Кадушкина Л.А., учитель биологии МБОУ "Лицей № 55" г. Пензы,Системный подход в формировании ЗОЖ

Системный подход в формировании  ЗОЖ

г. Пенза, МБОУ «Лицей №55» Кадушкина Лилия Александровна

Обеспечить школьнику реальные социально-гигиенические и социально-психологические условия для сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни – одно из важнейших направлений работы школы.

В настоящее время здоровье школьников резко ухудшается, что  является серьезной проблемой. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. (Смирнов, 2005). Ухудшение здоровья школьников связано с неблагоприятной экологической средой, интенсификацией обучения, стрессогенной системой организации образовательного процесса, неправильным питанием. Для снижения уровня заболеваемости, необходимо изменить отношение учащихся к своему здоровью, формировать у них мотивацию к здоровому образу жизни. В МБОУ «Лицей №55» провели диагностику  отношения  к  здоровью  и  здоровому  образу жизни, которая позволит определить  исходный  уровень  и  особенности  существующего  отношения  к  здоровью  у  подростков, а  также  оценить  эффективность  проводимой  в  школе  работы  в  этой  области. Диагностику  отношения  к  здоровью  и  здоровому  образу  жизни  школьников проводили  с  помощью  психологического  теста «Индекс  отношения  к  здоровью» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин).

Выводы:

1.Анализ  антропометрических  показателей учащихся  5  и  9  классов  МБОУ «Лицей № 55» свидетельствует  об их соответствии  возрастным физиологическим нормам, но  заболеваемость находится  на  высоком уровне и составляет  соответственно  61,5%  и  88,9%.

2. Отношение  к  здоровью  у  87% пятиклассников  и  65% девятиклассников характеризуется  средней, выше  средней  и  высокой  доминантностью.

3. Показатели отношения  к  здоровью  по  интенсивности у 5 классов    превышают показатели  9 классов, что  соответствует  разным  показателям  уровня заболеваемости.

4. Формирование  ЗОЖ  пятиклассников  активно  проходит  в  практической  и  поступочной сферах. Поэтому  необходимо разрабатывать  комплекс  мероприятий, направленных  на  понимание  здоровья, как  ценности в  сфере  эмоционального  восприятия.

5. Старшие  подростки  осознают важность  и  ценность  здоровья, как  свидетельствуют  показатели субтеста по  доминантности. Но это  не  отражается  в  их  поступках  и  практической  деятельности  по  формированию  здорового  образа  жизни.

6. Возрастная  динамика  индекса  отношения  к  здоровью показывает  необходимость разработки  комплекса  индивидуальных программ, направленных  на  формирование  ЗОЖ учащихся  разного  возраста.

В настоящее время в практику работы лицея широко внедряются различные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ. Работа ведется по нескольким направлениям.

I. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

1.Оптимизация учебной нагрузки учащихся. В создавшейся обстановке стало естественным использование технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии. Формами и методами здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, являются: защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, информационно-обучающие.

Оптимизация учебной нагрузки учащихся включает учет психофизических возможностей учащихся при построении их образовательной траектории, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников. В лицее  проводится обязательная утренняя зарядка до учебных занятий. Для этого разработаны специальные комплексы упражнений. Организация учебно-воспитательного процесса соответствует правилам и нормам СанПиНа. Использование педагогами индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, соблюдение санитарно-гигиенических требований при использовании технических средств обучения; планирование урока с учетом уровней гигиенической рациональности, и чередования видов учебной деятельности способствует предотвращению переутомления учащихся. Этому способствует и безотметочная система оценивания знаний в 1-х классах, ведение интегрированных курсов, организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды.

Создание благоприятной образовательной среды, способствует поддержание чистоты и порядка в школе, организация дежурства по школе (в том числе учителей на переменах), рейды по проверке внешнего вида школьников; по сохранности библиотечных учебников; по выполнению школьниками режима дня, озеленение учебных кабинетов и территории школы.

2.Организация и контроль за обеспечением сбалансированного питания учащихся, соблюдение питьевого режима. В школе работают столовая и буфет. В столовой организовано качественное горячее питание  и  разнообразное меню (не менее 3-4 горячих блюда из мяса, рыбы, а так же овощные, фруктовые блюда, кисломолочная продукция и т.д.). Составление меню производится с позиции удовлетворения потребности детей в белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах. Производится и искусственная витаминизация рациона, использование йодированной соли. Все дети Г.П.Д. получают двухразовое горячее питание. Осуществляется жесткий контроль за качеством и сбалансированностью пищи со стороны администрации лицея, медперсонала. Общественный контроль за качеством приготовления пищи осуществляет «Совет бабушек».

Работа буфета идет в течение всего дня. Буфетная продукция – расширенный ассортимент выпечки, салаты, фрукты, соки, напитки. Для соблюдения питьевого режима используется бутилированная питьевая вода «Здравица».

Произведена модернизация пищеблока и школьной столовой: оборудованы цеха – мясорыбный; овощной; горячий; холодный; моечный; раздаточный; кладовые для сухих продуктов и бытовое помещение для обслуживающего персонала; действует новое оборудование: холодильные шкафы, пароконвектоматы, мармиды, посудомоечные машины; комбайндизайн.  В столовой приобретена красивая посуда, удобная мебель, сделанная с учетом физиологических и психических особенностей детей. Традиционными стали в начале сентября День открытых дверей и  Презентация школьной столовой.

