Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_Экосистема озера

 

Ткаченко Андрей Анатольевич, учитель начальных классов, Пенза, МАОУ многопрофильная гимназия № 13

 

Тема:  ”Экосистема озера”, учебник А.А. Вахрушева, 3 класс.

Конспект урока.

 

Цели и задачи:

-продолжить формирование у учащихся целостной картины мира;

-познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;

-уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

-уметь приводить примеры живых организмов разных профессий;

-уметь определять составляющие экосистемы;

-объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

-развивать речь учащихся;

-навыки коллективной работы.

 

Оборудование

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив, учебник.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, листы с вопросами для актуализации знаний.

Для групповой работы: листы на печатной основе.

 

Этапы урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Формулировка темы урока. Постановка проблемы.
  3. Поиск решения проблемы.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог. Домашнее задание.

 

Ход урока.

 

1. Актуализация знаний.

Класс распределён на три группы.

- Сейчас мы поработаем в группах. Вам нужно будет ответить на три вопроса, предложенные на листах. Но озвучивать каждая группа будет только ответ на один из них, на какой, пока не скажу. При ответе участники группы, а также участники других групп могут дополнять отвечающего.

    Каждая группа получает лист с тремя вопросами:

  1. Чем озёра отличаются от других водоёмов?
  2. Какие озёра называются проточными, а какие – бессточными?
  3. Какие «профессии» живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли?

(На работу в группах даётся 2-3 минуты, после чего учитель получает ответ от каждой группы по одному из предложенных вопросов).

 

2. Формулировка темы урока. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Верно, сегодня мы будем говорить об экосистеме озера.

   Два ученика озвучивают диалог Лены и Миши:

Лена: Как жаль, что наше озеро заносится илом! В нём уже неприятно купаться…

Миша: Ты права. Если так пойдёт и дальше, наше озеро превратится в болото.

- Знаменитые Петро́вские озёра, расположенные в Тверской области, находятся на разных стадиях отмирания и превращения в болото.

    Семеновское озеро, которое находится в Мурманской области, тоже в плачевном состоянии, его тоже ждёт участь перехода в болото.

    Озеро Белое в Кировской области уже практически стало болотом… Что вас удивило? Какой же возникает вопрос?

- Совершенно верно, и мне хотелось бы тему урока дополнить вопросом: почему озеро превращается в болото?

 

3. Поиск решения проблемы.

- Можно ли озеро назвать экосистемой? Почему?

- Что понадобится для доказательства этого предположения?

- Сейчас мы снова поработаем группах. Опираясь на текст учебника, помещённый на 47 – 49 страницах, первая группа расскажет нам о кормильцах озера, вторая группа – о потребителях, а третья группа – о разрушителях.

 

Минутка отдыха.

- Раз уж мы заговорили о жителях озера, то давайте изобразим некоторых из них.

  • Рогоз
  • Щука
  • Рак
  • Кувшинка
  • Лиса

- Вы совершенно правы, лиса не является жительницей озера. Где же место её обитания?

 

- Как же связаны организмы в экосистеме озера? Давайте постараемся на этот вопрос, опираясь на схему, расположенную на стр. 47 учебника.  (Фронтальная работа со схемой)

- О чём говорит коричневая стрелка, идущая от бактерий к водорослям? (Превращение органических веществ в минеральные).

- Какая стрелка также отличается от остальных? Почему?

- Действительно, почему она чёрного цвета? Почему идёт не к мусорщикам, а указывает на дно озера?

- Да, мусорщики не успевают справляться с большим количеством погибших животных, а главное растений, поэтому в  экосистеме озера круговорот веществ не полностью замкнут. Проверить правильность своих предположений вы сможете при помощи текста, находящегося в рамке на стр. 46.

 

  1. Первичное закрепление.

- Но в превращении озёр в болота играет и человек. Как вы думаете, за счёт чего это происходит?

- Действительно, Выросли и распространились индустриальные и гражданские здания, возросло население, и возникли новые города и поселки, новые земли были вспаханы, и в сельском хозяйстве использовалось большое количество химикатов. Увеличилась заготовка леса на реках. Увеличился поток туристов на озёра, на берегах построены фабрики и заводы, рядом положены  железные дороги. Большое количество лодок бороздят озера летом и многие автомобили зимой.

   А можем ли мы с вами как-нибудь предотвратить загрязнение озёр? Как?

- Но, несмотря на большую загрязняемость озёр, одним из самых чистых остаётся самое глубокое озеро в мире, находящееся на территории нашей страны. Кто знает, что это за озеро?

- Да, это озеро Байкал. Байкал - достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего уникальной чистотой своих вод.

В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Происхождение названия "Байкал" точно не установлено. Наиболее распространена версия, что "Байкал" – слово тюркоязычное, происходит от "бай" – богатый, "куль" – озеро, что значит "богатое озеро".


Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст ученые определяют в 25 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10–15 тыс. лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира. Его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

 

1637 м – его глубина. Среди озер земного шара озеро Байкал занимает 1 место по глубине.

 

Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительные свойства байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира озера. За год армада рачков способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. Анализы, сделанные в научных лабораториях, подтвердили соответствие байкальской воды всем нормам, предъявляемым к питьевой воде.

 

Байкал ежегодно замерзает. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала можно свободно передвигаться

 

А.П.Чехов в 1890 году во время поездки на Сахалин таким увидел  это озеро: "Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины".
 

На этой позитивной ноте мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.

 

6. Итог. Домашнее задание.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Какие слова вы бы отнесли к ключевым словам урока?

- При подготовке к уроку я тоже подобрал ряд ключевых слов. Как думаете, подходят ли они к теме нашего урока?

  • Озеро
  • Проточное
  • Бессточное
  • Болото
  • Незамкнутый круговорот веществ
  • Байкал

- Какую бы оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Почему?

- Спасибо за работу на уроке.

 

- Домашнее задание будет двух вариантов:

1. Внимательно изучить информацию, помещённую в учебнике, сумев ответить на все предложенные вопросы.

 Или

2. Подготовить сообщение о любом озёрном обитателе.

При желании вы можете выполнить оба задания.

ВложениеРазмер
ozero.ppt2.42 МБ