Урок «Мир вокруг нас. История часов» (1 класс), разработка учителя начальных классов МБОУ "СОШ №7 г. Кировска Дмитриевой Людмилы Владимировны
Урок «Мир вокруг нас. История часов» (1 класс)
Цель:изучить с учащимися историю часов в занимательных историях, картинках и экспериментах.
Задачи:
Личностные:воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.
Метапредметные:развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь; развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
Предметные:систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени; решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: словесный, дедуктивный, творческий.
1.Организационный момент
Начинаем наш урок. Для успешной работы нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-ловкие руки,
-сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
2.Вступление
Отгадайте загадку
Идут не умолкая,
Чеканя каждый шаг,
Усталости не зная,
Тик-так, тик-так, тик-так.
- Правильно, часы.
Сегодня на уроке у меня будет 2 помощника – Егор и Ника. Мы приглашаем всех вас в путешествие прошлого и будущего часов. Наша история часов очень непохожа на все остальные.
- Как вы думаете, зачем нам нужны часы? (чтобы вовремя вставать и не опаздывать на работу или школу, вовремя кушать, знать, когда начинается и заканчивается урок и т. д.).
- Чтобы было, если бы часов ни у кого не было? (Дети рассуждают, фантазируют и высказывают свое мнение)
- Кто знает, как люди раньше жили без часов? Как они определяли время?
Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — … живые!!! Догадайтесь, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? (Дети высказывают свои предположения).
Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы вы уже видели и их хорошо знаете.
- Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? (Петух)
Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник! Крестьяне заметили, что первый раз петухначинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.
А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы.
- Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? (Правильно, они поют утром).
Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик.
- А когда начинает петь – чирикать воробей?
Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в школу, на работу.
-Во сколько вы просыпаетесь? Назовите время? (в 7 часов, например).
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.
- Как вы думаете, чем удобны такие живые часы?(живые часы всем доступны их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.)
- А чем они неудобны?(живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет, петухи не живут в городе и т.д.)
Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. Сначала это были солнечные часы. Для этого люди рисовали круг на земле в центр ставили длинную палочку. Клали камушек на то место окружности, на которое падает тень, ставили там нужную цифру. В солнечных часах не 12 цифр, а 24. Главное, что тень –стрелка передвигается по кругу. Тень палочки длиннее – утром, когда встает солнце.
- Как вы думаете, чем они не удобны? (впасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно).
История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Они их делали из песка и воды. Мои помощники, попробовали сделать тоже такие часы.
Предоставляю им слово.
Ученики: Для изготовления мы взяли две пластиковые бутылки. Разрезали бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для песка или воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки сделали небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку высыпался песок или выливалась вода. Перевернули верхнюю часть горлышком вниз. И вставили ее в нижнюю часть. Песок высыпался в нижнюю часть бутылки как в мисочку (тоже самое происходило с водой). По часам мы засекли время (нам помогли родители). Через одну минуту на нижней части нарисовали линию. Затем через 2 минуты нарисовали линию и т.д.
Ученики:затем мы с помощью наших часов экспериментировали и определили
- за какое время Егор сделает 10 отжиманий (за 10 мин)
- за какое время моя сестра нарежет хлеб к ужину (4 мин) и т.д.
Ученики:Однако мы пришли к выводу, что эти часы не совсем удобны. Мы не можем взять их на прогулку, в кино, на соревнование и тд.. Ведь сейчас в наше время совершенно другие часы.
Правильно ребята. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.
- Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
- А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
- Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
- Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
- Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».
- Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)
- Карманные часы носят в… (кармане).
- Каминные часы ставят на.. (камин).
- А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Знаете, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.
- Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.
- А какие часы есть у вас дома? У бабушки? У папы? (Дети называют свои часы)
Часы делают на заводе.Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики собирают часы из деталей. А если часы сломались, то кто нам поможет? (Нам поможет мастер-часовщик, который работает в мастерской.)
Он разбирает часы на детали, определяет, почему они сломались, ремонтирует и снова собирает часы.
Давайте посмотрим мультфильм «Крот-часовщик» (Просмотр мультфильма)
- Можно ли крота назвать часовщиком? (Нет)
-Почему, он ведь ремонтировал часы. (Чтобы быть часовщиком, надо учиться, хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправлять любую поломку в механизме часов.)
- Что в этом мультике правда? (часы могут сломаться, внутри их есть разные детали — пружины, гайки, винтики и т.д. )
- А чего не могло быть на самом деле? (например, кукушка не может вылететь из своих часов)
- Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал?
- Я предлагаю вам сделать дома часы будущего и принести на следующий урок.
Подведение итогов
- Что нового интересного вы узнали?
- Что понравилось?
- Что расскажешь своим родителям, друзьям?
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.ppt | 12.71 МБ |
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Урок «Мир вокруг нас. История часов» (1 класс)
Цель:изучить с учащимися историю часов в занимательных историях, картинках и экспериментах.
Задачи:
Личностные:воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.
Метапредметные:развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь; развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
Предметные:систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени; решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: словесный, дедуктивный, творческий.
Урок «Мир вокруг нас. История часов» (1 класс)
Учитель начальныъх классов МБОУ "СОШ №7 г. Кировска" Дмитриева Людмила Владимировна