2015 год октябрь урок по русскому языку в 4 классе на тему: "Наречие"Потапова И.А. МБОУ "Лицей № 55" г.Пензы

Ф.И.О. учителя    Потапова И.А. Класс  -  4 Тема урока: Наречие  (на ознакомительном уровне) Цели урока: формирование представления о наречии как части речи, его роли в предложении; развитие орфографической зоркости, мышления, умение работать с учебником, обогащение словарного запаса; воспитание самостоятельности, умение работать в группе, аккуратности при работе в тетради; дальнейшее развитие навыка самопроверки Место урока в изучаемой теме  - 1 Характеристика этапов урока
Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД

Организационный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.

 

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

– Наш урок – урок-исследование. А что значит исследовать? (дети)

- В словаре Ожегова слово исследовать – означает подвергнуть научному изучению. А тот, кто занимается научными исследованиями, называют исследователем. Вот вы сегодня будите исследователями.

– Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

- Послушайте четверостишие…

Слайд 3

Люблю различные слова,
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…

– Как понимаете смысл четверостишия?

  фронт. Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу.

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.

 

Познавательные УУД

 Общеучебные (контроль процесса)

 

Словарная работа

Вспомнить отличительные признаки частей речи.

Слайд 5

- Чтобы узнать тему, мы начнём урок со словарной работы.

- На какие группы можно распределить эти слова? Распределите слова в столбики по частям речи и вставьте пропущенные буквы.

Ф.ВРАЛЬ, А..УРАТНО,

Х .Р.ШО, Т.ТРАДЬ , Р.С.ВАТЬ, Л .ГКО, МЕДЛЕ..О, РУ..КИЙ, М.РО. , .БЕДАТЬ, П.НАЛ

наблюдение фронт. индивид

Даёт задание прочитать слова, разделить на группы.

Рассуждают и выполняют задание.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию;

контроль, оценка, коррекция

 

Актуализация знаний.

Мотивация.

Вспомнить отличительные признаки частей речи. Постановка проблемы.  

Слайд 5,6

Проверяем. Назовите слова с удвоенной согласной, слова, где вы вставили гласную е, гласную о. На какие группы разделили слова?

-Как отличить одну часть речи от другой?

-Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы?

-Что будем делать?
наблюдение фронт.   -Как отличить одну часть речи от другой?

-Почему не можем определить какой частью речи является слова 4 группы?

-Что будем делать?

Отличить одну часть речи от другой можно: -по вопросу; -по значению; -по грамматиче-ским признакам. Определяют часть речи.       Выявляют причину затруднения.

Познавательные УУД

Логические (подведение под понятие)

 

Определение темы урока

Определить тему урока

Слайд 7

Как называется новая для нас часть речи, вы узнаете, если отгадаете слово.

- Итак, какое слово спряталось?

- Теперь мы можем дать название четвёртой группе.

Слайд 8

Назовите тему урока.

Слайд 9

  Фронт. Индив. Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимости Определяют тему урока (Наречие), проговаривают её вслух  

Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели)

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. Цель: познакомиться с новой частью речи «наречием» Задачи: 1. Узнать, что такое «наречие». 2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи. 3.Самостоятельно применять полученные знания. 4.Оценить работу.

- Вот вам вопросы для исследования:

Слайд 10

  • Что такое наречие?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Каким членом предложения является?
Эвристическая беседа Фронт. Организует беседу с  обучающимися, в ходе  которой конкретизирует известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулирова-нии  цели и задач урока.   Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока.                     Называют  пункты плана исследования Регулятивные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова

ние (учебная мотивация).

 

Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)

Организовать работу детей по открытию понятия «наречие»

Учить  выполнять действия по плану.

 

 

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

-А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

Таблица Слайд 11,12

Наречие – это, прежде всего….. (часть речи)

1.      Работа в четверках:На какие же вопросы отвечает наречие?

- Задайте к каждой группе слов вопросы?

Сделайте вывод

Слайд 13

Итак, наречие  - это часть речи, которая отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? зачем? и почему?

Слайд 14

1.      Следующий вопрос для исследования как изменяется наречие?

- Работаем со словом рано.

