2015-02_интегрированное занятие Какого цвета снег_6 класс-Белюченко Ольга Павловна_МБОУ-лицей № 10_город Белгород
БЕЛЮЧЕНКО ОЛЬГА ПАВЛОВНА
учитель изобразительного искусства
8904-534-89-43, olga.belu4@yandex.ru
муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 10
города Белгорода
Какого цвета снег.
Внеурочное интегрированное занятие для 6 класса.
КОММЕНТАРИИ К ОПИСАННОЙ МЕТОДИКЕ.
Достичь высоких результатов в реализации ФГОС ООО возможно, применяя межпредметную интеграцию. В предложенном варианте учебного занятия интегрируется изобразительное искусство и физика. Описанное занятие было направлено на развитие таких личностных качеств, как умение осуществлять поисковую деятельность; слушать и уважать мнение своих товарищей; умение работать в группе; осознание связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, в частности с физикой.
В ходе занятия учащихся осуществляют следующие типы деятельности: исследовательский (путем наблюдений и анализа информации определяют, в каких случаях снег приобретает тот или иной оттенок), проектный (творческой группой создают проект «триптих»), творческий (изобразительная деятельность сама по себе подразумевает творчество), коммуникативный (в процессе выполнения коллективного исследования и выполнения общей проектной работы осуществляют общение).
Представленный опыт формирует у учащихся умениесравнивать, определять цветовые изменения снежного покрова в зависимости от освещения и погодных условий; способствует овладению приемов создания зимней пейзажной композиции. Описанное занятие способствует формированию умения проводить эстетическую оценку пейзажной композиции, вести диалог; сотрудничать со взрослыми и сверстниками, участвовать в обсуждении, наблюдать и делать выводы.
В процессе занятия учащиеся на первоначальном этапе выполняют поисковую деятельность в группе: определяют тему занятия, ставят цель. Следующий этап предполагает индивидуальную исследовательскую деятельность: экспериментальным путем выясняется способность белого цвета менять свой оттенок. Далее снова осуществляется поисковая деятельность в группе: на примере отдельных картин, используя результаты опыта и планшетные компьютеры, дети определяют, в каких случаях снег меняет свой оттенок. На следующем этапе выполняется индивидуальная творческая работа по созданию зимнего пейзажа при различном освещении. Итогом занятия является соединение индивидуальных работ в целостное произведение группы и контроль, самоконтроль и взаимоконтроль всех участников образовательного занятия. Этап рефлексии также предполагает групповую форму работы.
Учитель на каждом этапе выполняет регулирующую функцию. Задача педагога - направлять исследовательскую и творческую деятельность детей, вносить коррективы, способствовать плодотворной групповой работе. Методы работы на внеурочном занятии разнообразны. На данном занятии был использован проблемно-поисковый метод, в частности метод беседы (диалогический метод, при котором путем системы вопросов ученики были подведены к пониманию нового материала),метод демонстраций (опытным путем получили подтверждение предположения об условиях изменения снежного покрова). Формы работы детей: индивидуальная, фронтальная и групповая. Данные формы и методы способствуют лучшему усвоению материала, а так же формированию стойкого интереса к предмету.
Интерес учащихся, прежде всего, обусловлен тем, что на занятии происходит связь совершенно разных учебных предметов, и результат этой связи непредсказуем. Далее, творческая работа, особенно выполненная коллективно, всегда вызывает интерес. Можно еще отметить и то, что изобразительное творчество всегда интересно для детей, особенно 5-6 классов. Процесс обучения организован в проблемно-поисковой форме. Перед учениками ставится проблема, которую они должны решить. В основном, дети работают самостоятельно, под руководством учителя. Руководство осуществляется исключительно путем наводящих вопросов, постановкой мини-проблемных ситуаций. Рефлексия осуществляется через оценку своей деятельности, деятельности своей группы, деятельности своих одноклассников, что способствует анализу всего занятия в целом.
Отметки на внеурочных занятиях не ставятся, в связи с этим акцентируется внимание на самооценку и взаимооценку как промежуточных, так и конечных результатов. Оценка учителя заключается в словесном выражении одобрения, похвалы, акцентирования внимания на успешном выполнении задания.
Данное занятие обеспечено следующей методической литературой: Н Надеждина «Какого цвета снег», А.В. Перышкин «Физика. 8 класс» и интернет-ресурсы (5klass.net,http://kotikit.ru, den-za-dnem.ru).
Данное описание будет полезно всем преподавателям изобразительного искусства, а так же преподавателям физики. А интересно будет любому, кто в той или иной мере интересуется живописью или физическими явлениями.
ТИП ЗАНЯТИЯ:
использование способов учебных действий для получения новых знаний.
ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
использование способов учебных действий и применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
создание условий для получения знаний о цветовых изменениях снежного покрова и применения этих знаний для создания пейзажной композиции.
ЗАДАЧИ:
- создать условия для формирования знаний о цветовых изменениях снежного покрова в зависимости от освещения, развивать умения изображать пейзажную композицию, используя разнообразную оттеночную палитру;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и эстетического вкуса;
- содействовать воспитанию любви и интереса к пейзажу и красоте зимней природу;
- способствовать организации деятельности обучающихся по формированию универсальных учебных действий вида:
Регулятивные задачи по формированию УУД:
составлять план работы для достижения планируемого результата; адекватно использовать речь; оценивать результат деятельности; уметь понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и вносить коррективы в свою деятельность.
Познавательные задачи по формированию УУД:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; уметь работать с различными видами информации.
Коммуникативные задачи по формированию УУД:
задавать вопросы; вести устный диалог; уметь в доступной форме предоставлять информацию своим одноклассникам.
Задачи по достижению личностных результатов освоения ООП:
ценить труд своих одноклассников, взаимопомощь и сотрудничество.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ:
Спектр, оттенок, пейзаж, триптих.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:обучающиеся научатся сравнивать, определять цветовые изменения снежного покрова в зависимости от освещения и погодных условий; овладеют приемами создания зимней пейзажной композиции;
Метапредменые: обучающиеся научатся понимать связь изобразительного искусства с другими предметами, в частности, с физикой; научатся проводить эстетическую оценку пейзажной композиции; получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении, наблюдать и делать выводы.
Личностные:смогут оценивать результат своей деятельности и деятельности своих товарищей; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с изображением зимнего пейзажа.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- презентация;
- проектор, экран;
- желтая, голубая, красная и прозрачная пленка;
- пейзажные заготовки;
- таблички с наречиями;
- таблички с загадками (приложение 1);
- путевые заметки (приложение 2);
- кисти, гуашь, палитра.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
- методы словесной передачи и слухового восприятия (опрос, объяснение, фронтальный опрос и беседа);
- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ опыта с цветными пленками);
- практические методы обучения.
По степени педагогического управления со стороны учителя:методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, групповая, индивидуальная.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1. Мотивационно-организационный этап. Установка на подготовку обучающихся к занятию: эмоциональный настрой на работу.
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Введение обучающихся в учебный процесс, обеспечение готовности обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Этап мотивации и целеполагания.Постановка проблемы, формулировка темы занятия, цели.
4. Этап усвоения знаний.Получение новых знаний методом слухового и зрительного восприятия, а так же с помощью источников информации через проблемно-поисковую деятельность. Знакомство с зимними пейзажами, наблюдение изменения цветовой гаммы снежного покрова.
5. Этап встраивания нового материала в систему знаний. Анализ полученных знаний и их систематизация, выделение характерных особенностей снега и определение причин изменения цветовой гаммы снежного покрова.
6. Творческая практическая деятельность обучающихся.
Овладение приемами создания пейзажной композиции в стиле «триптих» с применением знаний о цветовой гамме снежного покрова.
7. Этап обобщения и систематизации.
Закрепление знаний через защиту своей коллективной работы.
8. Этап подведения итогов и рефлексии.
Определение впечатлений, полученных в процессе работы. Подведение итогов, оценивание своей работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Мотивационно-организационный этап.
Цель:организовать направленное внимание на занятие.
Посадка детей, проверка готовности к занятию.
- Скажите, где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья? Вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет?
Дети: На пейзажах
- Правильно, ребята!Пейзаж один из самых любимых зрительских жанров изобразительного искусства. Пейзажи бывают разные. О каком из них пойдет речь, вы сможете понять, когда отгадаете лежащие у вас на столах загадки.
2. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся.
Цель: выявить систему ранее усвоенных учебных действий.
ИДЕТ, А НОГ НЕ ИМЕЕТ,
ЛЕЖИТ, НО НЕ В ПОСТЕЛИ,
ЛЕГКИЙ, НО КРЫШИ ПОД СОБОЙ ЛОМАЕТ.
---------------------------------------------------
ОН ПУШИСТЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ,
НО РУКОЙ ЕГО НЕ ТРОНЬ:
СТАНЕТ КАПЕЛЬКОЮ ЧИСТОЙ,
КАК ПОЙМАЕШЬ НА ЛАДОНЬ. (СНЕГ)
Ответ у всех одинаковый. Это то, без чего не обходится ни один зимний пейзаж. Снег.Сколько вам лет, столько раз вы видели снег. А всегда ли он одинаков? Всегда ли он белый, как говорится в загадках? Или мы можем увидеть снежный покров какого-то другого цвета?
3. Этап мотивации и целеполагания.
Цель: помочь обучающимсяопределить тему занятия.
