Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_конспект "Грибы"

 

Окружающий мир

Конспект урока 

 2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»                     

Ткаченко А.А., МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Тема «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба»

 

Цель:познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).

Задачи деятельности учителя:

  • Создать условия для расширения знаний о свойствах и признаках грибов, взаимосвязи живой и неживой природы;
  • Помочь осознать социальную и личностную взаимосвязь данного учебного материала.

 

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • Сформировать представление о грибах как особом царстве живой природы;
  • Научатся отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Метапредметные:

Познавательные: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

  • воспитывать умение выслушивать другое мнение
  • воспитывать умения работать в группе, в паре
  • воспитывать культуру диалога

Личностные:осознать необходимость бережного отношенияк грибам.

 

Оборудование:Учебник «Окружающий мир» и тетрадь на печатной основе 2 класс, компьютер

Демонстрационный материал: презентация.

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы: объяснительно — иллюстративные, частично — поисковые

 ( эвристические), словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

  • - личностно — ориентированного обучения;
  • - объяснительно — иллюстративного обучения;
  • -Приемы технологии критического мышления: составление кластера, маркировка текста.

План урока:

- стадия вызова - постановка задачи, составление кластера;- стадия осмысления - работа с текстом, его маркировка, сообщение новой информации, работа в группе;- стадия рефлексии — игра «Да, нет»

 

Ход урока

 

Организационный момент.

 

Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

-Что для этого нужно?

(Работать внимательно, активно. Слушать и слышать друг друга. Применять знания полученные ранее, устанавливать взаимосвязь.)

 

Постановка темы и целей урока.

 

1.Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес.

- А что такое лес? Что вы о нем знаете?

(Лес- это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус - высокие деревья, 2-й ярус - деревья пониже; 3-й ярус — кустарники (подлесок), 4-й — травы, 5-й — грибы и мхи).

- Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа- это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая, неживая).

- Какие признаки живой природы нам известны?(Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)

 

2. Сегодня во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Ключевое слово нашей темы, нашего урока спряталась в загадке, которую приготовили для вас Маша с Мишей:

Землю пробуравилКорешок оставилСам на свет явилсяШапочкой прикрылся(гриб)

- Правильно, это гриб, но не простой, а вот такой забавный Гриб-боровичок.Боровичок приглашает нас к себе в гости, и готов помочь нам открыть некоторые тайны своего царства живой природы- царства грибов.

- Услышав это, Миша спросил у Маши:

-Маша, ещё недавно ты мне говорила, что у живой природы есть «Царство растений» и «Царство животных». Грибы тоже живут и растут в лесу, как другие растения. Так почему же гриб- Боровик говорит, что грибы это отдельное царство живой природы?

- А вы ребята готовы помочь Маше ответить на Мишин вопрос? Готовы? Наверно нам стоит хорошо подумать или найти дополнительную информацию в источнике знаний. Правда?! Итак, первую учебную задачу на урок мы определили.

- Обратимся к нашему другу — учебнику.

-А сейчас откройте оглавление и найдите главу, в которой мы будем работать и первую тему,т.е. тему нашего урока. (Глава ГРИБЫ)

- Смотрите ребята. Даже автор учебника грибам посвящает отдельную главу.наверно это предпосылка к ответу на вопрос Миши. Но это чуть позже.

- с.109 тема урока"Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

- Интересно! То, что в настоящее время грибы научились выращивать в искусственных условиях, в специальных контейнерах, например, шампиньоны, мы знаем с вами. И знаем, что их продают в магазинах в большом количестве. А вот, чтобы грибы росли на хлебе… Это ещё однаучебнаязадача, которую и предстоит нам решить на уроке.

- Ребята, а вам интересно узнать:

Какие грибы дымят?

Где живут грибы-карлики?

Кто живёт в грибном доме?

 

-Ещё сегодня мы будем продолжать учиться составлять КЛАСТЕР по теме урока. Это третья задача сегодняшнегоурока.