3. Организация службы индивидуальной психологической помощи учащимся и учителям. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе основаны на реализации принципов педагогики сотрудничества. Психологическая служба лицея и социальный педагог обеспечивают предупреждение конфликтных ситуаций «учитель-ученик», «ученик-ученик»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в лицейском коллективе; организацию  психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики развития на определенном возрастном этапе. Психологическая поддержка: диагностика, организация индивидуальных консультаций, разработка рекомендаций для учителей, тренинги общения. Психолог школы проводит групповые и индивидуальные занятия с учащимися, с родителями; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации. Психологическая служба лицея проводят анализ морально-психологического климата в классных коллективах, составление социологических карт по классам.

4. Проведение физкультурно-оздоровительной работы:  Перед коллективом школы была поставлена задача: максимально включать детей в деятельность, направленную на формирование основ здорового образа жизни, формировать устойчивый интерес и потребность в повседневных занятиях спортом. Эти вопросы рассматривались на совещаниях, заседаниях педагогического совета.

В школе функционируют и активно используются спортивный и тренажёрный залы, танцевальный зал. Повысился уровень материально-технического оснащения образовательного учреждения спортивным инвентарем. В школе работают секции волейбола, футбола, баскетбола, настольного тенниса, каратэ, туристского мастерства.

В образовательном процессе используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы: урок физической культуры; мероприятия в режиме учебного дня лицея (физкультминутки во время уроков, зарядка до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня); спортивные праздники и спортивные викторины; («Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Джунгли зовут», «Большая лыжня» и т.д); соревнования по различным видам спорта; туристические походы, экскурсии; «Дни здоровья»; устные журналы спортивной направленности; смотр-конкурс физической готовности учащихся «Лицейские игры»; регулярное проведение пожарных тревог; тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;

Сборные команды лицея принимали активное участие в спортивно-массовых мероприятиях города и области: легкоатлетический кросс, спартакиада допризывной молодежи, мини-футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис,соревнования по многоборью, по шорт - треку

Организация каникулярного времени учащихся производится за счет организации классными руководителями экскурсий, походов, прогулок и подвижных игр; а так же  организации летней оздоровительной площадки при школе и  организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания при школе.

5.Организация санитарно-просветительской работы. В лицее функционирует программа «Здоровье», которая объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей. Успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, а также о правилах безопасности дорожного движения, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними

На школьном уровне проводятся: акции по профилактике вредных привычек, акции по пикетированию торговых точек, продающих табачную и алкогольную продукцию; акции по благоустройству и озеленению территории; конкурсы плакатов, рисунков, агитационных листков по профилактике инфекционных заболеваний. Успешно участвует лицей  в различных городских и областных акциях  по благоустройству и озеленению города.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене. Этосанитарно-профилактические лекции и беседы, проведением противоэпидемических мероприятий. Тесный контакт осуществлялся и с различными межведомственными службами. Это ИПКВ, больница им. В.К.Бурденко, Центр планирования семьи, Госнаркоконтроль. Они проводят беседы с учащимися; лекции для учащихся и родителей; просмотр видеофильмов по профилактике СПИДа, наркомании, венерических заболеваний.Проводятся противоэпидемические мероприятия; обучение конкретным приемам и методам оздоровления организма; проводится тестирование учащихся.

Наглядная агитация представлена в виде стендов «Уголок здоровья» и  «Приятного аппетита!», где постоянно идет обновление информации и оформление.

6. Организация мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников. Это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья в будущем, как для индивида, так и для группы индивидов, объединенных по  характеру деятельности. Она осуществляется руководителем программы «Здоровье»  совместно с медслужбой  лицея.

II. Организация работы с родителями:

Для достижения тесного сотрудничества педколлектива, учеников и родителей проводятся совместные спортивно- массовые мероприятия; родители приглашаются на уроки физкультуры и другие предметы; совершаются туристические походы совместно с родителями. Для родительской общественности организуются встречи с представителями детской комнаты милиции, прокуратуры, медработниками, круглый стол для проблемных семей «Наши общие проблемы», конференции для родителей по вопросам охраны здоровья детей. Это позволяет разработать индивидуальные задания (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей. Проведение классных родительских собраний по актуализации ценности здоровья, тренинг обучения здоровому жизненному стилю, анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ все это позволяют выделить причины и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья. Важным представляется активное использование возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников;  написание информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни

III. Организация работы   с   педагогами

Немаловажным является создание и поддержание условий комфортной работы, охраны труда работников лицея. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении  и  использовании здоровьесберегающих технологий связаны непосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса. Повышение квалификации педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья осуществляется через курсы повышения квалификации при ГАОУ ДПО ИРР ПО, одно из направлений которых здоровьесбережение и  курсы по охране труда. Многие  педагоги приняли участие в обучающих семинарах по формированию ЗОЖ, научно-практических конференциях. Идет взаимопосещение уроков с целью изучения приемов и методов здоровьесбережения. Для работников лицея организуются консультации и тренинги с психологом, тестирование и рекомендации по результатам, проведение диспансеризации педагогического коллектива.

Системный подход обеспечивает целостное представление о культуре здоровья и ЗОЖ, наполняет содержанием здоровьесберегающие технологии.