Технология волонтерства по программам Школьной Лиги Роснано

Технология волонтерства по программам Школьной Лиги Роснано

Сведения об авторах: Просекина Ирина Геннадьевна  - к.ф-м.н, доцент физического факультета ИГУ, методист ЦДО г. Иркутска, учитель физики лицея №2 г. Иркутска; Просекин Михаил Юрьевич, к.ф-м.н, доцент физического факультета ИГУ, руководитель центра проектной деятельности школьников ЦДО г. Иркутска; Цивилева Дарья Михайловна, учитель физики лицея №2, педагог-организатор ЦДО г. Иркутска,  Левченко Анастасия Дмитриевна, студентка физического факультета ИГУ, методист ЦДО г. Иркутска,  Берначук Дарья Владимировна, студентка физического факультета ИГУ, методист ЦДО г. Иркутска;  Широков Валентин Владимирович, аспирант физического факультета ИГУ, педагог дополнительного образования ЦДО г. Иркутска; Зеленцов Никита Александрович, педагог дополнительного образования ЦДО г. Иркутска; Лацимирский Иван Федорович, педагог дополнительного образования ЦДО, учитель математики лицея №2 г. Иркутска.

Краткая аннотация.

Программа студенческого волонтерства – это перспективная и очень своевременная образовательная технология. Круг задач, решаемый волонтерами достаточно широк: это развитие альтернативного образования в школах, создание нового формата обучения, увлечение детей своим примером, помощь школьным учителям, формирование и курирование школьных команд, разрабатывающих свои проекты, проведение дополнительных мероприятий в школе, организация edutainmentа, разработка сетевых ресурсов и интерактивных материалов. Кроме того программа волонтерства – это поиск талантливой молодежи среди студентов, желающих учиться и заниматься образовательной деятельностью. В лицее №2 г. Иркутска студенты-волонтеры организуют и курируют все конкурсы и мероприятия Лиги. Технология волонтерства показала, что число участвующих по сравнению с предыдущим годом резко возросло (почти вдвое). Дети отлично идут на контакт, с удовольствием участвуют в конкурсах, легко находят общий язык со студентами. Для самих студентов, такое волонтерство - отличная возможность получить знания и умения, приобрести отличный педагогический опыт.

Ключевые слова: Программа волонтерства, Школьная Лига Роснано, лицей №2 г. Иркутска, студенты-волонтеры, edutainment, альтернативное образование, инновационные методы обучения.

 

 

Technology of volunteering in Rusnano School  League program

Program of students volunteering support is perspective and well-timed eduacation technology. The range of tasks carried out by volunteers is quite wide. It includes development of supplementary education in schools, creation of new formats of education, demonstration of own example, support of school teachers, forming and curating of school project teams, organization of edutainment, development of network resourses and interactive materials. Furthermore, volunteering support program also helps to find talented youth among students willing to study and participate in education activities. In 2nd Irkutsk Lyceum university students organize and curate all contests and activities of League. Technology of volunteering support showed that that participation doubled in numbers. Kids gladly and easily establish contact with volunteers and take pleasure in contests participation. For students volunteering is outstanding opportunity to obtain knowledge, skills and exceptional pedagigc experience.

Keywords: Rusnano, 2nd Irkutsk Lyceum, university students volunteers, education program curators, Rusnano School League, edutainment.

Работа студентов-волонтеров со школьниками, новый, инновационный и альтернативный метод образования, который мы начали активно использовать в лицее уже третий год. Сейчас это активная и сильная  команда,  которые не только участвуют в каникулярных школах или конференциях, но и активно занимаются с ребятами после учебы по конкурсной программе Школьной лиги.

Круг образовательных задач, которые помогает решить волонтерство, достаточно широк.  Изначально это поиск талантливой молодежи, которой интересно работать со школьниками, заниматься нестандартной педагогической деятельностью, развиваться. Несомненно, программа волонтерства очень способствует развитию альтернативного  образования.  Студенты волонтеры  могут предложить много интересных идей, дополняющих образовательный процесс, заниматься сетевыми разработками и интерактивными материалами.  Также грамотно подготовленная команда волонтеров - хорошая помощь школьным учителям в проведении различных мероприятий и факультативов.

