Летняя Каникулярная школа "Наноград. Саранск 2015 г."

 

Хочу рассказать вам об уникальном проекте Школьной Лиги Роснано – Наноград и поделиться впечатлениями и опытом, полученным мною в Саранске.

О программе АНПО «Школьная Лига Роснано» я  не имел никакого представления, пока не произошло событие, изменившее мою обыденную и наполненную школьными уроками жизнь. И этим событием стал Наноград.

Что же это такое? 

Наноград– это, прежде всего, образовательная программа дополнительного образования.

Наноград– это пространство (город), который располагается на перекрестке 4 составляющих: науки, образования, школы, бизнеса. Жители сами выбирают свой маршрут, включающий в себя стажировку в компаниях, обучение в Академии и, разумеется, саморазвитие.

Я получил прекрасную возможность принять участие в этом интересном проекте в городе Саранске.

А все начиналось в Элисте, где впервые проводилась первая республиканская каникулярная школа « Наноград. Калмыкия - 2015», которая проходила на базе Калмыцкого госуниверситета. Хотелось бы отметить, что наш университет является одним из нескольких региональных ресурсных центров Школьной Лиги Роснано в России.

Именно благодаря рекомендации Любови Даржиновой на стажировку в летней школе в Мордовии, я получил возможность принять участие в Нанограде и представлять наш Ресурсный Центр – Калмыцкий университет.

Наноград в Саранске - это город-перекресток, образованный стечением благоприятных обстоятельств экономики и географии, совпадением интереса его жителей и организаторов. На торжественном открытии наноградской жизни в Саранске я смог в этом убедиться.

В первый же день в Летней школе я был поражен высоким уровнем мобильности. Каждый день заполнялся серьезной и интенсивной учебой и работой на лекциях,  встречах в корпорациях, мастерских и лабораториях.

Наш день начинался с Академии Нанограда. Это аппарат просвещения города. Лекции, инновационные мастерские, круглые столы. Любой житель Нанограда имел возможность выбирать, куда идти, в соответствии с интересами. Жители, приехавшие в город, – это самые инициативные, умные, креативные. Они отличаются стремлением к знаниям, инновационным подходом к жизни.

Одним из основных моментов стажировки является лекция. Каждая лекция была для меня очень полезной и информационной.

Например, лекция Антона Земского, профессора МГУ им. Огарева на тему: «Проблемы инновации. Имеет ли пределы прогресс? Как делать то, чего раньше не было?».

Светлана Баронене (ВШЭ) показала нам новый мир бизнеса – «Процессы закупки, оптимизации рабочего пространства и принципы работы с персоналом на примере успешных отечественных и зарубежных компаний».   Но самым запоминающимся для меня было выступление лектора, который раз и навсегда развеял мои сомнения по поводу системы образования в нашей стране и дал ответы на вопросы: «Каким способом преодолеть тот незримый порог знаний как практических, так и теоретических? Когда же мы, наконец, выйдем на тот уровень, когда с гордостью смогли бы сказать: «Мы самая передовая страна в области инноваций и наноиндустрии»?

Эта была лекция Михаила Марковича Эпштейна, Генерального директора АНПО «Школьной Лиги Роснано» и Мэра Нанограда. Его пламенное выступление, в котором он затронул злободневную тему: «Проблемы современного образования», было интересным и поучительным для нас, будущих специалистов. Он подчеркнул, что мы, нынешние ученики, получаем уже открытые кем – то знания, но при этом не пытаемся создать что – то новое, изобрести нечто такое, чего раньше не было!

Михаил Маркович презентовал нам уникальную Хельсинскую школу, где уже сейчас применяют инновационную методику образования. Ученикам дают задания, но при этом не по какому–то отдельному предмету, а по их практическим знаниям.

Наноград – это место, где встречаются бизнес и школа! В этом плане проводимая уже в 5 раз Каникулярная школа имеет большой опыт.

