2015.05_"Системно-деятельностный подход применительно к урокам физической культуры в рамках реализации ФГОС"_Тимофеева Э.В._МБОУ "Лицей № 55" г. Пензы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 55» г. Пензы

 

 

 

 

 

 

 

«Системно-деятельностный подход

применительно к урокам физической культуры

 в рамках реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

Тимофеева Эльвира Викторовна,

учитель физической культуры

 

 

 

г. Пенза

2015 г.

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

 Вовлеки меня, и я научусь»

 Китайская мудрость

         Нынешнее поколение школьников учится по образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года обучающиеся начальной школы (1-4 классы) первыми ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников 5-9 классов разработаны и утверждены ФГОС основного общего образования. Не останутся «забытыми» и старшеклассники – ФГОС среднего (полного) общего образования будут предназначены именно для них. Все эти нововведения связаны с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные, личностные потребности и интересы.Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В настоящее время приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,  вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности.  Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.Но это не означает,что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты.  Достижение вышеуказанной цели становится возможным благодаря реализации системно-деятельностного подхода, формирующегосистему универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС, развивающий потенциал которых становится приоритетным направлением.Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС, основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности детей и подростков с учетом общих закономерностей их возрастного развития. Личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

В чем же новизна подхода к обучению по новым стандартам?

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского государства;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся (например, исследовательские, проектные работы);

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности начального, основного и среднего общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения  образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

        Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория "деятельность" занимает одно из ключевых мест. Деятельность рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя: цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат, который может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности (личностной, социальной, профессиональной); общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. При этом учебная деятельность непосредственно сопряжена со становлением духовного развития личности. 

       Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают основой образовательного и воспитательного процессов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и УУД, которыми должны владеть обучающиеся. Именно это создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося.

          Новая «формула стандартов»- это новая система требований:

  • к результатам освоения основных образовательных программ;
  • к структуре основных образовательных программ;
  • к условиям реализации основных образовательных программ.

Остановимся на требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС нового поколения ставят задачу ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:

  • личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д.;
  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
  • предметные результаты - выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов (Приложение № 1).

Стандарты выделяют результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ; это способность к решению учебно – практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;
  • обобщенных способов деятельности, коммуникативных и информационных умений;
  • умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуально – психологические характеристики личности.

Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других исследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Системно-деятельностный подход сегодня – это реальность современного образования. Сразу это воспринять удается не всегда просто, порой - трудно. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – это слова К.Д. Ушинского и они отражают суть урока нового поколения. Легко сказать, но трудно воплотить в  жизнь. У нас, ведь, у учителей физической культуры, своя специфика преподавания. И к новой технологии обучения еще придется привыкать. Однако, важно понимание, что через реализацию системно-деятельностного подхода мы дадим ребенку огромный потенциал для развития. Напомню слова А.Н. Леонтьева, который говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. В соответствии с ФГОС нового второго поколения упор делается на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма;
  • воспитание личности российского гражданина;
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки;
  • умению контактировать с другими людьми.

         Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с возросшим уровнем заболеваемости людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Особуюактуальность приобретает проблема здоровьесбережения обучащихся, которая отражает новые подходы к данной деятельности - сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических, политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.Основы основ  в данном направлении закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о способах его укрепления, а также о негативных факторах, ухудшающих его. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы значительно обогащаются мероприятиями, направленными на здоровьесбережение (дополнительные часы физкультуры, Дни здоровья, военно-спортивные праздники, внеурочные занятия в кружках, спортивных секциях и др.).

        У не специалистов могут возникать вопросы:

1. Возможен ли системно-деятельностный подход на уроках физической культуры?

2. Направлен ли современный урок физкультуры на формирование у детей УУД?

3. Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры и возможно ли это?

        Современный же учитель физической культуры, безусловно, дает положительные утвердительные ответы на данные вопросы, т. к. прекрасно понимает, что развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через системно-деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

На уроках физической культуры формируются следующие УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

 

Коммуникативные

 

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

         На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику в приоритет ставится развитие способности ученика самостоятельно намечать учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам, учитель физической культуры также привлекает обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учит контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, т.е. идет формирование познавательных УУД.

        Учитель физической культуры учит школьников толерантности, умению вести диалог, обсуждать успех и неудачи, анализируя их, не унижая достоинства личности, оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым  формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку  сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УУД).

         Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, качеств (выносливость, скоростно-силовые качества и др.) выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия (например, в игровой (эстафеты, подвижные, спортивных командных играх) и соревновательной деятельности) (регулятивные УУД).

