2015-02_интегрированное занятие Какого цвета снег_6 класс-Белюченко Ольга Павловна_МБОУ-лицей № 10_город Белгород

 

БЕЛЮЧЕНКО ОЛЬГА ПАВЛОВНА

учитель изобразительного искусства

8904-534-89-43, olga.belu4@yandex.ru

муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 10

города Белгорода

Какого цвета снег.

Внеурочное интегрированное занятие для 6 класса.

КОММЕНТАРИИ К ОПИСАННОЙ МЕТОДИКЕ.

            Достичь высоких результатов в реализации ФГОС ООО возможно, применяя межпредметную интеграцию. В предложенном варианте учебного занятия интегрируется изобразительное искусство и физика. Описанное занятие было направлено на развитие таких личностных качеств, как умение осуществлять поисковую деятельность; слушать и уважать мнение своих товарищей; умение работать в группе; осознание связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, в частности с физикой.

            В ходе занятия учащихся осуществляют следующие типы деятельности: исследовательский (путем наблюдений и анализа информации определяют, в каких случаях снег приобретает тот или иной оттенок), проектный (творческой группой создают проект «триптих»), творческий (изобразительная деятельность сама по себе подразумевает творчество), коммуникативный (в процессе выполнения коллективного исследования и выполнения общей проектной работы осуществляют общение).

            Представленный опыт формирует у учащихся умениесравнивать, определять цветовые изменения снежного покрова в зависимости от освещения и погодных условий; способствует овладению приемов создания зимней пейзажной композиции. Описанное занятие способствует формированию умения проводить эстетическую оценку пейзажной композиции, вести диалог; сотрудничать со взрослыми и сверстниками, участвовать в обсуждении, наблюдать и делать выводы.

            В процессе занятия учащиеся на первоначальном этапе выполняют поисковую деятельность в группе: определяют тему занятия, ставят цель. Следующий этап предполагает индивидуальную исследовательскую деятельность: экспериментальным путем выясняется способность белого цвета менять свой оттенок. Далее снова осуществляется поисковая деятельность в группе: на примере отдельных картин, используя результаты опыта и планшетные компьютеры, дети определяют, в каких случаях снег меняет свой оттенок. На следующем этапе выполняется индивидуальная творческая работа по созданию зимнего пейзажа при различном освещении. Итогом занятия является соединение индивидуальных работ в целостное произведение группы и контроль, самоконтроль и взаимоконтроль всех участников образовательного занятия. Этап рефлексии также предполагает групповую форму работы.

            Учитель на каждом этапе выполняет регулирующую функцию. Задача педагога - направлять исследовательскую и творческую деятельность детей, вносить коррективы, способствовать плодотворной групповой работе. Методы работы на внеурочном занятии разнообразны. На данном занятии был использован проблемно-поисковый метод, в частности метод беседы (диалогический метод, при котором путем системы вопросов ученики были подведены к пониманию нового материала),метод демонстраций (опытным путем получили подтверждение предположения об условиях изменения снежного покрова). Формы работы детей: индивидуальная, фронтальная и групповая.  Данные формы и методы способствуют лучшему усвоению материала, а так же формированию стойкого интереса к предмету.

            Интерес учащихся, прежде всего, обусловлен тем, что на занятии происходит связь совершенно разных учебных предметов, и результат этой связи непредсказуем. Далее, творческая работа, особенно выполненная коллективно, всегда вызывает интерес. Можно еще отметить и то, что изобразительное творчество всегда интересно для детей, особенно 5-6 классов. Процесс обучения организован в проблемно-поисковой форме. Перед учениками ставится проблема, которую они должны решить. В основном, дети работают самостоятельно, под руководством учителя. Руководство осуществляется исключительно путем наводящих вопросов, постановкой мини-проблемных ситуаций. Рефлексия осуществляется через оценку своей деятельности, деятельности своей группы, деятельности своих одноклассников, что способствует анализу всего занятия в целом.

            Отметки на внеурочных занятиях не ставятся, в связи с этим акцентируется внимание на самооценку и взаимооценку как промежуточных, так и конечных результатов. Оценка учителя заключается в словесном выражении одобрения, похвалы, акцентирования внимания на успешном выполнении задания.

            Данное занятие обеспечено следующей методической литературой: Н Надеждина «Какого цвета снег», А.В. Перышкин «Физика. 8 класс» и интернет-ресурсы (5klass.net,http://kotikit.ru, den-za-dnem.ru).

            Данное описание будет полезно всем преподавателям изобразительного искусства, а так же преподавателям физики. А интересно будет любому, кто в той или иной мере интересуется живописью или физическими явлениями.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

использование способов учебных действий для получения новых знаний.