Как в Нанограде-Калмыкия, так и в Саранске от компаний мы, их стажеры, получаем Бизнес – Кейсы, т.е. задания или проблему, с которой та или иная компания не может справиться, а мы, как «генераторы идей», должны представить решения. Решение бизнес–кейса и стажировка в компаниях -  это наша основная деятельность. Наши стажировочные площадки предоставляют нам "задачу", и  мы разрабатываем пути решения, применяя знания уже полученные в школе.  

Свой кейс и навыки я отрабатывал в компании НИИИС им. А. Н. Лодыгина. Практически все компании получали задания маркетинга и технического плана. Мы проходили собеседования в своих компаниях, и это стало первой проверкой на навыки и умения.

После этого наша команда стала, можно сказать, семьей, а компания – реальной работой, за которую мы получали нашу денежную валюту – нанокотики. О своем опыте брокерства и работе на бирже Нанограда вам расскажет Александр Хоменов.    

 

Очень интересным элементом стажировки было занятие в Инновационной Мастерской. Что это такое? Это платформа, где каждый может найти свое интересное занятие, развивать свои навыки и умения в каком – либо деле, познакомиться с интересными технологиями, которые пригодятся при выборе профессии. Меня поразило разнообразие направлений в мастерских. Из огромного выбора  я решил попробовать себя, как Нострадамус и Ванга, «заглянуть в будущее». Моя Мастерская называлась - «Школа Форсайта».

Форсайт (Форсейч) переводится, как взгляд в будущее. Но в отличие от предсказателей данная технология основывает свой прогноз на основе опроса экспертов той или иной отрасли науки, бизнеса, образования, экономики, политики и социального развития.

Наша команда в мастерской провела Форсайт-сессию, где рассмотрела прогноз на тему: «Развитие образования в России». Моим Форсайт – Мастером была Волконская Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры, профессор Волгоградского государственного университета. Я убедился на практике, что технология Форсайт дает понимание того, что ты обладаешь возможностью изменить будущее, оно у тебя в руках. После знакомства с Форсайтом я стал по–новому смотреть на  окружающий меня мир. В будущем хочу попытаться провести свое Форсайт – исследование. 

Пройдя этот «стимулятор взрослой жизни», вынес для себя много ценных и важных «уроков»:

-  проведя все эти 10 дней в окружении увлеченных и преданных своему делу школьников, я понял, что в России есть мощная интеллектуальная элита, которая станет будущим символом нашей страны.

- обладая самым сильным ресурсом «генератором идей», с помощью Нанограда и Школьной Лиги Роснано взрастим новое поколение, которое в недалеком будущем решит острейшие проблемы человечества.

-  поскольку Наноград строит свою работу по модели технопарка, то я, как участник летней школы, пытаюсь распространять идеи Нанограда и на свои школы. 21 сентября я побывал в Ергенинской СОШ им. Л. Инджиева, где провел семинар и постарался им объяснить и рассказать о ШЛР и Нанограде. Ученики и учителя школы заинтересовались идеями Нанограда и уже обсуждают план мероприятий с приглашением экспертов ШЛР из КГУ.

- лекции, которые мне довелось прослушать, были разнообразны, но практически все касались темы Востока и их разработки в разных областях. Мы периодически затрагивали вопросы развития таких стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур и, конечно, Китай, как важных партнеров в области науки, образования, экономики и других сферах.

- я открыл для себя, как сказали бы сейчас современные тинейджеры, совершенно новую социальную сеть под названием Наноград! До сих пор обмениваюсь информацией со своими друзьями из этого большого в духовном плане места и маленького по масштабам мира – Города НАНО.

Для любого человека есть свои маленькие и большие личные победы и поражения, но, разумеется, и те и другие влияют на нас, на нашу точку зрения и на формирования личности. Я желаю, чтобы вы проложили свой маршрут, так, чтобы найти озарение в каком – то деле, как и я в Нанограде!

 

 

 

 

Подготовил:

Сельдиков А.

 

ВложениеРазмер
7cb3n3k6_9c.jpg691.05 КБ
alfqtysz6cc.jpg202.77 КБ
logo.jpg9.25 КБ