         В настоящее время системно-деятельностный подход нашел свое воплощение и реализуется в образовательных стандартах начального общего образования по физической культуре. Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
  • развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;
  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;
  • воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает в себя следующие положения:

  1. укрепление здоровья и личную гигиену;
  2. оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы);
  3. утреннюю гимнастику и физкультпаузы;
  4. правильное дыхание и осанку;
  5. правила простейших измерений длины и массы тела; частоты дыхания, сердечных сокращений (пульсометрия);
  6. правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности;
  7. способы двигательной деятельности:

- разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использование их в изменяющихся условиях;

- гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастической скамейке, напольном бревне, стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле; висы, упоры; наскоки, лазанье, стойки, шаги, махи, соскоки);

- простейшие акробатические упражнения в различных вариантах (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты, кувырки, прыжки);

- основные плавательные упражнения;

- способы передвижения на лыжах;

- физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы;

- упражнения с мячом;

- подвижные игры.

- элементы ритмической гимнастики, танцев.

В результате изучения физической культуры ученик должен знать:

  • способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур;
  • правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь:

  • применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
  • выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;
  • определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений.

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений;
  • соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;
  • использовать подвижные игры с мячом для организации активного отдыха.

Позиции учебного процесса по физической культуре в свете ФГОС.

        Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему является традиционный урок. Многие учителя не один десяток лет проработали в школе и придерживались традиционной, классической методики обучения. И, понятное дело, сейчас нелегко перестраиваться. Для этого нужно какое-то время и условия, чтобы научиться работать по-новому. Хотя с использованием элементов ФГОС многие учителя уже работают и долгое время, сами того не подозревая. Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций:

  • 1 ПОЗИЦИЯ

Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

  • 2 ПОЗИЦИЯ

Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы:

•         повышение познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся;

•         проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий.

Системно-деятельностный подход в формировании УУД  реализуется через педагогические технологии:

-  проектную;                                                      

-  информационную;

-  игровую.

 
  • 3 ПОЗИЦИЯ

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовать с учетом разделов программного материала. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры (Приложение № 1).

  • 4 ПОЗИЦИЯ

Для формирования УУД учитель выбирает наиболее подходящие для него методики преподавания, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по физической культуре.

  • 5 ПОЗИЦИЯ

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД:

  1. этап начального разучивания (следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующего выполнения  действий, близких по технике к вновь изучаемому);
  2. этап углубленного изучения (рекомендуется организация работы в группах  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия);
  3. этап совершенствования (выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения).

       Обучающиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Уроки нового поколения должны быть построены так, чтобы обучающиеся сами осознавали, додумывались о теме урока, целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским мини-проектом.

Рассмотрим примеры использования системно-деятельностного подхода в рамках раздела «Баскетбол».

  1. Показать обучающимся баскетбольный мяч и спросить: «Какой раздел физической культуры мы будем проходить?» Ответ, наверняка, последует однозначный.
  2. Показав руками движения на передачу или ведение мяча, мы услышим от детей тему урока.
  3. Вопрос детям: «Что в начале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться?» Ответы последуют разнообразные. Необходимо доступно объяснить механизм разогревания и подготовки организма к основной работе. Нужно приучать детей самим анализировать.
  4. Можно сделать несколько карточек со следующими словами: ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча в кольцо, игра в баскетбол. Вопрос детям: «Последовательность выполнения указанных упражнений?» Ответы, как и ранее, будут разными. В виде игры за неправильный ответ - придумать «наказание», например: нельзя приступать к игре пока не освоишь передачу, ловлю, ведение мяча и т. п.
  5. Если обучающиеся выполняют какие-то упражнения, можно связать это выполнение с определенными жизненными ситуациями.
  6. Этап рефлексии – это самостоятельный анализ ученика своей деятельности на уроке и деятельности одноклассников: выполняя упражнения, сдавая зачет или играя. Подводя итоги (закрепляя пройденный материал), каждый ученик должен осознавать свои успехи и слабые стороны, должен искать пути исправления ошибок и самореализовываться.

Внеурочная деятельность:

- является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции;

- строится с учетом интересов детей, возможностей учителя и учебного заведения;

- она разнообразна по форме и содержанию; привлекательна для обучающихся тем, что они становятся участниками моделируемых событий.

          Одним из результатов реализации системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности должен стать следующий результат: формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

         Таким образом, системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям еще предстоит овладеть технологией проведения таких уроков, доведя ее до совершенства. Многие из нас сейчас стоят на пороге новых свершений и открытий. Но уже сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, может не менее успешно формировать у обучающихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся на уроке. ФГОС, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляют почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Учитель вместе с детьми призван быть творцом своих уроков, в задачу которого входит осуществление скрытого управления процессом обучения. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Чтобы знания обучающихся стали результатом их собственных поисков, мы, учителя, должны организовать эти поиски, управлять, развивать познавательную деятельность детей. А еще одним из результатов реализации системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности должен стать следующий результат: формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

         А закончить мне хочется актуальными на данный момент словами британского государственного деятеля Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Хочется всем пожелать быть вдохновителями своих учеников!

 

Приложение № 1

 

Формирование УУД с учетом разделов программы по физической культуре

 

 

 

Виды УУД

 

Легкая

атлетика

 

Гимнастика

 

Спортивные

игры

 

Кроссовая (лыжная)

подготовка

Личностные

 

+

+

 

Регулятивные

+

+

+

+

Познавательные

+

+

 

+

Коммуникативные

 

 

+