Проектный подход в рамках дополнительного образования в МБОУ г.Иркутска Лицее № 2 , 2015

Проектный подход в рамках дополнительного образования

в МБОУ г.Иркутска Лицее № 2

 

В МБОУ г.Иркутска в рамках реализации проекта «Инновационные технологии поддержки талантливых детей» создана Лаборатория нанотехнологий.  Лаборатория  - это пространство для совместной работы и творчества школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников, а также место, где зарождаются новые проекты – научно - исследовательские,  учебные, творческие. Главной целью создания лаборатории было внедрение проектного подхода на высоком уровне в рамках школьного и дополнительного образования.

 

Участники проекта:

Преподавательский коллектив лаборатории – команда высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы с детьми, студентами, имеющая контакты с вузами, НИИ, современными высокотехнологичными предприятиями.

Активными участниками процесса являются волонтеры – студенты вузов Иркутска, которые сами выполняют свои проекты в лаборатории, а также обучаются работе с детьми, выполняя с ними проекты, проводя мероприятия в рамках образовательных программ Школьной Лиги РОСНАНО, корпорации Intel.

Главные участники – школьники 8-11 классов, для которых открыты все возможности выполнения проектов разного уровня, с использованием новейшего современного оборудования лаборатории. Общее обучение проводится в смешанных группах отдельно для 8-9 классов и для 10-11, проекты выполняются как индивидуальные, так и несколькими ребятами совместно.

 

Проектно-исследовательская деятельность – это альтернатива существующему способу обучения, позволяющая современным школьникам раскрывать свои способности, узнавать склонности – познавать мир и себя. Проектная деятельность позволяет сократить стремительно растущий разрыв между реальным миром (современная наука, технологии, высокотехнологичные производства) и миром школьного образования.  Активное освоение проектной работы позволяет школьникам развить: практические навыки, умение ставить вопросы, формулировать гипотезы, владеть научным методом, работать в команде, искать и верифицировать информацию, представлять результаты своей работы в различных формах, защищать свою позицию, делиться знанием, генерировать новые идеи, быть заинтересованным в современном развитии науки и техники. Ребята, которые выполняют собственные исследовательские работы резко отличаются от остальных своею увлеченностью естественно-научными дисциплинами, и каким-то особенным рвением к знаниям и их ценности.

 

Сегодня в лаборатории для учащихся создана уникальная возможность освоить работу с высокотехнологичным оборудованием (сканирующими зондовыми микроскопами, оптическим микроскопом, установкой по синтезу углеродных нанотрубок и более простыми приборами), попробовать себя в качестве начинающих исследователей, познакомиться с новейшими технологическими разработками и научными открытиями, посетить современные лаборатории и инновационные предприятия, а также принять участие во Всероссийских мероприятиях: конференциях, школах, конкурсах.  Первоначально именно Нанотехнологии были выбраны, как ведущее направление работы, поскольку если рассматривать эту область в широком смысле, то это крайне широкий спектр задач физики, химии, биологии, информатики и математики и их пересечений.  Для учащихся ведутся занятия по элективным курсам (как лекции, так и практикумы) за счет факультативных часов в расписании и ведется работа по индивидуальным и групповым проектам во внеурочное время.

 

Основные результаты

В течении 2010-2014 учебного года в лаборатории прошли полный цикл обучения около 150 школьников, выполнено более 50 проектных работ, которые представлялись на различных конкурсах проектной деятельности. В мероприятиях, организованных в регионе принимали участие более 3000 человек. Удалось достичь высокого качества выполнения и представления работ на Всероссийские и Международные конкурсы (конференции, школы, симпозиумы, форумы) научно-исследовательских работ школьников в области естествознания и нанотехнологий.  Многочисленные победы учащихся на Всероссийских конкурсах сделали этот проект известными во многих городах России.

Работа и достижения сотрудников и учащихся постоянно привлекают внимание СМИ, широко освещены в прессе (более 70 статей и интервью в местных и российских СМИ). Сотрудниками лаборатории опубликованы методические разработки, научно-популярные и научные статьи, разработаны новые образовательные программы (согласно ФГОС второго поколения), создан практикум по сканирующей зондовой микроскопии, междисциплинарный практикум, разработаны курсы повышения квалификации «Изучение нанотехнологий в школе, как основа внедрения междисциплинарного и проектного подхода».

При реализации пилотного проекта удалось подтвердить, что сегодня есть все возможности и кадровые ресурсы для масштабирования проекта. С каждым годом проект становится все более известным и привлекает участников из разных регионов и стран. Как показала практика, полученный опыт позволяет его участникам результативно выступать на различных конкурсах и смотрах проектных работ, успешно самоопределиться в выборе профессионального пути и активной жизненной позиции.

