МБОУ "Лицей №55" Потапова И.А. конспект урока по литературному чтению в 3 классе "В. Осеева"Почему?"

Тема урока:  В.Осеева «Почему?»

Цель: формирование умения определять главную мысль произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать имеющиеся у учителя и учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать, анализировать, развивать коммуникативную культуру младших школьников на основе организации совместной деятельности;

Воспитательные:

Формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванному им, воспитание чуткого отношения к живой природе, обогащение нравственного опыта учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личностного развития, овладение способом принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

  -   Как часто в жизни мы задаем себе вопрос : «Почему?» Но всегда ли мы находим ответ на него? Далеко не всегда. Вот и в замечательном рассказе Валентины Осеевой «Почему?» герои тоже не могут найти ответ. На прошлом уроке мы познакомились с этим рассказом. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

    - Давайте попробуем предположить, чему будет посвящен второй урок. Какие открытия мы сможем совершить и на какой  вопрос ответить?

2. Работа над произведением.

    - Что однажды случилось с мальчиком? Найдите и прочитайте разговор мамы и сына. (чтение по ролям)

    - Почему мальчик не признался сразу?

    - По каким словам можно понять, что мама догадалась, кто разбил чашку? 

    - Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

    - Легко ли было маме принять решение о наказании Бума? Зачем же она это сделала?

    - Прочитайте о том, как с каждым часом на сердце мальчика становилось все тяжелее.

    - Как автор изобразил внутреннее состояние матери и сына?

    - Найдите и прочитайте описание природы перед дождем. Можно ли считать, что описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.

    - Что подтолкнуло мальчика принять верное решение? Прочитайте.

    - все. Что накопилосьв природе перед дождем, наконец вырвалось наружу в виде дождя. Начался ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырвалось наружу. Почему он все-таки признался? Что не давало ему покоя? Что его мучило? (совесть)

3.Составление синквейна.

 

    - Первый ряд составляет синквейн о Буме, второй ряд о маме и третий ряд  -о мальчике. (работа в парах)

Зачитывание синквейна, анализ.

 4.Творческая работа.

    - Попытайтесь ответить на вопрос  «Почему?» от лица мамы,Бума, мальчика. (заслушивается творческий монолог персонажей)

5. Рефлексия.

    - Все ли цели мы реализовали?

    - Чему вас научил этот рассказ? (дети отвечают, выбирая нужные пословицы на слайде):

Нечистая совесть спать не дает.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

От человека утаишь, а от совести – нет.

Где правда, там и счастье.

    - Какой совет вы дадите мальчику?

    - Именно совесть подсказывает человеку, как поступить. Очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Каждый человек имеет право на ошибку. Главное – признать ее  и найти правильное решение.

Спасибо за урок.

ВложениеРазмер
valentina_oseeva_pochemu_2_urok.pptx972.22 КБ