МБОУ "Лицей №55" г.Пензы Потапова И.А. Городская научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников
Городская конференция исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я исследую мир»
«Почему не все школьники отличники»
Работу выполнила Кочнева Дарья,
Ученица 4 «А» класса МБОУ «Лицей № 55»
Научный руководитель: Потапова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Пенза 2012
Содержание
I. Введение. Цели, задачи, методы исследования, актуальность, гипотеза.
II. Теоретические основы изучения неуспеваемости.
1.1 Изучение причин неуспеваемости в литературе.
1.2 Типы неуспевающих учеников.
2. Результаты исследования состояния успеваемости.
2.1 Исследование состояния успеваемости учеников 4 «А» класса.
2.2 Анкетирование. Результаты анкетирования.
III. Заключение.
IV. Используемая литература.
V. Приложения.
I. Введение
Актуальность работы:
Я – отличница с первого класса. Учеба мне дается легко. Я очень люблю учиться и делаю это с большим желанием. Многие ребята мне завидуют, так как они учатся не так успешно, как я. Мне стало интересно, почему же не все школьники отличники, почему в нашем классе только 16% отличников, и что мешает всем ребятам нашего класса учиться на пятерки? Я решила доказать, что все школьники могут быть отличниками.
Цель работы:
- выяснить, какие условия необходимы ребенку для успешной учебы.
Задачи работы:
1. Изучить причины неуспеваемости школьников;
2. Изучить состояние успеваемости среди учащихся 4 «А» класса;
3. Провести исследования среди учащихся 4 «А» класса;
4. Произвести сравнительный анализ полученных с помощью анкетирования данных.
Цели и задачи исследования позволили сформулировать гипотезу: все школьники могут быть отличниками.
Выбор темы обусловлен личным интересом.
Объект исследования: учащиеся 4»А» класса МБОУ «Лицей № 55».
Предмет исследования: состояние успеваемости школьников и условия, от которых она зависит.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных.
Структурированность:
Работа состоит из введения, основной части, практической части, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретические основы изучения причин неуспеваемости
Из литературы я узнала, что причин неуспеваемости много. В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же они?
Причины школьной неуспеваемости: [1, с]
- плохое здоровье школьников;
- отставание ученика в умственном развитии от своих сверстников;
- отсутствие желания учиться;
- неумение организовать свою работу во время урока, несобранность, медлительность;
- проблемы в семье.
Не секрет, что среди поступающих в первый класс здоровы только 20-30% школьников, 35% страдают хроническими лор-заболеваниями, 8-10% - нарушениями зрения, у 15-20% различные нарушения нервно-психической сферы. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали, не позволяли напрягаться, их развитие отстает от нормы.
Особую трудность представляют отклонения в умственном развитии ребенка. Такие дети не могут организовать свою работу на уроке , у них недостаточно развито мышление, память, они не готовы к ежедневному интеллектуальному труду на уроках. Примерно для каждого пятого ученика это основная причина слабых знаний. И устранить их бывает очень трудно. Конечно, у таких детей возникают проблемы с учебой.
К сожалению, у многих учеников нет самого главного, что определяет их успешную учебу – это желание учиться. Это может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может себя заставить заниматься. Нежелание ученика учиться может быть связано отсутствием интереса к предмету. Ученик может быть способный. Ему легко учиться, при желании он мог бы успевать. Но он не умеет ставить перед собой цели и добиваться их, не умеет преодолевать трудности, не нацелен на успех, не верит в себя. Причинами, создавшими такую ситуацию, могут быть недостаток родительского внимания, неблагополучие в семье, влияние окружающих людей.
Если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. Что же это за осложняющие моменты? На первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. Особенно досадными являются те случаи, когда взрослые создают дефицит общения, уклоняясь от всех контактов с ребенком. Вторым неблагоприятным для детей моментом , тяжело отражающемся на развитии детей, являются конфликтные отношения в семье, отсутствие поддержки со стороны родителей.
Существует несколько типов неуспевающих учеников.[5,с] В основу деления на типы положено два показателя: способности ребенка и его отношение к учению:
1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных навыков) сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.
А если еще в основе деления на типы учитывать степень податливости к педагогическому воздействию, то из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их.
Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые, они особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.
Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.
В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые.
В-пятых, есть ученики со слабыми способностями и, сверх того, равнодушные и вялые.
На последнем месте стоят ученики со слабыми способностями и злобной натурой.
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Результаты исследования состояния успеваемости
После того, как я изучила основные причины неуспеваемости школьников, я исследовала состояние успеваемости в нашем классе. По итогам первого полугодия 2011-2012 учебного года из 30 учеников нашего класса 22 имеют по предметам «4» и «5», а 8 человек имеют в четверти «тройки».
Для изучения отношения к учебе я использовала анкету из копилки школьного психолога(Приложение1), в которой детям было предложено выбрать пять наиболее приемлемых для них продолжений фразы «Я учусь, потому что…» Анализ ответов показал, что ребята в основном ориентируются на познавательные интересы, на необходимость образования и на общение.
Также ученикам были предложены вопросы: «Как ты относишься к отличникам? Стараешься ли брать с них пример? Почему ты не отличник?»
