ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ И СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Туренбеков Радик Хамитович (turenbekov@bk.ru).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 с углублённым изучением отдельных предметов» города Воркуты (МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркуты).

Аннотация

В настоящей статье рассматривается интерактивная доска как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для ученика. Основное внимание автора обращено на использование интерактивной доски на уроках истории в ходе которых осуществляется взаимодействие учителя и ученика. В качестве рекомендаций автор приводит ряд технологических приемов использования доски на различных этапах урока истории.

На своем опыте я убедился, что, если использовать интерактивную доску только в качестве экрана для показа презентаций «кощунственно», компьютерные слайды, имеющие лекционный вид без активной деятельности учащихся не имеют большой результативности для повышения качества обучения. На таких уроках учащиеся, уже привыкшие к новым технологиям, воспринимают показ слайдов, как отдых на уроке. Учитель занят слайдами, а ученик «своими делами», интерес ребят к уроку падает, результативность минимальна.

В программном обеспечении любой интерактивной доски имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана и многое другое. Такие виды работ позволяют увлечь учащихся процессом обучения, заставляют детей на уроке включать мыслительные функции и активизировать свою деятельность на уроке и дома.

В начале своего выступления, я расскажу Вам, какие инструменты СМАРТ можно использовать для построения уроков истории.

Типы заданий, используемых мною можно условно разделить на 10 групп:

1. «Отметьте»

2. «Шторка» или «Перетаскивание»

3. «Заполни пропуск»

4. «Личности в истории»

5. «Работа с рисунками»

6. «Соотнесите»

7. «Контурная карта»

8. «Расположи в хронологической последовательности»

9. «Схемы и таблицы»

10. «Тесты

И так. Рассмотрим примеры заданий для работы на интерактивной доске при изучении темы «Начало раздробления Древнерусского государства». История России. С древнейших времен до конца XVI века. При составлении заданий был использован учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «Истории России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс», М., «Просвещение», 2012г.

В основном на своих уроках я использую технологию проблемного обучения. И при изучении темы дети самостоятельно определяют проблему урока. Задание на доске «Отметьте в историческом источнике, как складывались отношения между русскими князьями фразы. «Из летописной повести об ослаблении князя Василька Теребовльского» Подобный вариант можно использовать на этапе определение проблемы урока.

Задание «отметь» можно использовать при работе с лентой времени. Ученики отмечают даты событий. Ученик должен отметить маркером или использовать функцию «Электронное перо».

И не всегда проблемные вопросы урока учащихся совпадают с моими заранее заготовленными вопросами. В данном случае, я использую такую функцию как «Шторку» или «Перетаскивание».

Удобно работать на интерактивной доске с небольшими текстами, которые помещаются на экран. Текст может быть набран в Word и размещен на интерактивной доске или создан при помощи инструмента «Текст» в среде интерактивной доски. Задание «Заполни пропуск» использует ассоциативное мышление. Ученик должен вписать ответ. Ответ другого цвета.

Задание «Портретная галерея» (Личности в истории) на уроке итогового повторения возможно в нескольких вариантах. Учащиеся должны выбрать любой портрет, определить личность исторического деятеля, составить характеристику. В другом варианте задания нужно определить имена всех, кто изображен на портретах, записать. Также путём перемещения надписей, ученики соотносят исторические личности и события. Задание можно использовать для проведения игры между командами.

Задание«Работа с рисунками» может выполняться в различных вариантах: написать названия, используя функцию «Электронное перо», соотнести рисунки с названиями и т.д.

Интерактивная доска позволяет работать с контурной картой. Отсканировав и разместив контурную карту, предложим ученикам выполнить задание, используя инструменты рисования.

Задания «Заполни схему», «Заполни таблицу». Данное задание можно использовать при объяснении нового материала, учитель сам заполняет таблицу, ученики в тетрадях. Так же при проверке домашнего задания заполняют ученики.

Перейдем к следующему этапу. Использование системы SmartResponse. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», мы применяем современные способы оценивания с использованием ИКТ. Средством контрольно-оценочной деятельности, является система интерактивного опроса, которая позволяет учителю быстро обработать данные полученные в результате опроса учащихся. Я на своих уроках данную систему использую при проверке домашнего задания, или на этапе рефлексии.

Учащиеся используют на уроке интерактивную систему опроса и голосования. На экране обычная, на первый взгляд, презентация (даже без картинок): набор вопросов, содержащих несколько вариантов ответов. По сути, как в тестах. У каждого учащегося свой персональный цифровой код, который он вводит перед началом работы. Выбирая правильный, по его мнению, вариант ответа, ученик легко нажимает соответствующую кнопочку на пульте и его ответ автоматически уходит в единую систему. По окончанию работы учителю остается лишь посмотреть ответы учащихся, составить отчет, опять-таки, электронный, где фиксируются не только ответы учеников, но и время, затраченное на каждый вопрос.

В систему можно внести любые тесты, самому назначить любые баллы за каждый вопрос. Система позволяет выбирать ответы. Программа применима к любому предмету, проста в применении. А восторг у детей вызывает просто нереальный! В итоге, убиваешь, так сказать, двух зайцев. Реализуешь все цели урока, например, закрепление материала путем тестирования, не тратишь время на обработку тестов вручную, тестирование проходит в интерактивном режиме, что важно для современных учеников.

Таким образом, Использование интерактивной доски позволяет активизировать учебную деятельность на уроке, создать ситуацию заинтересованности. Интерактивная доска позволяет использовать задания разного уровня сложности, тем самым способствует успешности учеников. Работа с интерактивной доской дает широкий простор для творчества учителя и учеников.

Литература

1. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения //Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.

2. Голодов Е. А. Интерактивная доска в школе / Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая, В. Е. Бельченко . – М.: Учитель, 2001.

3. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе (+ CD-ROM) /М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева . – БХВ- Петербург, 2010.

4. Калитин С. В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений / С. В. Калитин. –

М.: Солон-Пресс, 2000