Давайте попробуем определить тему занятия. Проанализируйте, о чем мы с вами говорили и выберите из предложенных вариантов соответствующийнашей проблеме: «Какого цвета снег?», «Изображение зимнего пейзажа», «Разнообразие пейзажей в изобразительном искусстве».
Соответственно, целью занятия будет…определить, какого цвета нужно рисовать снег на зимних пейзажах.
4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Фотографии снежного покрова с различным освещением.
- Давайте посмотрим с вами на фотографии, сделанные зимой. Можем ли мы однозначно сказать, какого цвета снег? Мы с вами вроде бы и понимаем, что снег белый, но видим, что в тех или иных условиях он приобретает различные оттенки. В чем же дело? Кто-нибудь сможет мне объяснить?
- Еще в началеXVIIIв. английский физик Исаак Ньютон пропустил солнечный свет через призму и получил цветную полосу - спектр. Ученый доказал, что обычный белый свет сложный, он состоит из семи цветов. Цвета видимых нам предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра.
- Что, в таком случае, представляет собой окраска предметов? Почему те или иные предметы имеют свой цвет, трава - зеленая, а тетрадь - красная? А почему тогда снег меняется, приобретает то одни, то другие оттенки? (Белый способен отражать разные цвета).
ПРОВЕСТИ ОПЫТ
Я поставлю на пути белого света желтую пленку, какой цвет будет отражать белый экран? Желтая пленка поглотит практически все лучи и пропустит только желтые. И поэтому для зрителя экран приобретает желтый оттенок.
Наша атмосфера подобна пленке. В разное время через нее проходят не все цвета белого света. Например, красная пленка пропускает только красные лучи, соответственно, белый экран приобретает красноватый оттенок (так же показать опыт с синей пленкой и белой).
Давайте на примере картин попробуем понаблюдать, какого цвета нужно рисовать снег в то или иное время. В своих планшетах откройте пейзажи, которые вы должны были найти дома. Каждая группа рассмотрит свой пейзаж и, следуя вопросам в путевой заметке, выяснит, вследствие чего мы видим снег разным.
Приложение 1.
5. Этап встраивания нового материала в систему знаний.
Цель: систематизировать полученные знания
Изучив картины и ответив на вопросы в путевой заметке, обучающиеся делают вывод, что снег приобретает различные оттенки в зависимости от погодных условий и времени суток (этому способствует прохождение различных лучей белого света). Остальные слушают и помечают в своем путевом листе.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте сейчас вспомним цвета спектра, которые вам помогут правильно выполнить свой пейзаж.
Круги цвета спектра прикрепить в разброс в кабинете, дети встают, ищут цвета в спектральной последовательности.
6. Творческая практическая деятельность обучающихся.
Цель: практическое применение умений и навыков.
- Сейчас я хочу предложить вам выполнить зимний пейзаж в стиле триптих. У меня есть наброски, которые вам нужно раскрасить. Когда мы их соединим, получится единая композиция. Рисуете пейзаж с такими оттенками, с которыми был исследуемый вами пейзаж.
Изображение зимнего пейзажа (формат А3, рисунок на части разрезать, после выполнения приклеить на доску близко друг к другу).
7. Этап общения и систематизации.
Цель: закрепление изученного материала.
- Ребята, я прошу прокомментировать вашу работу и пояснить выбор оттеночной гаммы.
8. Этап подведения итогов занятия и рефлексии.
Цель: контроль результатов деятельности.
- Ребята, я прошу вас посовещаться и оценить свои работы. Дать оценку своей работе вы можете, используя наречия на желтой бумаге.
- А теперь оцените работу своих одноклассников, выбрав одно наречие на зеленой бумаге.
Наречия: аккуратно, красиво, дружно, быстро, прекрасно, замечательно, хорошо, медленно, весело, сообща, по-ученому.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Путевые заметки. |
|||||||
|
Какое время года изобразил художник на картине? |
Что изображено на картине? |
Какие тона выбрал художник? |
Какое время суток выбрал художник? |
С помощью каких средств художник нам дал это понять? |
Какого цвета снег на этой картине? |
Почему он приобрел такой оттенок? |
Дмитрий Левин. Солнечный день. |
|
|
|
|
|
|
|
Михаил Гермашев. Зимний закат. |
|
|
|
|
|
|
|
Гавриил Кондратенко. Зимний пейзаж с церковью. |
|
|
|
|
|
|
|
Василий Суриков. Зима в Москве. |
|
|
|
|
|
|
|
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnyy_den.jpg | 42.87 КБ |
foto_snega.jpg | 39.6 КБ |
zimniy_peyzazh_s_cerkovyu.jpg | 38.96 КБ |
zimniy_zakat.jpg | 38.18 КБ |
zima_v_moskve.jpg | 41.61 КБ |