Анализ результатов показал, что большинство моих одноклассников хорошо относятся к отличникам, уважают их, дружат с ними и стараются брать с них пример. Но есть и такие, которые завидуют им. А не могут быть отличниками , потому что им мешает лень, невнимательность, неорганизованность и отсутствие способностей.
Тогда мы с учителем решили провести еще один тест – на исследование интеллектуальных способностей младших школьников (Приложение 2).
Результаты оказались очень интересными. Отличники, как и предполагалось, набрали высокие баллы. А вот те ребята, которые учатся на «тройки» (Настя Н., Кирилл Г., Даниил Ж.), набрали такое же количество баллов, как «хорошисты». То есть троечники нисколько не уступили ударникам и даже немного опередили их. Значит, способности у них есть! В чем же дело? Что же мешает этим детям учиться без «троек»?
И мы решили обратиться к родителям этих учеников. Вопросы мы им предложили следующие:
- считаете ли вы своего ребенка успешным?
- чего не хватает Вашему ребенку для более успешной учебы?
- что Вы для этого делаете?
Анализ ответов оказался неожиданным. Многие родители не верят в успех своего ребенка, занижают его способности и признают, что не всегда контролируют успеваемость своих детей.
Я считаю, что способности есть у всех. И чтобы ребенок стал успешным, их надо обязательно развивать. А если человек не очень успешен в учебе – пусть он попробует себя проявить в каком-то кружке или в спортивной секции. А может он будет отличником в спорте, как моя одноклассница Вика Г. Учеба ей дается с трудом, но в каратэ ей равных нет. В спорте она – отличница, а значит, она успешна.
А когда к моему однокласснику Кириллу Г., который учится на «4» и «3», пришли успехи в спорте (он занимается шорт-треком), он стал и в школе учиться лучше. Я думаю, что успех в спорте его окрылил, он почувствовал себя в ситуации успеха, и учеба тоже стала налаживаться.
А может быть, не так важно, где быть отличником – в учебе, в спорте или в каком-то другом деле? Главное – им быть, а уж где – все зависит от способностей человека и трудолюбия.
После всех проведенных исследований, тема моей работы «Почему не все школьники отличники» показалась мне еще интересней. Я обязательно продолжу изучать эту проблему. В моих планах на будущее – разработать рекомендации для потенциальных отличников, составить памятку для моих одноклассников «Как стать отличником», отследить состояние успеваемости ребят нашего класса в среднем и старшем звене.
Заключение
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась не полностью. Далеко не каждый ребенок может быть отличником, так как:
- не каждый обладает достаточным уровнем интеллектуальных возможностей;
- многие условия влияют на формирование мотивов и не всегда это влияние положительное;
- не каждый обладает необходимым уровнем волевых качеств.
Используемая литература
1. Безруких М., Ефимова С. Почему учиться трудно. М. 1995
2. Безруких М., Ефимова С. Знаете ли вы своего ученика. М. 1991
3 .Венгер А. Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М. 2001
4. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Знание № 3. 1982
5. Коменский Я. Великая дидактика М.1982
Приложения
Приложение 1
Анкета
Выбери приемлемое для тебя продолжение фразы: «Я учусь, потому что…»
1. Интересно ходить в школу
2. Хочу больше знать
3. Интересны некоторые учебные предметы
4. Сейчас невозможно обойтись без образования
5. Хочу быть эрудированным, интересным человеком
6. Хочу доказать ребятам, что я много знаю
7. Хочу избежать наказания и нотаций родителей
8. Родители пообещали купить вещь, о которой я мечтаю
9. Хочу учиться лучше всех в классе
10. Интересно ходить в школу, где можно общаться с друзьями
11. Не хочется отставать от других
12. Легче будет потом освоить профессию
13. Нравится, когда хвалят, ставят в пример
14. Интересны знания сами по себе
15. Хочется во всем дойти до сути
16. В этом возрасте все учатся
17. Хочу избежать наказания среди учителей
Приложение 2
Тесты – методики на исследование интеллектуальных способностей учеников 4 класса
Выделение существенного
Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых 5 слов дается в скобках, нужно выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
Сравнение понятий
Испытуемым предлагают два предмета или понятия. Каждый ученик должен написать на листе справа – черты различия, слева – черты сходства.
Книга – тетрадь 2. Лошадь – корова
Обобщение понятий
Дается четыре пары слов. В каждой паре ученик должен определить, что между ними общего.
Дождь, град
Стол, диван
Сумма, произведение
Москва, Оренбург
Классификация понятий
Предлагается пять групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найди это слово.
1. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
4. Дождь, снег, осадки, иней, град
5. Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
Классификация слов
На какие две группы можно разделить эти слова:
Печать, бежать, молчит, магнит, бег, мел, съел, спросил, крокодил.
Задания на формирование универсальных логических действий
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
- умножение (одинаковые слагаемые, действие, произведение, компоненты, увеличение)
- задача (текст, условие, решение, ответ, вопрос)
- периметр (сумма, прямоугольник, длина, сантиметр, формула)
- уравнение (решение, равенство, неизвестное, проверка, ответ)
- выражение (равенство, неизвестное, буквы и числа, действия, неравенство)
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_ne_vse_shkolniki_otlichniki_itogovaya_4.ppt | 7.85 МБ |