Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_конспект "Свойства воздуха"

 

Окружающий мир

Конспект урока

 2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Ткаченко А.А., МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Тема «Свойства воздуха»

  • Цели предметные:выявить  свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.

Задачи наформирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • духовно-нравственное развитие обучающихся посредством формирования особого отношения к природе — источнику жизни на земле.
  • повышение уровня мотивации учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • воспитание бережного  отношения к  природе
  • воспитание доверительных отношений, чувства взаимопомощи, взаимоподдержки;
  • воспитание бережного отношения к природе;

Регулятивные УУД:

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
  • Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

Познавательные УУД:

  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • развивать наблюдательность и умения рассуждать;
  • помочь проводить несложные исследования;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование и материалы: для учителя:

  • мультимедийный комплекс;
  • картинки(Незнайка, 3 тележки);
  • карточки (красного, желтого, зеленого цветов) с заданиями для опытов;

для учащихся:

  • учебник, тетрадь на печатной основе, цветные магниты, воздушные шары,

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Наглядность

1.Самоопределение к деятельности.

 

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и конечно  ваш настрой на урок.

Проводится игра «Ладошки».

Показывают свои ладошки, хлопают друг друга, садятся.

 

2..Актулизация знаний.

 

Сегодня мы проводим первое в этом учебном году научное заседание клуба «Мы и окружающий мир». А раз заседание научное, то и открытия у нас будут научные. Попробуйте угадать, о чем пойдет речь.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

-На какие две группы делится вся природа?

- Посмотрите на доску и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мы говорили о природе.

-Природа живая и неживая.

 

 

- Лишнее слово воздух, т. к. все остальное живая природа, а воздух это неживая природа.

 

 

 

 

 

 

 

На доске слова на карточках:

воздух, растения, животные, человек, грибы.

3. Постановка учебной задачи.

 

-Как  вы думаете, так о чем же сегодня на уроке пойдет речь? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Без пищи человек живет 5 недель, без воды 5 дней, а без  воздуха  и 5-ти  минут прожить не может.Раз у нас научное заседание клуба, то и ответ должен быть с научной точки зрения. Я попросила двух ребят  найти ответ на этот вопрос в своих домашних энциклопедиях. Давайте послушаем, что же они узнали. 

- А все ли мы с вами знаем про воздух?

 

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем каким свойствами обладает воздух.

- А как вы думаете, что такое свойства.

-Узнаем, что означает это слово, заглянем в толковый словарь Ожегова.

 

 

- Речь пойдет о воздухе.

 

-Тема урока воздух.

 

 

 

 

 

 

Выступления двух ребят.

 

Ответы детей.

- Не всё. Проблема.

 

 

 

Ответы детей

 

-Свойство – качество, признак, отличительная особенность чего – нибудь.

На доске тема урока (на карточке) воздух.

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация  детская.

 

 

 

 

На доскевыставляется (на карточке) слово свойства.

 

 

4. «Открытие» учащимися нового знания.

 

- Чтобы узнать, какими же свойствами обладает воздух, нам необходимо провести опыты.  Посмотрите на слайд «Правила поведения при проведении опытов».
- Что у меня в руках?
- Как вы догадались? По каким признакам?


  - Кто из вас видел воздух?
-Он ведь около нас, а мы его не видим.Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах.  Куда бы мы не пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух.
-А как это можно доказать?
Оказывается можно доказать, что он около нас.
- Возьмите тетрадку и помашите ей. Что вы чувствуете?
-Это и есть воздух, который движется, перемещается с места на место.

-А как еще доказать, что воздух мы не видим? Возьмите воздушный шар и надуйте его.

- Сделайте небольшое отверстие, надавите на воздушный шар и направьте струю на каждого из ребят в вашей группе.

-Видели ли вы там воздух?

- А слышали ли вы его?
-Какое же первое свойство воздуха мы с вами открыли.  Видим мы его или нет?

- Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями и необходимое оборудование для проведения опытов.

- Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы?

-Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Учитель предлагает ребятам закончить опыты.

- Закройте ладошками рот и нос.
 Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
-Какое было желание?
-Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте узнаем,  какие опыты вы проводили и к какому результату пришли.

 

 

 

 

- Давайте проведем ещё опыт, чтоб узнать свойства воздуха.Возьмите в одну руку книгу. Что вы чувствуете?

-Весит ли книга? А тяжёлый ли воздух? Имеет ли вес?