- Посмотрите на словосочетания и сделайте вывод.

- Наречие неизменяемая часть речи.

Слайд 15

1.      Каким членом предложения является? - Работаем у доски и в тетрадях. Записываем предложение:

Высоко в небе растаяло последнее облако.  (полный синтаксический разбор предложения) Обстоятельством.

Слайд 16

Эвристическая беседа, практические упражнения.   Парная Групп. Фронт.

Предлагает работу в парах, группах.

Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

                                              Работая в четверках, обсуждают и записывают словосочетания с наречиями. Определяют выступающего                                   Работают с комментированием

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД Умение продуктивно взаимодействовать в группе. Регулятивные УУД Использовать речь для регуляции своего действия.                                                                       Регулятивные УУД Осуществлять контроль.

Физминутка

 

 

- А сейчас давайте отдохнём.

Слайд 17

         

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение  самостоятельно применять  и использовать полученные

знания.

 
Поупражняемся в умении отличать наречие от других частей речи.

- Открыли учебник на стр. 66 прочитайте сообщение и обозначьте, что для вас было знакомо + и что вы узнали нового -.

Слайд 18, 19

- Итак, что же такое наречие?

  1. Упражнение 138, стр. 67 – с комментированием
  2. Проверка:

- Какие однокоренные слова встретились? Какими частями речи выражены? Разберите каждое из однокоренных слов по составу. При разборе, в чём испытываете трудность?

- А для того, чтобы развеять ваши сомнения прочитаем сообщение на стр. 68.

Итак, какой части морфемы нет у наречия?

Творческие задания (устно)

- Приступаем к творческим заданиям.

1.      Слайд 20

2.      1. Замените противоположными по смыслу наречиями.

- А как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

Работа в парах.

- У вас на партах лежат листочки работу выполняете на них.

2. Замените фразеологические обороты  подходящими по смыслу наречиями. Слайд 21

- Проверяем пару, которая выполнила задание первой.

Самостоятельная работа.                                                                       Работа в парах Фронт. Индив. Предлагаю прием инсерт. Читают правило, доказывают свои предположения.   Познавательные УУД Использовать изученные характеристики наречия. .

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Обобщение знаний по теме.

Обеспечить условия для пооперацион-ного контроля хода выполнения задания

1.      Самостоятельная работа стр.63 упр.140

- Проверяем.

Слайд 22

Почему именно эти словосочетания выписали? Как определили наречия? Назовите суффиксы? От какой части речи зависит наречие?

- Т.к. у наречий нет ни рода, ни числа, ни падежа они просто пристраиваются к словам – командирам, примыкают к ним и способ связи называется примыкание.

2.      Решить задачу.

Слайд 23

- Работаем в четверках. Вам предстоит решить задачу.

Выборочный контроль Индив. Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенные знания в новых условиях.   Сверяют результат с образцом. Выполняют  рефлексивную самооценку. Сообщают результаты. Регулятивные УУДКонтроль в  форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Рефлексивно-оценочный      

Формировать умение  оценивать себя.

-   Какую цель мы ставили в начале урока?

 -Достигли мы с вами поставленной цели урока?

- Продолжите предложения, употребляя наречия. Слайд 26

 

беседа Фронт. Слушает ответы детей. Акцентирует внимание на конечном результате урока и  его уровне усвоения

Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.

Регулятивные УУД

Учиться удерживать цель

 

Регулятивные УУД

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Итог урока

Подвести итог урока

1. Проводя исследование, что нового узнали?

2. Узнав на уроке новую часть речи, проведя исследования над ней, мы немножко «рассеяли туман», который был навеян вначале урока и нам стали понятны значения слов… Слайд 25

- Итак, ребята, грамоте учиться всегда пригодится.

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы составили синквейн со словом наречие.

Беседа Фронт. Слушает ответы Формулируют конечный результат  своей работы на уроке

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Домашнее задание

оценивание

 

Слайд 27

Стр.69 №141 правила на стр.66, 68

И для желающих творческое задание, сочините стихотворение про наречие.

         
 

ВложениеРазмер
narechie_prezentaciya_k_uroku.pptx279.2 КБ