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

использование способов учебных действий и применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

создание условий для получения знаний о цветовых изменениях снежного покрова и применения этих знаний для создания пейзажной композиции.

ЗАДАЧИ: 

  • создать условия для формирования знаний о цветовых изменениях снежного покрова в зависимости от освещения, развивать умения изображать пейзажную композицию, используя разнообразную оттеночную палитру;
  • способствовать развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и эстетического вкуса;
  • содействовать воспитанию любви и интереса к пейзажу и красоте зимней природу;
  • способствовать организации  деятельности  обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:

Регулятивные задачи по формированию УУД:

составлять план работы для достижения планируемого результата; адекватно использовать речь; оценивать результат деятельности; уметь понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и вносить коррективы в свою деятельность.

Познавательные задачи по формированию УУД:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; уметь работать с различными видами информации.

Коммуникативные задачи по формированию УУД:

задавать вопросы; вести устный диалог; уметь в доступной форме предоставлять информацию своим одноклассникам.

Задачи по достижению личностных результатов освоения ООП:

ценить труд своих одноклассников, взаимопомощь и сотрудничество.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ:

Спектр, оттенок, пейзаж, триптих.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:обучающиеся научатся сравнивать, определять цветовые изменения снежного покрова в зависимости от освещения и погодных условий; овладеют приемами создания зимней пейзажной композиции;

Метапредменые: обучающиеся научатся понимать связь изобразительного искусства с другими предметами, в частности, с физикой; научатся проводить эстетическую оценку пейзажной композиции; получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении, наблюдать и делать выводы.

Личностные:смогут оценивать результат своей деятельности и деятельности своих товарищей; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с изображением зимнего пейзажа.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • презентация;
  • проектор, экран;
  • желтая, голубая, красная и прозрачная пленка;
  • пейзажные заготовки;
  • таблички с наречиями;
  • таблички с загадками (приложение 1);
  • путевые заметки (приложение 2);
  • кисти, гуашь, палитра.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности:

 - методы словесной передачи и слухового восприятия (опрос, объяснение, фронтальный  опрос и беседа);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ опыта с цветными пленками);

-  практические методы обучения.

По степени педагогического управления со стороны учителя:методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, групповая, индивидуальная.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.      Мотивационно-организационный этап. Установка на подготовку обучающихся к занятию: эмоциональный настрой на работу.

2.      Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Введение обучающихся в учебный процесс, обеспечение готовности обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

3.      Этап мотивации и целеполагания.Постановка проблемы, формулировка темы занятия, цели.

4.      Этап  усвоения знаний.Получение новых знаний методом слухового и зрительного восприятия, а так же с помощью источников информации через проблемно-поисковую деятельность. Знакомство с зимними пейзажами, наблюдение изменения цветовой гаммы снежного покрова.

5.      Этап встраивания нового материала в систему знаний. Анализ полученных знаний и их систематизация, выделение характерных особенностей снега и определение причин изменения цветовой гаммы снежного покрова.

6.      Творческая практическая деятельность обучающихся.

Овладение приемами создания пейзажной композиции в стиле «триптих» с применением знаний о цветовой гамме снежного покрова.

7.      Этап обобщения и систематизации.

Закрепление знаний через защиту своей коллективной работы.

8.      Этап подведения итогов и рефлексии.

Определение впечатлений, полученных в процессе работы. Подведение итогов, оценивание своей работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.      Мотивационно-организационный этап.

Цель:организовать направленное внимание на занятие.

Посадка детей, проверка готовности к занятию.

- Скажите, где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет?

Дети: На пейзажах

- Правильно, ребята!Пейзаж один из самых любимых зрительских жанров изобразительного искусства. Пейзажи бывают разные. О каком из них пойдет речь, вы сможете понять, когда отгадаете лежащие у вас на столах загадки.

2.      Этап актуализации субъектного опыта обучающихся.

Цель: выявить систему ранее усвоенных учебных действий.

ИДЕТ, А НОГ НЕ ИМЕЕТ,

ЛЕЖИТ, НО НЕ В ПОСТЕЛИ,

ЛЕГКИЙ, НО КРЫШИ ПОД СОБОЙ ЛОМАЕТ.

---------------------------------------------------

ОН ПУШИСТЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ,

НО РУКОЙ ЕГО НЕ ТРОНЬ:

СТАНЕТ КАПЕЛЬКОЮ ЧИСТОЙ,

КАК ПОЙМАЕШЬ НА ЛАДОНЬ. (СНЕГ)

Ответ у всех одинаковый. Это то, без чего не обходится ни один зимний пейзаж. Снег.Сколько вам лет, столько раз вы видели снег. А всегда ли он одинаков? Всегда ли он белый, как говорится в загадках? Или мы можем увидеть снежный покров какого-то другого цвета?

3.      Этап мотивации и целеполагания.

