"Биология медоносной пчелы" г. Пенза-МБОУ ЛСТУ №2, Бородина Жанна Алексеевна
Тема: «Биология медоносной пчелы»
Задачи:
1. Образовательная – познакомить учащихся с представителем отряда перепончатокрылых – медоносной пчелой; изучить ее биологию и экологию; выяснить ее роль в природе и жизни человека.
2. Развивающая – развивать логическое мышление посредством методов сравнения и анализа; развивать исследовательские навыки; продолжать формирование экологического мышления.
3. Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, а также культуру поведения при выполнении лабораторных работ.
Тип урока: комбинированный.
Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный; дополнительный метод - частично-поисковый.
Оборудование:
Для демонстрации: фрагмент фильма «Жизнь пчелиной семьи», таблица «Отряд перепончатокрылые. Медоносная пчела», образцы вощины, кусочек прополиса, коллекция клещей Varroa, электронная презентация по этапам урока;
Для лабораторной работы: на каждую парту – коллекция представителей отряда (трутень, рабочая пчела), лупа, препаровальная игла, инструктивные карточки.
I. Проверка знаний (4мин) (фронтальный опрос) |
|
II. Изучение нового материала (Вводное слово учителя с демонстрацией таблицы) – 5 мин.
Термины на доске: пчеловодство, маточное молочко, прополис, ученый пчеловод - Прокопович
Доска: Вопросы к фильму.
Просмотр фильма (6 мин) Беседа после фильма с элементами опроса (5 мин.)
Сообщение учащегося(3 мин).
|
Сегодня мы изучаем представителя отряда перепончатокрылых – медоносную пчелу. Это общественное насекомое, которое играет огромную роль в природе, но еще более важную роль в жизни человека. От медоносных пчел человек получает ценнейшие продукты, которые использует в пищу и в медицине. Наиболее важный продукт – мед, в котором содержится масса витаминов и минеральных элементов, поэтому его используют также в медицине. Посмотрите на эту таблицу – вот эти труженицы не покладая своих ног служат нам не одно десятилетие. Есть специальная отрасль в сельском хозяйстве, которая занимается разведением пчел – это пчеловодство. Великий ученый – пчеловод Прокопович, который всю свою жизнь посвятил изучению пчел, так сказал о них: «Это трудолюбивейшие из земных созданий». Но это не только мед, но и пчелиный яд в медицине, и маточное молочко с омолаживающим эффектом для организма, и ценное вещество прополис, о котором вы узнаете. Медоносные пчелы имеют все морфологические признаки отряда перепончатокрылых. Но члены семьи имеют свои морфологические и функциональные особенности. В пчелиной семье выделяют одну плодущую матку, самцы-трутни (от нескольких десятков до нескольких сотен), до 70 тыс. стерильных особей – рабочие пчелы. Функция матки – размножение (тело удлиненное, увеличенный яйцеклад). Функции трутней – оплодотворение матки, самостоятельно не способны даже принимать пищу. Рабочие пчелы выполняют все действия, направленные на поддержание жизнедеятельности семьи – собирают нектар и пыльцу, поддерживают чистоту и определенную влажность в жилище (улье), кормят матку, трутней, личинок, охраняют жилище от врагов, т.е. они могут быть сборщицами, уборщицами, кормилицами, охранниками, разведчицами. Морфологические особенности: хоботок (для сбора нектара), щеточки и корзиночки (для сбора пыльцы). Нектар, высасывается хоботком и помещается в медовый зобик, где смешивается с выделениями зобных желез. Затем он помещается в соты, где дозревает до меда (по мере созревания соты запечатываются восковыми крышечками). Восковые соты - это уникальные творения природы. У пчел есть восковые железы, с помощью которых они образуют ячейки сот из меда, ячейки шестигранные. (Учащиеся рассматривают образцы восковых сот). Сооружение сотов - явление общественное. Изолированные пчелы ничего не строят. Строительство начинается при наличии определенного минимума пчел и обязательно в присутствии матки. Пчелы-разведчицы, прилетев в улей, способны передать информацию о местонахождении цветков, богатых нектаром. Танец указывает на это, точнее, его конфигурация. Круговой танец показывает, что источник корма не далее чем в 50-100 м от улья. Длина пробега и энергичность танца сообщают о богатстве источника. Виляющий танец предназначен для более дальних расстояний и представляет собой восьмерку. Этот уникальный язык пчел был открыт в 20 веке знаменитым немецким ученым Карлом Фришем. Пчелы помнят расположение своего улья с точностью до нескольких сантиметров. При первом вылете молодых сборщиц можно наблюдать, как множество пчел несколько минут летает перед ульем, с фотографической точностью запоминая малейшие ориентиры, которые могут им помочь его отыскать. Точность запоминания настолько высока, что достаточно переместить улей на 20 см, чтобы привести в сильнейшее волнение вернувшихся с поля сборщиц, которые будут искать его на обычном месте. Ориентируются пчелы на местности по солнцу. Эту закономерность обнаружил также Карл Фриш. Прополис – это выделения зобных желез + пыльца + смола древесных растений + иногда дорожная пыль (предназначена для утепления улья на зиму). Зимнее время пчелиная семья переживает сидя в улье на сотах тесным клубом и питаясь запасенным медом, за счет этого в организме вырабатывается тепло. Температура в улье поддерживается на определенном уровне (зависит от количества потребляемого меда). На пасеках ульи ставят зимой в специальные помещения – омшаники.
Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма о жизни пчелиной семьи и познакомитесь с этими особенностями, а также с биологией пчелиной семьи. На доске записаны вопросы, на которые вы должны будете ответить после просмотра фильма.
1.Роение предшествует брачному полету молодой самки. Роение – это деление пчелиной семьи надвое во время появления второй молодой матки (старая улетает с половиной рабочих пчел из улья). Затем молодая матка вылетает в брачный полет и в воздухе оплодотворяется трутнями. 2. Из оплодотворенного яйца развивается матка в том случае, если в пище преобладает маточное молочко, в противном случае развивается рабочая пчела. 3. Партеногенез-это развитие из неоплодотворенного яйца, в данном случае трутней. В последние годы наблюдается снижение численности медоносной пчелы во многих странах мира, причем ужасающими темпами. Например, в Англии ежегодно погибает треть всех пчел. Главная причина этого-клещи Varroa, вызывающие заболевание вароатоз. Десятилетия назад пчелы были более устойчивы к этому виду паразитов. В настоящее время насекомые ослаблены применением пестицидов на полях и, соответственно, легче заражаются клещами. Еще по одной версии, причиной массовой гибели пчел в США и Европе могут быть радиосигналы сетей сотовой связи. К такому выводу пришли недавно ученые из университета Кобленц-Ландау, Германия. Немецкие ученые на протяжении длительного времени занимались изучением нарушения ориентации пчел вблизи линий электропередач. В новом исследовании они пришли к выводу, что излучение сотовых телефонов и приемно-передающих устройств нарушает систему ориентации пчелы, она не может найти дорогу обратно в улей и гибнет. Возможно, причиной массовой гибели пчел именно за последние два года является повышение плотности покрытия больших районов США и Европы сотовыми сетями. Плотность покрытия или мощность сигнала могли превысить некоторый критический порог, что и привело к нарушениям ориентации пчел.
|
III. Закрепление изученного (лабораторная работа) – 15 мин.
Заключительное слово учителя с фронтальным опросом (5 мин.)
|
Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке (тема: «Полиморфизм медоносной пчелы»). Вывод: На примере медоносной пчелы мы изучили еще помимо муравьев представителей общественных насекомых. И можем с уверенностью сказать, что семья по сравнению с одиночной особью – это более совершенная структура. В чем ее совершенство, как вы думаете? Правильно, семья более защищена от неблагоприятных воздействий окружающей среды. И при делении на функции возрастает плодовитость и собственно продуктивность (то, ради чего их разводят). А теперь ответьте на следующие вопросы: 1.По каким признакам медоносную пчелу мы относим к классу насекомых? 2.Чем грозит человечеству вымирание медоносной пчелы? Существует Всемирный Фонд Охраны Пчел, который занимается этой проблемой. Любой человек может прямо сейчас внести свой вклад в учреждение ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗАЩИТЫ ПЧЕЛ. Голосуйте на сайте www.save-bee.com и получите именной сертификат о Вашей активной поддержке на русском или английском языках.
|
III. Д/З. (1 мин.) |
Подготовить параграф 18, составить экологическую характеристику медоносной пчелы.
|
Лабораторная работа №6
Тема: «Полиморфизм медоносной пчелы».
Цель работы: выявить различия рабочей пчелы и трутня в связи с выполняемыми функциями.
Оборудование: раздаточный коллекционный материал (трутень, рабочая пчела), лупа, препаровальные иглы.
Ход работы:
1. Рассмотрите рабочую пчелу, найдите отделы тела, определите размеры.
2. На голове найдите два сложных глаза, а между ними – три простых глазка – органа зрения, найдите органы осязания – длинные изогнутые усики.
Объясните, с помощью, каких органов чувств пчелы отыскивают цветки.
Найдите хоботок, объясните его назначение.
3. Найдите на груди 3-ю пару ног. Затем с помощью лупы рассмотрите щеточки и корзиночки, расположенные там. Объясните их назначение.
4. Рассмотрите трутня, определите его размеры.
5. Рассмотрите голову трутня. С помощью лупы попытайтесь найти ротовой аппарат. Увиденное объясните.
6. Сравните особенности строения рабочей пчелы и трутня. Объясните это с точки
зрения выполняемых функций. Вывод запишите в тетрадь.
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_medonosnoy_pchely.-g.penza_lstu_no2_borodina_zhanna_alekseevna.doc | 59 КБ |
Комментарии
Данный материал иллюстрирует урок по курсу "Биология. Животные."