Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_конспект "Свойства воздуха"
Окружающий мир
Конспект урока
2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Ткаченко А.А., МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы
Тема «Свойства воздуха»
- Цели предметные:выявить свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.
Задачи наформирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- духовно-нравственное развитие обучающихся посредством формирования особого отношения к природе — источнику жизни на земле.
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- воспитание бережного отношения к природе
- воспитание доверительных отношений, чувства взаимопомощи, взаимоподдержки;
- воспитание бережного отношения к природе;
Регулятивные УУД:
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
- Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Познавательные УУД:
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
- развивать наблюдательность и умения рассуждать;
- помочь проводить несложные исследования;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Оборудование и материалы: для учителя:
- мультимедийный комплекс;
- картинки(Незнайка, 3 тележки);
- карточки (красного, желтого, зеленого цветов) с заданиями для опытов;
для учащихся:
- учебник, тетрадь на печатной основе, цветные магниты, воздушные шары,
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя. |
Деятельность ученика. |
Наглядность |
1.Самоопределение к деятельности.
|
Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и конечно ваш настрой на урок. Проводится игра «Ладошки». |
Показывают свои ладошки, хлопают друг друга, садятся. |
|
2..Актулизация знаний.
|
Сегодня мы проводим первое в этом учебном году научное заседание клуба «Мы и окружающий мир». А раз заседание научное, то и открытия у нас будут научные. Попробуйте угадать, о чем пойдет речь. - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках? -На какие две группы делится вся природа? - Посмотрите на доску и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
|
-Мы говорили о природе. -Природа живая и неживая.
- Лишнее слово воздух, т. к. все остальное живая природа, а воздух это неживая природа. |
На доске слова на карточках: воздух, растения, животные, человек, грибы. |
3. Постановка учебной задачи.
|
-Как вы думаете, так о чем же сегодня на уроке пойдет речь? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. - Без пищи человек живет 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха и 5-ти минут прожить не может.Раз у нас научное заседание клуба, то и ответ должен быть с научной точки зрения. Я попросила двух ребят найти ответ на этот вопрос в своих домашних энциклопедиях. Давайте послушаем, что же они узнали. - А все ли мы с вами знаем про воздух?
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем каким свойствами обладает воздух. - А как вы думаете, что такое свойства. -Узнаем, что означает это слово, заглянем в толковый словарь Ожегова.
|
- Речь пойдет о воздухе.
-Тема урока воздух.
Выступления двух ребят.
Ответы детей. - Не всё. Проблема.
Ответы детей.
-Свойство – качество, признак, отличительная особенность чего – нибудь. |
На доске тема урока (на карточке) воздух.
Презентация детская.
На доскевыставляется (на карточке) слово свойства.
|
4. «Открытие» учащимися нового знания.
|
- Чтобы узнать, какими же свойствами обладает воздух, нам необходимо провести опыты. Посмотрите на слайд «Правила поведения при проведении опытов».
-А как еще доказать, что воздух мы не видим? Возьмите воздушный шар и надуйте его. - Сделайте небольшое отверстие, надавите на воздушный шар и направьте струю на каждого из ребят в вашей группе. -Видели ли вы там воздух?
- А слышали ли вы его? - Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями и необходимое оборудование для проведения опытов. - Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы? -Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта.
Учитель предлагает ребятам закончить опыты.
- Закройте ладошками рот и нос.
- Давайте узнаем, какие опыты вы проводили и к какому результату пришли.
- Давайте проведем ещё опыт, чтоб узнать свойства воздуха.Возьмите в одну руку книгу. Что вы чувствуете? -Весит ли книга? А тяжёлый ли воздух? Имеет ли вес? Давайте возьмём два шарика, Надутых по-разному и взвесим их. (К аптечным весам подвешиваю два шарика – надутый и раздутый). Посмотрите, какой шарик тяжелее? - Почему он тяжелее?
-Значит, воздух обладает чем? -Миша из села Мирного тоже проводил опыты. Давайте прочитаем о результатах его опытов в учебнике.
- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?
- Какое новое свойство воздуха открыл Миша? -Миша сделал ещё одно открытие. Об этом вы узнаете прочитав в учебнике. Можете даже вместе с Мишей проверить результат его опыта. |
-Мяч. -Круглый, резиновый, маленький, красный, может подпрыгивать и в воде плавать. Ответы детей.
Дети тетрадкой машут себе на лицо. - Ветерок.
Работа в группах. Ребята надувают воздушный шар.
Работа в группах. Ответы детей.- Нет. - Да, он свистел.
- Невидим воздух, но можем услышать, как он выходит.
- Читать внимательно задание и четко следовать инструкции.
Самостоятельная работа в группах.
1 опыт. – Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите ли что за ней?
2 опыт. Вспомните, чем пахнет лесной воздух? Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги? Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
3 опыт. - Посмотрите на комнатные растения.
Динамическая пауза.
-Открыть нос.
Упр.1 « Упрямая свеча». Учащиеся рассказывают о результатах своих опытов и вывешивают на доску слово.
-Да, она достаточно тяжёлая.
- Надутый шар тяжелее. - В надутом шарике есть воздух, он перевесил. -Воздух имеет вес. - Свойство воздуха: воздух имеет вес.
Работа по учебнику с. 48. Читают текст учебника и отвечают на вопросы.
- Ставит на зиму рамы, надевает зимой шапку и шубу. (Воздух, находящийся между волосками на одежде, не пропускает тепло нашего тела.) - Воздух плохо проводит тепло. |
Мяч
На доске появляется табличка невидим.
На доске появляются карточки: Невидим Не имеет запаха Бесцветен Прозрачен
На доске появляется карточка имеет вес
На доске появляется карточка плохо проводит тепло
|
5.Обобщение изученного материала.
|
Игра «Что лишнее?» Назовите свойства воздуха. |
-Ответы детей.
|
|
6. Итог. Рефлексия |
-Что вам понравилось на уроке? - Что было самое интересное на уроке? -Всем ли было легко? -Какие трудности испытывали? -Как вам работалось в вашей группе? Кто организовывал работу группы? Кто лучше всех, по -вашему мнению, работал в группе? -Домашнее задание: перечитать статью стр.45-49, выполнить задание в рабочей тетради № 25, 26 стр. 17-18, составить план доклада на тему «Свойства воздуха. (задание записано на створке доски) -Оцените свою работу в классе. Наполните воздушный шарик шариками воздуха (цветной магнит). .
-Спасибо всем за урок. |
Ответы детей.
-Записывают задание в дневник.
Ставят цветной магнит на доску.
Зеленый воздушный шар - я отлично поработал, все понял, у меня хорошее настроение. Оранжевый - сомневаюсь в чем-то, нуждаюсь в помощи товарища, учителя. Фиолетовый - я отвлекался, ничего не понял.
|
На доске Незнайка с 3 тележками (понял, нужна помощь, не понял) |