2015 год октябрь урок по русскому языку в 4 классе на тему: "Наречие"Потапова И.А. МБОУ "Лицей № 55" г.Пензы
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный |
Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. |
Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! – Наш урок – урок-исследование. А что значит исследовать? (дети) - В словаре Ожегова слово исследовать – означает подвергнуть научному изучению. А тот, кто занимается научными исследованиями, называют исследователем. Вот вы сегодня будите исследователями. – Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания. - Послушайте четверостишие… Слайд 3
Люблю различные слова, – Как понимаете смысл четверостишия? |
фронт. | Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу. |
Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах. |
Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) |
|
Словарная работа |
Вспомнить отличительные признаки частей речи. |
Слайд 5 - Чтобы узнать тему, мы начнём урок со словарной работы. - На какие группы можно распределить эти слова? Распределите слова в столбики по частям речи и вставьте пропущенные буквы. Ф.ВРАЛЬ, А..УРАТНО, Х .Р.ШО, Т.ТРАДЬ , Р.С.ВАТЬ, Л .ГКО, МЕДЛЕ..О, РУ..КИЙ, М.РО. , .БЕДАТЬ, П.НАЛ |
наблюдение | фронт. индивид |
Даёт задание прочитать слова, разделить на группы. |
Рассуждают и выполняют задание. |
Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию; контроль, оценка, коррекция
|
Актуализация знаний. Мотивация. |
Вспомнить отличительные признаки частей речи. Постановка проблемы. |
Слайд 5,6 Проверяем. Назовите слова с удвоенной согласной, слова, где вы вставили гласную е, гласную о. На какие группы разделили слова? -Как отличить одну часть речи от другой?-Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы? -Что будем делать? |
наблюдение | фронт. |
-Как отличить одну часть речи от другой? -Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы? -Что будем делать? |
Отличить одну часть речи от другой можно: -по вопросу; -по значению; -по грамматиче-ским признакам. Определяют часть речи. Выявляют причину затруднения. |
Познавательные УУД Логические (подведение под понятие) |
Определение темы урока |
Определить тему урока |
Слайд 7 – Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если отгадаете слово. - Итак, какое слово спряталось? - Теперь мы можем дать название четвёртой группе. Слайд 8 Назовите тему урока. Слайд 9 |
Фронт. Индив. | Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимости | Определяют тему урока (Наречие), проговаривают её вслух | ||
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) |
Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. |
Цель: познакомиться с новой частью речи «наречием»
Задачи:
1. Узнать, что такое «наречие».
2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.
3.Самостоятельно применять полученные знания.
4.Оценить работу. - Вот вам вопросы для исследования: Слайд 10
|
Эвристическая беседа | Фронт. | Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова-нии цели и задач урока. | Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока. Называют пункты плана исследования |
Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова ние (учебная мотивация). |
Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся) |
Организовать работу детей по открытию понятия «наречие» Учить выполнять действия по плану.
|
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. -А почему? Вы догадались? Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его. Таблица Слайд 11,12 Наречие – это, прежде всего….. (часть речи) 1. Работа в четверках:На какие же вопросы отвечает наречие? - Задайте к каждой группе слов вопросы? Сделайте вывод Слайд 13 Итак, наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? и почему? Слайд 14 1. Следующий вопрос для исследования как изменяется наречие? - Работаем со словом рано. - Посмотрите на словосочетания и сделайте вывод. - Наречие неизменяемая часть речи. Слайд 15 1. Каким членом предложения является? - Работаем у доски и в тетрадях. Записываем предложение: Высоко в небе растаяло последнее облако. (полный синтаксический разбор предложения) Обстоятельством. Слайд 16 |
Эвристическая беседа, практические упражнения. | Парная Групп. Фронт. |
Предлагает работу в парах, группах. Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. |
Работая в четверках, обсуждают и записывают словосочетания с наречиями. Определяют выступающего Работают с комментированием |
Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищем. Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД Умение продуктивно взаимодействовать в группе. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Осуществлять контроль. |
Физминутка
|
|
- А сейчас давайте отдохнём.Слайд 17 |
|||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля |
Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. |
Поупражняемся в умении отличать наречие от других частей речи. - Открыли учебник на стр. 66 прочитайте сообщение и обозначьте, что для вас было знакомо + и что вы узнали нового -. Слайд 18, 19 - Итак, что же такое наречие?
- Какие однокоренные слова встретились? Какими частями речи выражены? Разберите каждое из однокоренных слов по составу. При разборе, в чём испытываете трудность? - А для того, чтобы развеять ваши сомнения прочитаем сообщение на стр. 68. Итак, какой части морфемы нет у наречия? Творческие задания (устно)- Приступаем к творческим заданиям.1. Слайд 20 2. 1. Замените противоположными по смыслу наречиями. - А как называются слова с противоположным значением? (антонимы) Работа в парах. - У вас на партах лежат листочки работу выполняете на них. 2. Замените фразеологические обороты подходящими по смыслу наречиями. Слайд 21 - Проверяем пару, которая выполнила задание первой. |
Самостоятельная работа. Работа в парах | Фронт. Индив. | Предлагаю прием инсерт. | Читают правило, доказывают свои предположения. | Познавательные УУД Использовать изученные характеристики наречия. . |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Обобщение знаний по теме. |
Обеспечить условия для пооперацион-ного контроля хода выполнения задания |
1. Самостоятельная работа стр.63 упр.140 - Проверяем. Слайд 22 Почему именно эти словосочетания выписали? Как определили наречия? Назовите суффиксы? От какой части речи зависит наречие? - Т.к. у наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа они просто пристраиваются к словам – командирам, примыкают к ним и способ связи называется примыкание. 2. Решить задачу. Слайд 23 - Работаем в четверках. Вам предстоит решить задачу. |
Выборочный контроль | Индив. | Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенные знания в новых условиях. | Сверяют результат с образцом. Выполняют рефлексивную самооценку. Сообщают результаты. | Регулятивные УУДКонтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
Рефлексивно-оценочный |
Формировать умение оценивать себя. |
- Какую цель мы ставили в начале урока? -Достигли мы с вами поставленной цели урока? - Продолжите предложения, употребляя наречия. Слайд 26
|
беседа | Фронт. | Слушает ответы детей. Акцентирует внимание на конечном результате урока и его уровне усвоения |
Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Переформулируют недостатки в позитивные цели. |
Регулятивные УУД Учиться удерживать цель
Регулятивные УУД Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) |
Итог урока |
Подвести итог урока |
1. Проводя исследование, что нового узнали? 2. Узнав на уроке новую часть речи, проведя исследования над ней, мы немножко «рассеяли туман», который был навеян вначале урока и нам стали понятны значения слов… Слайд 25 - Итак, ребята, грамоте учиться всегда пригодится. И в конце урока я бы хотела, чтобы вы составили синквейн со словом наречие. |
Беседа | Фронт. | Слушает ответы | Формулируют конечный результат своей работы на уроке |
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Домашнее задание оценивание |
Слайд 27 Стр.69 №141 правила на стр.66, 68 И для желающих творческое задание, сочините стихотворение про наречие. |
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_prezentaciya_k_uroku.pptx | 279.2 КБ |