 

Отзывы участников проекта

«Что для меня даёт работа в нанолаборатории и над проектом? Прежде всего это опыт, незаменимый опыт. Работая над проектом я научился трудолюбию. Понял, что для того что бы достичь вершины нужно несколько десятков раз упасть и главное не сдаться. Лаборатория дала мне возможность делать то чего в обычной учёбе так не хватает. Практика. Мне всегда хотелось делать всё своими руками, но только здесь я смог осуществить своё желание в форме проекта. Кроме того, именно в лаборатория привила мне любовь к науке. С первого занятия, люди работающие в ней, поражали мою фантазию и будоражили ум. Обучаясь у этих людей я не заметил, как сам смог будоражить умы. И всё это благодаря нанолаборатории. Я до сих пор занимаюсь в ней и планирую заниматься дальше. Мне хочется отплатить добром тем, кто так много для меня сделал, и продолжать их золотое дело.»

                                                                                                              Сосновский Александр, учащийся 10 класса

«Работа над проектом даёт мне много опыта. Который, я уверен наверняка, пригодится мне в будущем. Я получаю большой багаж знаний и умений без которых трудно найти хорошую работу.»

                                                                                                              Литвинцев Денис, учащийся 9 класс

 

«Я увлекательно провожу время. Открываю для себя много нового что не дают обычные уроки. В принципе, в Лабе можно сделать все, что в голову придет, а если это оформить и красиво представить, то еще и грамоту дадут. Я поняла, как выполняются проекты и как их оформлять. Да даже научилась тексты в правильном стиле на конференции писать, публично выступать. Поняла, что учеба выходит за стены образовательного учреждения и за рамки той формы образования, через которую нам дают знания.»

                                                                                                              Крюкова Валерия, учащаяся лаборатории

 

 «Практически весь преддипломный семестр на физическом факультете состоит из немыслимого количества гуманитарных спецкурсов. Среди них - "Искусство преподавания физики". Формат данного курса предполагает, что каждую лекцию проводит новый преподаватель. Каждый из них - уважаемый в российской и не только науке человек. На лекции они рассказывают только то, что хотят передать будущим физикам - ученым, преподавателям, людям.

Из, пока ещё, скромной части этого курса я поняла, почему я на физфаке. Всë дело в том, что со мной занимались наиболее эффективным методом познания мира и любой науки - проектной деятельностью. Хоть я и не знаю во что выльется моя учëба на физфаке, но я безмерно благодарна тому, что это со мной случилось, и ,конечно, тем из-за кого.

Когда я приезжаю в свой родной Лицей, я вижу то, как детям прививают любовь к науке. Порой мне даже становится грустно, что я сейчас не на их месте. Но у меня есть уникальная возможность находиться в этой среде, учиться тому, как прививать эту самую абстрактную любовь к науке живым детям и открывать для себя новые грани науки, что меня весьма актуально.

Во время учëбы на физфаке у меня не редко встают вопросы: а надо ли это?, а зачем я этим занимаюсь?, а может ну его?, а нужны ли физики современному обществу?. Но потом я вспоминаю Лицей и нахожу в себе ответы на эти вопросы.»

Дзюбина Любовь, выпускница лицея, студентка физического факультета НГУ, волонтер лаборатории

 

«Уже на протяжении 7 лет я занимаюсь проектной деятельностью, 4 года из которых на базе лаборатории "нанотехнологий". Работая в этой лаборатории могу сказать одно: Супер! Для меня здесь открываются большие перспективы работы в научной области. В лаборатории работают специалисты разных областей, которые являются мастерами своего дела, наряду с этим она оснащена необходимым современным оборудованием для выполнения проектных работ. Работая здесь мне удается воплощать свои идеи в жизнь. Иногда общение с коллегами в лаборатории помогает выбрать правильный курс для написания научной работы, так сказать кинуть затравку для развития мыслей. В нашей лаборатории работают не только люди с большим опытом, но и обычные школьники. Они тоже пишут свои маленькие исследовательские работы, которые зачастую очень круто "взлетают"!»

Пироженко Александр, студент Иркутского медицинского университета, волонтер лаборатории

«Лаборатория - это пространство для творчества в рамках естественнонаучного подхода к образованию. Инструментарий лаборатории позволяет проводить исследования высокого уровня детьми, которые занимаются в лаборатории. Единственное требование предъявляемое к ученикам - это желание самостоятельно добиться результата в ходе работы над индивидуальным проектом. Сотрудники лаборатории выступают чаще всего в роли направляющего вектора...»

Лацимирский Иван Федорович, преподаватель лаборатории, учитель математики лицея

 

«В лаборатории нанотехнологий подготовка и проведение проектного образования реализуется на высоком уровне. При этом дети получают необходимое количество знаний в области проекта, чтобы развивать и работать с темой самостоятельно. Далее, в будущем, знания, умения и навыки, полученные при выполнении работы применяются в самых разных областях, потому что в лаборатории воспитывается стремление и правильные подходы к поиску информации, аккуратность и терпимость при выполнении практической части.»

Зеленцов Никита Александрович, преподаватель лаборатории

                                                                                             

 

Авторы статьи: Лаборатория нанотехнологий и Центр исследовательских проектов школьников. Просекин М.Ю., Просекина И.Г., Цивилева Д.М., Широков В.В.