Метод метапредметных проектов как одна из эффективных технологий достижения УУД в условиях внедрения ФГОС Н.В. Восканян, И.Г. Зименкова, Е.В. Россеева МБОУ «Лицей №55», г.Пенза

 

Идея интеграции стала в настоящее время предметом теоретических и практических исследований. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция даёт возможность показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания.

С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков:

·        конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

·        конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

·        создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

·        усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;

·        теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;

·        комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

Одной из важнейших проблем в учебно-образовательном процессе является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. Для решения этой проблемы интегрированные уроки мы рассматриваем, как дидактическое условие повышения научного уровня знаний учащихся, учебных дисциплин.

Как пример одного из метапредметных проектов предлагаем вашему вниманию интегрированный урок математики, информатики и физики для учащихся 7 класса по теме «Линейная функция в описании физических процессов».

Цели урока:

1.Обучающая: формирование у школьников различных приёмов мыслительной деятельности при выявлении связей физики, математики, информатики; включение новой информации в структуру прежних знаний;

2. Воспитательная: привитие интереса к предмету; формирование уверенности в своих знаниях; формирование потребности в знаниях через показ взаимосвязи между науками и жизнью.

3. Развивающая: развитие умения использовать теоретические знания при решении практических задач; способности анализировать и обобщать полученные данные; познавательного интереса к математике и информатике; расширение кругозора; применение полученных знаний в более сложных ситуациях. 

Основная идея урока заключается в том, чтобы показать ученикам мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания. Логически урок состоит из трёх блоков: математика, информатика, физика.

Для выполнения экспериментальных и вычислительных задач по курсу физики необходимы знания о свойствах линейной функции, умение строить график прямо пропорциональной зависимости и наглядно представлять результаты измерений с помощью компьютерной модели. 

Первый блок – математика, предлагаемые задания позволяют проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Линейная функция и её свойства». Особый акцент – на расположение графика в зависимости от углового коэффициента функции, что предполагает опору на данный материал в блоке физика.

Второй блок – информатика. В процессе исследовательской деятельности часто приходится строить графики зависимостей величин  на основе таблиц. Результаты опытов, представленные в графическом виде, способствуют более детальному анализу явлений, обеспечивают лучшую наглядность, а применение электронных таблиц не только обеспечивает межпредметную связь с информатикой, но и позволяет значительно сэкономить время на уроке. Задача автоматизации расчётов решается элементарно, если данные заносить в электронную таблицу. Этот приём, несомненно, положительно сказывается и на запоминании формул. В целях подготовки к эксперименту в ходе выполнения практической работы учащиеся строят и анализируют графики линейной зависимости.

В блоке физики в процессе выполнения экспериментальных и вычислительных задач используются знания о свойствах линейной функции, умение строить график прямо пропорциональной зависимости, представление результатов измерений и построение графика  линейной функции с помощью программы Excel. Например, группам учащихся предлагаются задания:  

Задание № 1. Экспериментально установить зависимость веса тела  от массы.

Задание № 2. Определить связь между силой трения и силой нормального давления.

Задание № 3. Определить связь между силой упругости и удлинением пружины.

Задание № 4. Определить связь между массой и объемом тела.

Задание № 5. Определить связь между массой и плотностью  тела.

В ходе выполнения исследовательской работы каждая группа должна  выявить прямо пропорциональный характер предложенных зависимостей, занести результаты эксперимента в электронные таблицы, построить графики и проанализировать результат. Поставленная в начале урока проблема успешно решена с применением математического аппарата и знаний компьютерных технологий.

Таким образом, интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями, что повышает мотивацию исследовательской и творческой активности учащихся.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.

Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.