Интегрированный урок "Зима в метафорах", 7 класс, МБОУ "Лицей № 55" г. Пензы, 7.12.15. Учитель русского языка и литературы Баландина И.В., учитель музыки Кучапина Н.В.
Факультативное занятие «Основы русской словесности», 7 класс
Интегрированный урок «Зима в метафорах»
Вид урока. Интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство, информатика).
Цели урока
Образовательные:
-формирование умений и навыков применения метафоры в устной и письменной речи;
-реализации творческих заданий с применением метафоры;
-практическое применение умений и навыков работы с компьютерными программами
Воспитательные:
-развитие культуры речи;
-развитие умений работать в группах, парах; умения слышать и чувствовать собеседника;
-воспитание эстетического вкуса.
Развивающая:
-развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения,
ассоциации через систему творческих заданий.
Подготовка урока, оборудование. Открытоеокно (слайд); презентация с подборкой музыкальных произведений П. И.Чайковского, Г. В.Свиридова, Д.Г. Вивальди, Клода Дебюсси; картин на тему «Зима». Планшеты.
Ход урока
Слово учителя
Звучит музыка
За окном зима. Мы поплотнее закрываем окна, чтобы стало тепло в доме. Тем самым отгораживаем себя от удивительного мира – волшебно красивого мира зимы.Наши окна затянуты инеем, но если подышать на стекло, можно что-то увидеть… Итак, давайте распахнём окно в зиму.
Слайд 1 (Окно)
Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…
- Как называется это словосочетание с точки зрения средств художественной выразительности? (Метафора)
-выражение «открытое окно» - это метафора, и именно ей будет посвящён сегодняшний урок.
1. Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух, окно в Европу,windows).
Слайд 2
(тема урока: «Зима в метафорах».)
С метафорой мы уже знакомы. Давайте посмотрим, насколько хорошо.
Слайд 3
Варианты заданий.
1). Из данных определений выберите то, которое относится к метафоре:
-- яркое образное определение предмета или явления (эпитет);
-- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора).
-- сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого (сравнение).
2).Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? (Утратили свою образность, не являются средством выразительности.)
Слайд 4
3). Определите вид метафоры:
-«опять серебряные змеи через сугробы поползли»;
-«утром всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»;
-«по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается».
4). Назовите стихотворения русских поэтов, в основу которых положена метафора.
(М. Ю.Лермонтов. «Парус»; А. С.Пушкин. «Телега жизни» и др.)
2. Слово учителя
Давай заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.
(Каждому ученику выдается планшет.)
Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и в графах «Я вижу» и «Я чувствую» опишите свои эмоции.
Слайд 5
(На мониторах компьютеров ученики просматривают репродукции и оставляют картины, которые произвели на них впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы «по настроению».)
Слово учителя
Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть.
Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой – небо, которое в нём отражается. «Включим» воображение и заполним графу «Я вижу».
Работа в группах
Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.
(Один человек от группы зачитывает работу.)
-Какие метафоры вы использовали?
3.Слово учителю музыки.
Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Как это ни странно. Но и зима наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?
(Звучит музыка)
Заполните графы «Я чувствую», «Я слышу»
Поделитесь своими «видениями» с товарищами и нарисуйте одну общую картину.
(Один человек от группы зачитывает работу).
4.Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе. А что ещё можно услышать зимой? Представьте свои ощущения в виде синквейна. Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.
Составление синквейна
Синквейн – белый стих со строго заданной формой.
1 строка – любое существительное
2 строка – два прилагательных – эпитета
3 строка – три глагола движения
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
(Выступления заслушиваются.)
5.А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.
- Прочитайте стихи, выпишите 2-3 самые яркие, необычные метафоры.
(Стихи выведены на мониторы компьютеров. Для каждого ученика своё. Ребята выписывают метафоры. Распределяя их по графам «Я вижу». «Я слышу», «Я чувствую».)
- А теперь выберите одно словосочетание, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его. Пусть это будет названием вашего будущего эссе.
Слайд 6
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)
В качестве творческого напутствия учитель читает строки стихотворения Владимира Соколова.
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
На работу над эссе дается 15-20 минут, затем набранные тексты своих эссе ребята посылают на печать. Отпечатанные странички оформляем в сборник «Мгновения зимы». Работы зачитываются на уроке.
Рефлексия деятельности.
Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Если вам было не интересно, то поднимите руки вверх.
Если вы себя чувствовали отлично, хлопните в ладоши.
Если вы получили новые знания, тогда сядьте на свои места.
Литература
- «Литература» № 23, 2005г.
- Р.И. Альбеткова « Русская словесность. От слова к словесности», 7 класс. М.: «Дрофа», 2003г.
- А.И. Горшков «Русская словесность.10-11 классы». М.: «Просвещение»
Комментарии
А можно было предложить ребятам рассмотреть и метафору в живописи, как и за счет чего создается метафорический образ на картинах художников, тогда, вероятно, урок и приобрел качества "интегрированного".
Спасибо за импульс к осмыслению темы!