 

-Какое ключевое слово нашей темы урока? (ГРИБЫ) —вывешивается на доску.

- Сначала, как и договаривались, получим информацию о грибах из учебника и хрестоматии. Для этого я предлагаю разбиться на группы. Для каждой группы будет своё определённое задание. Работа в группах поможет ответить не только на поставленные вопросы в начале урока, но и узнаете что-то новое. А привести ваши знания в порядок, т.е. систематизировать их вам помогут вопросы, записанные на Листе А4.

Когда группы выполнят задание, мы сможем составить кластер.

 

Открытие нового знания.

Стадия осмысления.

 

Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)

- Откройте учебники на странице 109.

- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

«V» - информация мне известна

«+» - узнал что-то новое

«--» - думал иначе

«?» - хочу уточнить (спросить)

- Кто отметил «V» - информация мне известна?

 

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП

- Какую информацию ты уже знал?

- А для кого это было новым?

- А для кого другая информация была новой?

- Кто до знакомства с текстом думал иначе?

- Кто отметил информацию «хочу уточнить»

1 группаУ с.110-111 до вопроса

1)Строение шляпочного гриба.

Строение шляпочного гриба.

-Посмотрите на эти фотографии и скажите, что общего есть почти у всех грибов? (Шляпка, ножка.)

Рассмотрим строение гриба.

- Как вы назовёте каждую часть?

В помощь вам учебник с.110 : 1 и 2 абзац

Давайте проверим. Боровичок нам поможет.

-А теперь в своих тетрадях на стр. 46 № 65подпишите, как называется каждая часть гриба. ПРОВЕРКА в парах.

- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки?

(Пластинчатые — нижняя часть шляпки состоит из пластинок, итрубчатые — похожа на губку).

Вот вам один из секретов Боровичка.

 

2)Чем питаются грибы?Как размножаются?

2 группаХр. С.63-66

- Почему грибы растут под деревьями?

- Почему плодовые тела грибов растут в лесу по кругу?

- С кем дружат грибы?

Проблемный вопрос: как вы поняли, почему грибы связаны с деревьями? (Предположения детей)

Прочитаем в учебнике ответ на этот вопрос — с. 110, 2 пиктограмма

Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, и деревья лучше растут, если рядом грибы.

Вывод: вот вам и первый секрет раскрывается: с кем дружат грибы? (С деревьями.)

- Попробуйте повторить, под какими деревьями, какие грибы растут.

Берёза — подберёзовик

Дуб (в бору) — боровик (белый гриб)

Осина — подосиновик

Сосны — маслята

Старые пни — опята

Вы назвали разные грибы. Их на земле тысячи видов. От самых маленьких, которых можно увидеть только под микроскопом, до самых больших размером с человеческую голову.

 

Среди представленных здесь грибов есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами. Вот вам второй секрет раскрыл Боровичок.

 

3 группаУ с.109. Хр. С.64 верхний абзац

- Чем отличается от растений? Какие грибы бывают? В помощь вам иллюстрация на с.109

- На какие группы можно разбить грибы?

(Съедобные грибы ,несъедобные, ядовитые).

Грибы — карлики.

Грибы бывают большие. Например, гриб чага. (показ гриба)

И грибы бывают маленькие, по-другому их называют карлики.

Это тоже грибы, только очень маленькие. А если их рассмотреть под микроскопом, то увидим, что они очень похожи на привычные для нас грибы. И таких грибов-карликов много.

Но как такие грибы помогают человеку? Ответит 4 группа

 

4 группаХр. С.67-68

- Как грибы помогают человеку?

-Ваши мамы ставят тесто на пирожки?

Тесто должно подняться, а что надо добавить для этого в тесто?

Дрожжевой грибок живёт в хлебе, и без него человеку никогда не приготовить ароматные булочки, батоны и другие хлебные изделия.

-Что дает корова?

- В магазинах помимо молока есть кефир, сметана, ряженка, творог — это все молочные продукты. А как получают кефир? Его тоже дает корова?

