Методический семинар «Метапредметные образовательные результаты ФГОС: систематизация, способы формирования, мониторинга и измерения».

7-9 декабря на базе МБОУ «СОШ №2 им А.И. Исаевой» прошел методический семинар для учащихся 6-8 классов и учителей «Метапредметные образовательные результаты ФГОС: систематизация, способы формирования, мониторинга и измерения» организованный Школой антропоники.

Программа семинара для учащихся была насыщенной и включала в себя занятия на трех полигонах:

1) На полигоне измерений школьники совместно с Александром Фатеевым (заместитель декана БХФ, ТГПУ) проводили экспериментальные исследования: от чего зависит время одного полного колебания математического маятника. Выдвинув самостоятельно несколько гипотез, каждая команда занималась доказательством одной из них, для чего необходимо было провести необходимые опыты и измерения.

Затем команды выступали с докладом, демонстрируя ход и результаты своего исследования, доказывая таким образом верна (или нет!) выбранная ими гипотеза. Участники остальных команд в этот момент играли роль экспертов, анализируя деятельность команды-докладчика, указывая на ошибки в экспериментах и каким образом их можно избежать.

На полигоне измерений

2) Полигон «Солнечная система» представлял собой площадку, на которой командам под руководством Марии Миркес, директора Школы антропоники, необходимо было показать действующую модель части Солнечной системы, где планетами и спутниками были сами участники.

Оказывается, это достаточно сложно! Ведь «планетам» нужно вращаться вокруг «Солнца», вращаться вокруг собственной оси, а «спутнику» - еще и вокруг своей «планеты». Таким образом, участникам полигона приходилось следить за изменением сразу нескольких параметров.

Не всем команды сразу справились с поставленной задачей. Были ошибки, было волнение! Но после нескольких попыток (и советов) нам удалось наблюдать модель реального объекта – Солнечной системы – в движении.

3) На полигоне «НооГен» Сергей Медведчиков поставил перед командами следующую задачу: предположить, как может выглядеть 2D-мир (мир, в котором только 2 измерения), и изобразить его на плоскости (ватмане). Изначально было оговорены условия, что толщина этого мира – 1 молекула; никакой объект не может находиться над другим, т.е. не должно быть наложений объектов. Необходимо было изобразить живых существ этого мира (как они выглядят, предположить и объяснить, как они видят, едят и передвигаются), их дома и как они могут попасть в свое жилище.

Далее была работа в группах и, конечно же, выступление докладчика от каждой группы с представлением  их придуманного мира.

Работы были все различные, были и неудачные, которые никак к 2D-миру не могут относиться (было простое перенесение объектов нашего мира на плоскость).  Были и очень реалистичные изображения существ, которые смогут существовать и выжить в подобном 2D-мире.

В последний день семинара учащимся предстояло увидеть НЕЧТО и исследовать его свойства. Работа также проходила в группах.

НЕЧТО сидел в кабинете, у входа к которому дежурил стражник, который впускал только одну команду. Участники экспериментально проверяли у НЕЧТО наличие каких-либо свойств. Если же НЕЧТО был недоволен, стражник тут же выгонял ребят из кабинета. Таким образом, у каждой команды было всего 10 попыток для обнаружения всех свойств.

А свойства НЕЧТО у всех команд получились различные: боится воды, не понимает русский язык, любит красный цвет, не любит мобильные телефоны, не любит яркий свет и многие другие.

По окончании НЕЧТО раскрылся и рассказал, какими же свойствами он обладает, к сожалению не всем командам удалось правильно интерпретировать его реакцию на эксперимент. Поэтому и результаты получались неверные. Но все же ребята очень заинтересовались подобным заданием, необычным форматом его проведения.

Все дни семинара были наполнены плодотворной работой, позитивными эмоциями, новыми знаниями для учащихся. Главная ценность такого мероприятия - общение и работа учащихся в командах, развитие их коммуникативных качеств и ответственность каждого перед своей группой.

Е.А. Бухарова, учитель физики.

 

Отзывы о семинаре:

1) «Мне даже очень понравилось, было увлекательно и интересно, самое интересное на мой взгляд это был 1 и 3 дни. В 1-ом дне мне понравилось изучать физику, то есть маятники, а в последнем дне мне понравилось ходить к Нечто и узнавать про него все больше и больше нового». Лида Шипилина, 7Б класс.

2) «Семинар продолжался 3 дня. Мне очень понравилось. Было познавательно и интересно. Мы проводили опыты, работали в группах. Я бы хотела, чтобы подобные семинары проходили каждый месяц, и считаю, что посещать их должны все». Людмила Гоц, 7А класс.

3) «В нашей школе проводился семинар, посвященный научным исследованиям.  «Исследовательский полигон»  длился 3 дня. Из каждой параллели 6-х, 7-х, 8-х  были выбраны по 7 учеников. Ребята разбились на 3 группы. Ведущие проекта: Директор Школы антропоники Мария Миркес, зам. декана  химико-биологического факультета – Александр Фатеев и Сергей Медведчиков.

В первый день мы получили задание от Марии Миркес, показать вращение планет по своим орбитам вокруг Солнца на своем примере. Задание было довольно сложное, но интересное. Нам давалось несколько попыток, чтобы наиболее точно приблизиться к цели. Задание нам очень понравилось, мы получили множество положительных эмоций. Так же мы научились более точно   формулировать свои мысли.

 В заключение семинара мы проводили исследование «Какими свойствам обладает инопланетное существо».  Наша группа выдвинула ряд гипотез и доказывала их. После окончание работы гипотезы зачитывались, за  верные ставились баллы и группа, набравшая больше баллов,  выиграла  сладкий приз.

После этого мы подвели итоги, поблагодарили руководителей проекта и пожелали им удачи в дальнейших работах». Елизавета Комарова и Евгения Аллаярова, 8Б класс.