февраль 2016. Функции частей растений. 2 класс. Богданова Т.В., Куроедова Н.Е., Лакина С.В., Трепалюк С.Б. МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы
МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы
Занятие по курсу «Загадки природы» 2 класс
Тема: «Функции частей растений»
«Вечнозелёное чудо»
I. Вступительная беседа.
На первом занятии «Загадки природы» после новогодних каникул дети делились впечатлениями.
- Жалко с ёлкой расставаться.
- А мы уже ёлку выбросили. С неё иголки начали опадать.
- А мы с мамой собрали хвоинки на удобрение. Весной мы повезём их на дачу.
- А у нас ёлочка ещё стоит. Я хочу попросить родителей оставить её до следующего нового года.
- Ты что? Она будет похожа на палку.
- А вы не задумывались, почему в лесу ёлочки стоят зелёные, а дома её хвоинки опадают?
- В лесу она растёт в земле, а домой её принесли без корней.
- А если срубленную ёлочку поставить в ведро с землёй и поливать?
- Что же ей помогает оставаться вечнозелёной?
- А мой папа нёс ёлку и испачкал перчатки смолой. Откуда она взялась на ёлке?
- У меня в комнате до сих пор остался хвойный запах. Почему?
- А на моей ёлке были шишки. Когда папа убирал ёлку, я их снял. Они мне пригодятся.
2. Работа в группах
- Вот видите, ребята, как много у вас возникло вопросов. Чтобы ответить на них предлагаю работать по группам. Каждая группа будет исследовать функции разных частей растения.
1 группа - корень.
2 группа – хвоя.
3 группа – ствол, смола.
4 группа – шишки, почки.
А 5 группа подумает над вопросом «Жизнь ёлочки после Нового года»
- Что вы хотите узнать о функции этих частей? Задайте интересующие вас вопросы.
1 группа
· Какие корни у ёлки?
· Как они впитывают воду?
· Как они растут?
· Кто сажает ёлки?
· Почему ёлки зимой не засыхают, ведь вода в земле замёрзла?
2 группа
· Почему хвоинки разной длины, цвета?
· Почему одни мягкие, другие – колючие?
· Как по хвое отличить ель и сосну?
· Сбрасывает ли ёлка хвоинки в природе?
· Вырастают ли новые иголки?
· Что удобряют хвоей на даче?
3 группа
· Какой ствол у хвойных деревьев?
· Что такое смола?
· Откуда она на ёлке?
· А на других деревьях есть она?
· Я читал, что янтарь – застывшая смола. Можно ли самим получить янтарь?
· Можно ли есть смолу?
4 группа
· Какой плод у хвойных деревьев?
· Что внутри шишки? Почему птицы расклёвывают их?
· Почему шишки разные по форме? Одни круглые, другие овальные, длинные.
· Зачем собирают шишки? У моей бабушки целый мешок в чулане стоит.
· А из чего появляется новая веточка?
5 группа
· Очень жалко выкидывать ёлку после праздника. Может ли она ещё пригодиться людям?
· Как можно использовать хвою, ствол, шишки, почки, смолу?
· Подготовьте мини-проект: «Новая жизнь ёлочки»
3. Обсуждение гипотез (схемы, рисунки, опыты)
Работа групп в разных направлениях.
Опыты:
1. Раскроем шишку. Схема строения семени (рисунок).
2. Рассматривание хвоинок под лупой. Рисунки детей.
3. Демонстрация сокодвижения при помощи коктейльной трубочки и стакана воды.
4. Изготовление лечебного настоя из почек.
4. Послесловие.
Работа заинтересовала ребят. Группы собрали большой материал, который мы решили представить на гимназическом фестивале проектов «Золотой Феникс».
Дополнительный материал:
Андерсен Г.Х. «Ель»
Мультипликационный фильм «Ель»
Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. «Войди в зелёный мир» книга для учащихся. М.: Просвещение.
«Большая детская энциклопедия» М. Эстрель АСТ, 2008
Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас–определитель: пособие для учащихся». М. Просвещение, 1998