- Есть кефирный грибок, благодаря которому молоко превращается во вкусный кефир.

- Грибы-карлики нас ещё и лечат. Слышали такое название «пенициллин»? Этот маленький грибок живёт в лекарствах. Он был изобретен во время ВОВ, когда было много раненых и многим из них приходилось ампутировать руки и ноги, т. к. не было этого нужного лекарства. А его изобретателю поставлен за это памятник.

Вывод: грибы-карлики можно встретить в кефире, хлебе, лекарствах.

 

Обобщение Чем полезны грибы?

(Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе.Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека?)

Вывод:в природе любые грибы нужны. Они питают деревья, служат домом для насекомых, и для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами.

Учёные долго спорили, куда отнести грибы: к растениям или к животным. И, наконец, приняли решение. Какое, как вы думаете?

Вывод:грибы - это отдельное царство живой природы. Они не похожи на растения и животных.

- Много интересных фактов можно узнать от учёных, которые занимаются наукой МИКОЛОГИЕЙ — наукой о грибах.

 

Физкультминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.(Ходьбана месте)

Приседали,приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседание)

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним ребята! (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех. (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания-руки вверх)

Три часа в лесу бродили

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь

Дети сели отдохнуть. (Садятся за парты)

 

-Пришло время решить вторую задачу урока: ответить на вопрос «Можно ли вырастить гриб на кусочке хлеба?» Эту загадку природы мы попробуем сейчас разгадать.

- Давайте посмотрим, как решили этот вопрос Маша с Мишей.

- Посмотрите и скажите, что вы видите? (Хлеб плохой, плесень).

-Причем здесь хлеб, когда речь идет о грибах?

- Значит, задача сейчас будет в чем состоять? (Доказать, что плесень тоже грибы)

-Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба это тоже грибы.

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет.У неё нет шляпки.)

- А с помощью чего эти грибы появились? Учебник с. 112.Вопрос жирным шрифтом.

- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы спорами.

- А откуда взялись эти споры? (Чёрные точки, это споры.)

- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба.

-А встречали вы такие же грибы дома? (Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д.)

- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах.

- Можно ли есть испорченные плесенью продукты? Учебник с.112.

А в старших классах ученики ставят другой опыт. Давайте прочитаем на с.111

Найдите пиктограмму -ОПЫТ

 

 

Закрепление.

Поиграем в игру Верите или нет (на листочках +- да, -- нет)

 

1)Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)

2)Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)

3)Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)

4)Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)

5)Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)

6)Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)

7)Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем это тоже грибы? (Да)

8)Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)

 

-Работа в парах. Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа. (ответы на доске)

- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха.++-+-++-

 

Рефлексия деятельности.

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали вместе с Мишей и Машей. Какие же тайны нам открыл сегодня Боровичок?

 

ВЫВОД

Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор.

  • Эти грибы размножаются спорами.
  • Грибы - это особоецарство живой природы потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут.

 

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового.

 

Оценивание.

 

Домашнее задание ( слайд № 37)

Учебник: с.110-112 прав., вопр.; Хр.63-68 вопр. ,Тс.46 упр.64,65

Поможет наш кластер

 


 

Список используемой литературы:

  1. Чуракова. Программы по учебным предметам 1-4 класс - Часть 1. Примерный учебный план Академкнига/Учебник 2014/2015
  2. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1 Академкнига/Учебник 2014/2015
  3. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 2 Академкнига/Учебник 2014/2015
  4. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Хрестоматия Академкнига/Учебник 2014/2015
  5. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1 Академкнига/Учебник 2014/2015
  6. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 Академкнига/Учебник 2014/2015
  7. Чуракова. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 2 класс Академкнига/Учебник 2015
  8. Федотова. Окружающий мир. 2 класс. Методическое пособие Академкнига/Учебник 2014/2015

 

 

Гараева Лариса Витальевна, г.Екатеринбург. Окружающий мир. 2 класс. УМК ПНШ. Тема: Грибы.