Интегрированный урок "Зима в метафорах", 7 класс, МБОУ "Лицей № 55" г. Пензы, 7.12.15. Учитель русского языка и литературы Баландина И.В., учитель музыки Кучапина Н.В.

Факультативное занятие «Основы русской словесности», 7 класс

Интегрированный урок «Зима в метафорах»

Вид урока. Интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство, информатика).

Цели урока

Образовательные:

-формирование умений и навыков применения метафоры в устной и письменной речи;

-реализации творческих заданий с применением метафоры;

-практическое применение умений и навыков работы с компьютерными программами

Воспитательные:

-развитие культуры речи;

-развитие умений работать в группах, парах; умения слышать и чувствовать собеседника;

-воспитание эстетического вкуса.

Развивающая:

-развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения,

ассоциации через систему творческих заданий.

Подготовка урока, оборудование. Открытоеокно (слайд); презентация с подборкой музыкальных произведений П. И.Чайковского, Г. В.Свиридова, Д.Г. Вивальди, Клода Дебюсси; картин на тему «Зима». Планшеты.

Ход урока

Слово учителя

Звучит музыка

За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира – волшебно красивого мира зимы.Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму.

Слайд 1 (Окно)

 Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…

- Как называется это словосочетание с точки зрения средств художественной выразительности? (Метафора)

-выражение «открытое окно» - это метафора, и именно ей будет посвящён сегодняшний урок.

1. Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух, окно в Европу,windows).

Слайд 2

(тема урока: «Зима в метафорах».)

С метафорой мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.

Слайд 3

Варианты заданий.

1). Из данных определений выберите то, которое относится к метафоре:

-- яркое образное определение предмета или явления (эпитет);

-- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора).

-- сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого (сравнение).

2).Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? (Утратили свою образность, не являются средством выразительности.)

Слайд 4

3). Определите вид метафоры:

-«опять серебряные змеи через сугробы поползли»;

-«утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»;

-«по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается».

4). Назовите стихотворения русских поэтов, в основу которых положена метафора.

 (М. Ю.Лермонтов. «Парус»; А. С.Пушкин. «Телега жизни» и др.)

2. Слово учителя

Давай заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.

(Каждому ученику выдается планшет.)

Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и в графах «Я вижу» и  «Я чувствую» опишите свои эмоции.

Слайд 5

(На мониторах компьютеров ученики просматривают репродукции и оставляют картины, которые произвели на них впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы «по настроению».)

Слово учителя

Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть.

Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой – небо, которое в нём отражается.  «Включим» воображение и  заполним  графу «Я вижу».

Работа в группах

Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один человек от группы зачитывает работу.)

-Какие метафоры вы использовали?

3.Слово учителю музыки.

Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно. Но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?

(Звучит музыка)

Заполните графы «Я чувствую»,  «Я слышу»

Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.

(Один человек от группы зачитывает работу).

4.Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна. Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.

Составление синквейна

Синквейн – белый стих со строго заданной формой.

1 строка – любое существительное

2 строка – два прилагательных – эпитета

3 строка – три глагола движения

4 строка – фраза, несущая определенный смысл

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 (Выступления заслушиваются.)

5.А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.

- Прочитайте стихи, выпишите 2-3 самые яркие, необычные метафоры.

(Стихи выведены на мониторы компьютеров. Для каждого ученика своё. Ребята выписывают метафоры. Распределяя их по графам «Я вижу». «Я слышу», «Я чувствую».)

- А теперь выберите одно словосочетание, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его. Пусть это будет названием вашего будущего эссе.

Слайд 6

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)

В качестве творческого напутствия учитель читает строки стихотворения Владимира Соколова.

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

На работу над эссе дается 15-20 минут, затем набранные тексты своих эссе ребята посылают на печать. Отпечатанные странички оформляем в сборник «Мгновения зимы». Работы зачитываются на уроке.

Рефлексия деятельности.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Если вам было не интересно, то поднимите руки вверх.

Если вы себя чувствовали отлично, хлопните в ладоши.

Если вы получили новые знания, тогда сядьте на свои места.

            Литература

  1. «Литература» № 23, 2005г.
  2. Р.И. Альбеткова « Русская словесность. От слова к словесности», 7 класс. М.: «Дрофа», 2003г.
  3. А.И. Горшков «Русская словесность.10-11 классы». М.: «Просвещение»

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Информация о пользователе.
16.12.2015 : 10.47

А можно было предложить ребятам рассмотреть и метафору в живописи, как и за счет чего создается метафорический образ на картинах художников, тогда, вероятно, урок и приобрел качества "интегрированного".

Спасибо за импульс к осмыслению темы!