озера, вторая группа – о потребителях, а третья группа – о разрушителях.
Минутка отдыха.
- Раз уж мы заговорили о жителях озера, то давайте изобразим некоторых из них.
- Рогоз
- Щука
- Рак
- Кувшинка
- Лиса
- Вы совершенно правы, лиса не является жительницей озера. Где же место её обитания?
- Как же связаны организмы в экосистеме озера? Давайте постараемся на этот вопрос, опираясь на схему, расположенную на стр. 47 учебника. (Фронтальная работа со схемой)
- О чём говорит коричневая стрелка, идущая от бактерий к водорослям? (Превращение органических веществ в минеральные).
- Какая стрелка также отличается от остальных? Почему?
- Действительно, почему она чёрного цвета? Почему идёт не к мусорщикам, а указывает на дно озера?
- Да, мусорщики не успевают справляться с большим количеством погибших животных, а главное растений, поэтому в экосистеме озера круговорот веществ не полностью замкнут. Проверить правильность своих предположений вы сможете при помощи текста, находящегося в рамке на стр. 46.
- Первичное закрепление.
- Но в превращении озёр в болота играет и человек. Как вы думаете, за счёт чего это происходит?
- Действительно, Выросли и распространились индустриальные и гражданские здания, возросло население, и возникли новые города и поселки, новые земли были вспаханы, и в сельском хозяйстве использовалось большое количество химикатов. Увеличилась заготовка леса на реках. Увеличился поток туристов на озёра, на берегах построены фабрики и заводы, рядом положены железные дороги. Большое количество лодок бороздят озера летом и многие автомобили зимой.
А можем ли мы с вами как-нибудь предотвратить загрязнение озёр? Как?
- Но, несмотря на большую загрязняемость озёр, одним из самых чистых остаётся самое глубокое озеро в мире, находящееся на территории нашей страны. Кто знает, что это за озеро?
- Да, это озеро Байкал. Байкал - достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод.
В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Происхождение названия "Байкал" точно не установлено. Наиболее распространена версия, что "Байкал" – слово тюркоязычное, происходит от "бай" – богатый, "куль" – озеро, что значит "богатое озеро".
Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст ученые определяют в 25 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10–15 тыс. лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.
1637 м – его глубина. Среди озер земного шара озеро Байкал занимает 1 место по глубине.
Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительные свойства байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира озера. За год армада рачков способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. Анализы, сделанные в научных лабораториях, подтвердили соответствие байкальской воды всем нормам, предъявляемым к питьевой воде.
Байкал ежегодно замерзает. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться
А.П.Чехов в 1890 году во время поездки на Сахалин таким увидел это озеро: "Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины".
На этой позитивной ноте мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.
6. Итог. Домашнее задание.
- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
- Какие слова вы бы отнесли к ключевым словам урока?
- При подготовке к уроку я тоже подобрал ряд ключевых слов. Как думаете, подходят ли они к теме нашего урока?
- Озеро
- Проточное
- Бессточное
- Болото
- Незамкнутый круговорот веществ
- Байкал
- Какую бы оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Почему?
- Спасибо за работу на уроке.
- Домашнее задание будет двух вариантов:
1. Внимательно изучить информацию, помещённую в учебнике, сумев ответить на все предложенные вопросы.
Или
2. Подготовить сообщение о любом озёрном обитателе.
При желании вы можете выполнить оба задания.
Вложение | Размер |
---|---|
ozero.ppt | 2.42 МБ |