Цель: помочь обучающимсяопределить тему занятия.

Давайте попробуем определить тему занятия. Проанализируйте, о чем мы с вами говорили и выберите из предложенных вариантов соответствующийнашей проблеме: «Какого цвета снег?», «Изображение зимнего пейзажа», «Разнообразие пейзажей в изобразительном искусстве».

Соответственно, целью занятия будет…определить, какого цвета нужно рисовать снег на зимних пейзажах.

4.      Этап усвоения новых знаний.

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Фотографии снежного покрова с различным освещением.

- Давайте посмотрим с вами на фотографии, сделанные зимой. Можем ли мы однозначно сказать, какого цвета снег? Мы с вами вроде бы и понимаем, что снег белый, но видим, что в тех или иных условиях он приобретает различные оттенки. В чем же дело? Кто-нибудь сможет мне объяснить?

- Еще в началеXVIIIв. английский физик Исаак Ньютон пропустил солнечный свет через призму и получил цветную полосу - спектр. Ученый доказал, что обычный белый свет сложный, он состоит из семи цветов. Цвета видимых нам предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра.

- Что, в таком случае, представляет собой окраска предметов? Почему те или иные предметы имеют свой цвет, трава - зеленая, а тетрадь - красная? А почему тогда снег меняется, приобретает то одни, то другие оттенки? (Белый способен отражать разные цвета).

ПРОВЕСТИ ОПЫТ

Я поставлю на пути белого света желтую пленку, какой цвет будет отражать белый экран? Желтая пленка поглотит практически все лучи и пропустит только желтые. И поэтому для зрителя экран приобретает желтый оттенок.

Наша атмосфера подобна пленке. В разное время через нее проходят не все цвета белого света. Например, красная пленка пропускает только красные лучи, соответственно, белый экран приобретает красноватый оттенок (так же показать опыт с синей пленкой и белой).

Давайте на примере картин попробуем понаблюдать, какого цвета нужно рисовать снег в то или иное время. В своих планшетах откройте пейзажи, которые вы должны были найти дома. Каждая группа рассмотрит свой пейзаж и, следуя вопросам в путевой заметке, выяснит, вследствие чего мы видим снег разным.

Приложение 1.

5.      Этап встраивания нового материала в систему знаний.

Цель: систематизировать полученные знания

Изучив картины и ответив на вопросы в путевой заметке, обучающиеся делают вывод, что снег приобретает различные оттенки в зависимости от погодных условий и времени суток (этому способствует прохождение различных лучей белого света). Остальные слушают и помечают в своем путевом листе.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

- Давайте сейчас вспомним цвета спектра, которые вам помогут правильно выполнить свой пейзаж.

Круги цвета спектра прикрепить в разброс в кабинете, дети встают, ищут цвета в спектральной последовательности.

6.      Творческая практическая деятельность обучающихся.

Цель: практическое применение умений и навыков.

- Сейчас я хочу предложить вам выполнить зимний пейзаж в стиле триптих.  У меня есть наброски, которые вам нужно раскрасить. Когда мы их соединим, получится единая композиция. Рисуете пейзаж с такими оттенками, с которыми был исследуемый вами пейзаж.

Изображение зимнего пейзажа (формат А3, рисунок на части разрезать, после выполнения приклеить на доску близко друг к другу).

7.      Этап общения и систематизации.

Цель: закрепление изученного материала.

- Ребята, я прошу прокомментировать вашу работу и пояснить выбор оттеночной гаммы.

8.      Этап подведения итогов занятия и рефлексии.

Цель: контроль результатов деятельности.

- Ребята, я прошу вас посовещаться и оценить свои работы. Дать оценку своей работе вы можете, используя наречия на желтой бумаге.

- А теперь оцените работу своих одноклассников, выбрав одно наречие на зеленой бумаге.

Наречия: аккуратно, красиво, дружно, быстро, прекрасно, замечательно, хорошо, медленно, весело, сообща, по-ученому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Путевые заметки.

 

Какое время года изобразил художник на картине?

Что изображено на картине?

Какие тона выбрал художник?

Какое время суток выбрал художник?

С помощью каких средств художник нам дал это понять?

Какого цвета снег на этой картине?

Почему он приобрел такой оттенок?

Дмитрий Левин. Солнечный день.

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Гермашев. Зимний закат.

 

 

 

 

 

 

 

Гавриил Кондратенко. Зимний пейзаж с церковью.

 

 

 

 

 

 

 

Василий Суриков. Зима в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
solnechnyy_den.jpg42.87 КБ
foto_snega.jpg39.6 КБ
zimniy_peyzazh_s_cerkovyu.jpg38.96 КБ
zimniy_zakat.jpg38.18 КБ
zima_v_moskve.jpg41.61 КБ