Давайте возьмём два шарика, Надутых по-разному и взвесим их. (К аптечным весам подвешиваю два шарика – надутый и раздутый). Посмотрите, какой шарик тяжелее?

- Почему он тяжелее?

 

-Значит, воздух обладает чем?
- Какое ещё свойство мы выявили?

-Миша из села Мирного тоже проводил опыты. Давайте прочитаем о результатах его опытов в учебнике.

 

 

- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

 

 

 

- Какое новое свойство воздуха открыл Миша?

-Миша сделал ещё одно открытие. Об этом вы узнаете прочитав в учебнике. Можете даже вместе с Мишей проверить результат его опыта.

 

 

 

 

-Мяч.

-Круглый, резиновый, маленький, красный,  может подпрыгивать и  в воде плавать.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети тетрадкой машут себе на лицо.

 - Ветерок.

 

 

Работа в группах. Ребята надувают воздушный шар.

 

 

 

Работа в группах.

Ответы детей.- Нет.

- Да, он свистел.

 

- Невидим воздух, но можем услышать, как он выходит.

 

 

 

- Читать внимательно задание и четко следовать инструкции.

 

 

Самостоятельная работа в группах.

1 опыт. – Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите ли что за ней?
 ( Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов)
- Можете ли вы увидеть через  стену, что делается в соседнем классе?
Сделайте вывод, значит воздух, какой? (Прозрачный или непрозрачный). Выберите правильный ответ.

2 опыт. Вспомните, чем пахнет лесной воздух?  Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги?  Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
-Закройте глаза. Что вы чувствуете? ( Запах духов, освежителя воздуха).
-Сделайте вывод, значит  чистый воздух  имеет или  не имеет  запаха. Выберите правильный ответ.

3 опыт. - Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
-Посмотрите на  классную  доску какого она цвета?
-Как вы думаете, какого цвета воздух?
-Сделайте вывод, значит воздух  не имеет цвета (бесцветен) или имеет цвет. Выберите правильный ответ.

 

 

 

Динамическая пауза.

 

 

 

 

-Открыть нос.

 

 

Упр.1    « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.
Упр.2   « Проколотый мяч».
   Надулись как мячик, выпустили воздух  с-с-с.
Упр.3  « Лесной ландыш».
   Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали.
    Ах?- выдох . (3-4 раза).
 

Учащиеся рассказывают о результатах своих опытов и вывешивают на доску слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, она достаточно тяжёлая.

 

 

 

 

 

 

- Надутый шар тяжелее.

- В надутом шарике есть воздух, он перевесил.

-Воздух имеет вес.

- Свойство воздуха: воздух  имеет вес.

 

 

Работа по учебнику с. 48. Читают текст учебника и отвечают на вопросы.

 

 

- Ставит  на зиму рамы, надевает зимой шапку и шубу. (Воздух, находящийся между волосками на одежде, не пропускает тепло нашего тела.)

- Воздух плохо проводит тепло.

 

 

 

 

Мяч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляется табличка невидим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляются карточки: Невидим

Не имеет запаха

Бесцветен

Прозрачен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляется карточка имеет вес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске появляется карточка

плохо проводит тепло

 

5.Обобщение  изученного материала.

 

 

Игра «Что  лишнее?»

Назовите свойства воздуха.

 

 

-Ответы детей.

 

 

6. Итог. Рефлексия

-Что вам понравилось на уроке?

- Что было самое интересное на уроке?

-Всем ли было легко?

-Какие трудности испытывали?

-Как вам работалось в вашей группе? Кто организовывал работу группы?  Кто лучше всех, по -вашему мнению, работал в группе?

-Домашнее задание: перечитать статью стр.45-49, выполнить задание в рабочей тетради № 25, 26 стр. 17-18, составить план доклада на тему «Свойства воздуха.

(задание записано на створке доски)

-Оцените свою работу в классе. Наполните воздушный шарик шариками воздуха (цветной магнит).

.

 

 

 

 

-Спасибо всем за урок.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

Ставят цветной магнит на доску.

 

Зеленый воздушный шар - я отлично поработал, все понял, у меня хорошее настроение.

Оранжевый - сомневаюсь в чем-то, нуждаюсь в помощи товарища, учителя.

Фиолетовый  - я отвлекался, ничего не понял.

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске Незнайка с 3 тележками (понял, нужна помощь, не понял)