Липатникова Т.А. МБОУ "Лицей №55" урок русского языка в 3 классе "Имя числительное"

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя числительное».

Цель: познакомить учащихся с именем числительным.

Задачи:

-познакомить с новой частью речи-именем числительным;

-формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;   

-анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;  

-развивать речь учащихся; 

-способствовать воспитанию культуры общения на уроке.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь ,интерактивная доска.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Дружно встали, подтянулись,

Гостям мило улыбнулись,

Посмотрели на меня.

Работать готовы? (Да). 

 –Садитесь. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

2.Орфографическая минутка.

–Начнём урок с орфографической минутки. Запишем слова.

Грустный, сдержать, чистюля, лебёдушка, двадцать.

-Какие орфограммы встретились? Как вы их решали? Что общего у всех этих слов?(Это самостоятельные части речи, не считая последней, мы оней ничего не знаем).

3.Актуализация знаний. Проблемная ситуация.        

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. Но, сначала давайте повторим те части речи, которые мы уже знаем.

-Поработаем в парах. Запишите слова по группам: сущ., прил., гл., мест..

Считать, девять, ты, карандаш, деревянный, он, быстрый, второй, пенал, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, вы.(На работу отводится 3-4 минуты.После чего представители каждой пары зачитывают свои варианты ответов, сравнивают их, объясняют свой выбор).

Сущ.                         Прил.         Глагол                     Местоимение

карандаш      деревянный     считать                              ты                

пенал                    быстрый      умножать                         он

парта                      умный          вычитать                     вы

-Какие слова не выписали? Почему?

(девять,шесть,второй.Они не относятся к изученным частям речи).

-Какой вопрос возник у вас?(К какой части речи относятся данные слова). 4.Сообщение темы урока и постановка цели.–Сегодня на уроке мы познакомимся   с новой частью речи. Давайте проведём исследование и откроем ещё одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной  изученной части речи, значит , они чем-то существенно отличаются.

-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?(На какие вопросы отвечает и что обозначает).

-Задайте вопросы к словам: девять, шесть, второй.

- А что обозначают эти слова?(количество, порядок при счёте).

-Давайте попытаемся определить тему урока.(Имя числительное).

-Что же обозначает эта часть речи?(Число).

-Верно.

-Числительные любят счёт. Но из всех частей речи-это самая молодая часть речи, т. к. человек научился  считать не сразу. А ещё говорят,  что имя числительное- капризная часть речи. Почему её так называют, мы узнаем на следующих уроках.

4.Закрепление изученного материала.

- Итак, что же обозначает имя числительное?(число).

-А сейчас я предлагаю поработать с весёлыми рифмами. Наша задача– найти числительные, т.е. слова ,обозначающие количество, или порядок.

1.Есть у нас три сестрицы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитриться

Рассказать о троих?
2.Ночью шум стоял в подвале,

Там два гнома побывали.

Залезали на весы,

Часто морщили носы,

Но без гирь они, едва ли

На весах свой вес узнали.

3.У простого сторожа

Непросторный дом.

Часто в нём 100 кошек

Бродят под столом.

4.Кто со сцены нам поёт,

Знает:

Семь в октаве нот.

5.Начинается считалка.

На берёзу села галка.

 Две вороны, воробей.

Три сороки, соловей.

-Молодцы! Следующее задание-очень интересное.   Отгадайте ребусы.

По2л,элек3к,100л,ви3на,о5,100янка,40а,7я,100п. Запишите эти слова.

-Имя числительное встречается повсюду. Очень часто мы используем эту часть речи  в своей речи.Например ,в следующих пословицах. Прочитайте, объясните , как вы их понимаете.1 ряд списывает 1 пословицу,2 ряд вторую пословицу,а 3 ряд –третью.

Над вставленными числительными подписать простым карандашом часть речи(числ.).

1.Семь раз отмерь-один раз отрежь.

2. Не имей сто рублей, а имей  сто друзей.

3. Одна голова хорошо, а две лучше.

- Проверяем.

5.Физкультминутка.

-А сейчас пришло время отдыха.

Раз-прогнуться, потянуться.

Два-согнуться,разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре –руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- на стульчик тихо сесть.

-Продолжаем работать. И я предлагаю ещё одно интересное задание. Нам предстоит с вами вспомнить всеми нами любимые сказки, в названиях которых используются числительные. Внимание на доску. Посмотрите на сказочных героев и вспомните, из каких они сказок.

(«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три медведя», «12 месяцев», «Три поросёнка»).

-Молодцы! Итак, мы убедились, что имя числительное очень важная часть речи, которая встречается повсюду и мы не можем без неё обойтись. А где ещё можно встретить имя числительное?

6.Работа по учебнику.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен!

-Ну а сейчас мы поработаем по учебнику. Упр.№212, стр.85.

-Упр.215, стр.86.(выполнение с объяснением).

-Почему имя числительное 44 повторяется 2 раза?(В одном случае, это номер квартиры, а в другом случае, это количество чижей).

-Хорошо.

7.Итог урока.Рефлексия.

-Итак,  что нового мы узнали на уроке? Какую цель мы поставили перед собой сегодня на уроке? Что же мы называем именем числительным? На какие вопросы отвечает эта часть речи? Что обозначает имя числительное?

-Поднимите руку, кто считает, что мы достигли цели?

-Оцените свою деятельность.

- Кто считает, что поработал отлично, поднимите зелёный круг.

-Кто считает, что поработал не очень хорошо, жёлтый.

Кто считает, что работал плохо, красный.

Выставление оценок.

-А сейчас запишем домашнее задание: найти в книге, которую читаете сейчас 5 предложений с именем числительным, выписать их в тетрадь, подписать сверху название этой части речи.

-Поднимите руку, кто хотел бы получить дополнительное, занимательное задание и получить за его выполнение хорошую отметку?

-Урок окончен. Спасибо .

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, он, быстрый, второй, пенал, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, вы.

Существительное

Прилагательное

    Глагол

Местоимение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, он, быстрый, второй, пенал, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, вы.

Существительное

Прилагательное

   Глагол

Местоимение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Домашнее задание:

Запишите ответы на вопросы, используя числительные:

1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

2.Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3.Сколько было богатырей в «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина?

4.Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

5.О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

 

ВложениеРазмер
otkryy_urok_55_licey.pptx1.92 МБ