размножение и развитие животных
Технологическая карта урока
Предмет |
Окружающий мир |
Учитель |
Казакова Яна Сергеевна МБОУ СОШ № 63 г. Пензы. УМК «Школа России» А. А. Плешаков |
Класс |
3 |
Тип урока |
Урок «открытия новых знаний»
|
Технология построения урока |
|
Тема |
«Размножение и развитие животных» |
Цель |
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области « Окружающий мир» по теме «Размножение и развитие животных » |
Основные термины, понятия |
размножение, развитие, личинка, куколка. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения.
|
Личностные УУД: - самоопределение; - смыслообразование; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД: - целеполагание; - выполнение пробного учебного действия; - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; - волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива; - контроль; - коррекция;
- оценка; Познавательные УУД:
- анализ, сравнение, обобщение;
- подведение под понятие;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации ; |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Работа в парах. Работа в группах.
|
Книгопечатная продукция Учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы в группах, карточки для работы в паре.
Технические средства обучения ПК учителя, интерактивная доска, презентация к уроку.
Учебные материалы:игрушки животных. |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи (цель этапа) |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
1.Включение учащихся в учебную деятельность, используя девиз. 2.Определение содержательных рамок урока. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
1.Актуализировать знания. |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
1.Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
1.Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового правила. |
5 |
Реализация построенного проекта |
1.Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма. |
6 |
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) |
1.Применение нового знания в типовых заданиях. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1.Тренировать способности к самоконтролю и самооценке. 2.Проверить умение выполнять вычислительные операции по алгоритму. |
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
1.Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
1.Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
|||
Мотивация к учебной деятельности |
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л); |
- Урок начинаем с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне. (1 слайд) - Какие группы животных вы знаете? (2 слайд) - Назовите представителей каждой группы (2 слайд) - Посмотрите на следующий слайд (3 слайд). Какие животные здесь изображены? (Сова, рысь, крокодилы). Что вас здесь заинтересовало? (Взрослый и детеныш). - Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
|
Улыбаются
Вспоминают группы животных. Работают у интерактивной доски.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цели урока (слайд 4) |
|
|||
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
- анализ, сравнение, обобщение (П); |
- У всех есть дети. А кем в детстве были: лягушка, дельфин, змея, бабочка – крапивница? Я расскажу вам о бабочке - крапивнице. Это насекомое откладывает яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Выросшие гусеницы переползают на ствол, сбрасывают шкуру и превращаются в куколку. Весной из куколки появляется бабочка. Так размножаются бабочки, пчелы, мухи и комары (слайд 5). - Составим схему размножения и развития. - Но не у всех насекомых бывают куколки. Рассмотрите размножение и развитие кузнечика (слайд 6). В чем отличие от бабочки? (Нет куколки).
|
Слушают, рассматривают слайд.
Работают с интерактивной доской. Рассматривают, ищут отличия.
|
|
|||
Выявление места и причины затруднения |
- подведение под понятие (П); |
- Посмотрите на таблицу (7 слайд). Мы выяснили, как размножаются насекомые и как происходит их развитие. - Все ли животные размножаются одинаково? У всех ли одинаково происходит развитие? (Нет). Можем ли сразу заполнить всю таблицу? (Нет). - Для того, что бы справились с этим заданием я разделила вас на группы. С помощью текстов учебника мы найдем ответы на наши вопросы. У каждой группы есть таблица с группами животных. Поэтапно мы будем определять развитие и размножение каждой группы животных.
|
Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы.
Делятся на 5 групп. |
|
|||
|
Построение проекта выхода из затруднения |
- самоопределение (Л); |
- Откройте учебник на стр. 107. Прочитайте текст и заполните в таблице 2 строку: размножение и развитие рыб. Первая группа выходит к интерактивной доске заполнять таблицу. Остальные работают в группах на листах на своих местах. (Аналогично заполняют таблицу у доски остальные группы, поочередно.) На этапе работы с птицами можно использовать ЕК ЦОР: Как правило, чем крупнее птица, тем более крупные яйца она откладывает, однако из этого правила есть исключения. Яйца выводковых видов, из которых вылупляются пуховые детеныши, сразу же способные бегать и самостоятельно кормиться, крупнее по отношению к телу матери, чем у птенцовых видов, чье потомство появляется на свет голым и беспомощным. По форме яйца большинства птиц напоминают куриные, но и здесь много вариантов. У зимородков они почти шаровидные, у колибри вытянутые и тупые с обоих концов, а у куликов на одном из них сильно заостренные. Поверхность яйца может быть шероховатой или гладкой, матовой или блестящей и почти любого цвета от темно-лилового и зеленого до чисто белого. У некоторых видов она покрыта крапинами. Яйца многих скрытно гнездящихся птиц белые(см. документ карточка ресурса).
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f615cc0-1f1f-e759-d0b7-d6d2f470e8be/?
|
Читают текст учебника.
1 группа работает у доски. Остальные на местах в группе.
Работа в группах. |
|||
|
Реализация построенного проекта |
- смыслообразование (Л); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
- Мы с вами заполнили всю таблицу. Посмотрите, теперь видно, как размножаются и развиваются разные группы животных. Кто может рассказать, как размножаются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие?
-Давайте отдохнем и сделаем физминутку про животных и их детей. Физминутка Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. |
Рассказывают по схеме размножение и развитие животных.
Выполняют движения. |
|||
|
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) |
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- выполнение действий по алгоритму (П); |
- Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, пресмыкающихся и птиц. - Чем отличается развитие и размножение млекопитающих от других групп животных? - Но иногда природа приносит сюрпризы. Знаете ли вы, что существует такое животное – утконос, которое является млекопитающим, но откладывает яйца (слайд 8). Или что есть такое животное – морской конек. Икринки вынашивают самцы в сумке на брюхе. |
Отвечают на вопросы, ищут сходства и различия. |
|||
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- анализ, сравнение, обобщение (П); - коррекция (Р);
- оценка (Р). |
- Выполните задание № 1 в рабочей тетради.Прочитайте задание. Отметьте знаком + в соответствующей графе кто как размножается. (Проверка осуществляется по таблице на доске, которую в течение урока заполняли дети). - Покажите как справились с заданием (с помощью знаков дети показывают качество выполнения работы). |
Выполняют работу, проверяют, оценивают качество выполнения. |
|||
|
Включение в систему знаний и повторение |
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); |
- Выполните работу в парах. Изготовьте модели, показывающие развитие животных. Если потребуется, исправьте ошибки. 1.Яйцо-взрослая птица- птенец. 2.Головастик-икринка-взрослая птица. 3.Икринка-…………..-взрослая рыба. 4.Яйцо-личинка-……-бабочка.
|
Выполняют работу в парах, оценивают свою работу. |
|||
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- рефлексия способов и условий действия (П); |
-Как вы поняли, что же такое размножение? Развитие животных? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью знаков. - Покажите, какое у вас сейчас настроение. -Что вам показалось наиболее интересным?
|
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою деятельность.
Показывают настроение.
Делают выводы. |
|||