Дети, привыкшие к традиционному образованию, к школьным учителям,  довольно часто без особого интереса слушают от них о новых конкурсах, проектах, возможностях.  Студенты же, которые сами еще не так давно были школьниками, способны увлечь детей, на собственном примере рассказать, что дало им участие в том или ином образовательном проекте. Уже традиционно работа волонтеров начинается с сетевого мероприятии Лиги «НАНОвый год», студенты-волонтеры провели мероприятие, рассказали  о Лиге и ее конкурсах, школьники очень легко идут на контакт, и большая часть намеревается участвовать в конкурсах, заинтересовавшись проектом.

Многие мероприятия лиги проходят в формате edutainment, это и «Журналист, и «НАНОвый год» и «Квест» и многое другое. В edutainmentе очень важно создать условия для получения знаний во время игровой части мероприятий. Сделать так, чтобы развлечение стало эффективным способом получения знаний и умений. Хорошо подготовленные студенты могут быть достаточно компетентны, чтобы курировать такие конкурсы и мероприятия, и будут в состоянии взять на себя их организацию и проведение. На собственном опыте мы убедились, что взаимодействие школьников со студентами в формате edutainmentпроходит очень эффективно. Удачным примером этого года стала  бизнес-игра, создание группы производственной компании со штатом сотрудников, и проиграв один день из жизни компании, решающей бизнес-задачу. 

Игра журналист  также была организована студентами волонтерами. Студенты организовали для детей экскурсии в центры продажи и обслуживания гаджетов, вместе с ними подготовили вопросы и рубрики. Дети с огромным удовольствием приняли участие в этой игре.

Для школьников взаимодействие с волонтерами – это отличный способ раскрыть себя, возможность говорить с куратором или организатором на одном языке, влиться в edutainment, отдохнуть, и в то же время получить новые знания и умения. Школьникам достаточно легко общаться со студентами, проще найти общий язык, поэтому игра прошла просто и непринужденно.

В нашем лицее волонтеры приходят дважды в неделю после учебы. Один раз они занимаются подготовкой мероприятий, помощью школьным учителям, разработками идей и другой подобной работой, во второй день студенты работают с ребятами по конкурсам Лиги (отвечают на вопросы научного и любого другого характера, консультируют, планируют мероприятия) или ассистируют на факультативных занятиях, помогают организовывать проектную  деятельность школьников.

Отзывы участников программы волонтерства:

Ученик 9-го класса лицея №2, участник Нанограда 2013: «Я считаю, что волонтеры, работающие с нами достаточно компетентны, чтобы проводить многие мероприятия. Я могу говорить с ними на одном языке, в отличие от большой части школьных учителей. Мне интересно. Что я считаю большим плюсом, что в Нанограде, что в лицее волонтеры  абсолютно не навязывают нам свои идеи, а просто организуют процесс и немного помогают »

Ученица 9-го класса лицея №2, участница Нанограда 2013: «Основным плюсом, я считаю, что студенты быстрее нас понимают, проще высказаться, установить контакт. Они достаточно компетентны, но, конечно бывает, что они не могут ответить на какие-то вопросы, но для этого нужно быть специалистом в конкретной области»

Студент-волонтер в лицее №2, куратор в Нанограде 2013: «В последнее время образование – один из самых актуальных трендов, а способы обучения, которые предлагает Школьная Лига Роснано,  очень интересны. Это и edutainment, который не так часто проводится в обычных школах, и TED-новый интересный формат, уникальная школа Наноград, сетевые лаборатории, возможность учиться абсолютно разному, выходящему за рамки школьной программы…. Все больше и больше школьников принимают участие в школьной лиге. С каждым годом становится больше партнеров лиги: школ участниц, информационных партнеров, компаний, сотрудничающих в формате бизнес-образования, а значит, нужны люди, которые могли бы курировать какие-то части общего образовательно процесса, как это было организовано в Нанограде. Во  втором лицее г. Иркутска мы как раз занимаемся тем, что подготавливаем и проводим с детьми различные мероприятия Школьной лиги, курируя отдельные части общего образовательного процесса. Такое взаимодействие, на мой взгляд, полезно, как и организаторам процесса, так и его участникам, и отвечает волонтерским задачам.

Студент-волонтер в лицее №2: «Что касается меня, то я только начала заниматься волонтерской деятельностью. Мероприятие «Наноновый год» позволило мне посмотреть на процесс edutainment совсем с другой стороны – со стороны организатора, руководителя и даже педагога. Новые навыки, знания, педагогический опыт… Все это очень интересно, и я думаю, что технология волонтерства Школьной Лиги  Роснано даст мне возможность получить все это в полной мере».