2016_02 Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира (с презентацией) "Что заслуживает описания." МБОУ ЛСТУ №2 г.Пензы , Тарасевич Светлана Юрьевна
Что заслуживает описания? (К.Г. Паустовский «Мой дом»)
« Чтобы ребёнок взялся всерьёз, проявляя огромную выдержку и терпение, наблюдать за чем-то, он должен быть заинтригован этой штуковиной. Простая добросовестность, здесь не причём — ни наказания, ни поощрения не помогут. А, вот увлечённость наблюдателя может возникнуть только из изумления перед загадкой ...≫ (А.O. Русаков)
Будучи учителем начальных классов и работая с детьми ни один год, абсолютно согласна с данным высказыванием. В современном мире, наполненном всем «искусственным», очень сложно удивить ребёнка.
Виртуальный мир компьютерных игр не способен затронуть те струны души маленького человека, которые разбудили бы в нём исследователя и наблюдателя. На мой взгляд, лишь прикоснувшись к чему-то трогательному и настоящему, можно воспитать в ребёнке чувства любви и заботы об окружающем его мире, научить подмечать все тонкости видения простых вещей в пространстве сложных. Ведь то, что когда-то заинтересовало, обожгло, перевернуло, заледенило, навсегда оседает в удивительных тайниках нашего мозга не тускнеющими красками, звуками, движениями, застывшими мгновениями. Своих учеников я стараюсь научить озадачиваться и открывать новое, в уже хорошо знакомом.
Следуя из вышесказанного, хотелось бы представить интегрированный урок литературного чтения (с презентацией), в котором прослеживаются удивительно-простые, но в то же время трепетные моменты из окружающей нас действительности, моменты любования и общения с природой, секрет счастья среди осеннего увядания.Когда-то об этом уже упоминалось:
≪Умение наблюдать за природой — едва ли не основной природоведческий навык, который требуется сформировать в начальной школе…» (А.Русаков)
Вот строки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Однако я знал твёрдо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумаге слова?»
Интегрированный урок литературного чтения.
К.Г. Паустовский «Мой дом»
Образовательная программа «Школа 2100»
Тарасевич Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ ЛСТУ№2 г.Пензы
Тема: Что заслуживает описания? (К.Г. Паустовский «Мой дом»)
Задачи урока:
- развивать у детей - речевую активность;
- - умение ориентироваться в тексте;
- учить детей задумываться над поставленным вопросом;
- учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения;
- учить выразительному чтению;
- учить эмоциональному восприятию текста;
- работать со словом как с многозначным явлением (лексическое значение);
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, ребята. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем наш урок. Садитесь, пожалуйста. Послушайте стихотворение и вспомните, с каким разделом мы с вами начали знакомиться на предыдущих уроках чтения?
Борис Пастернак. «Иней»
Глухая пора листопада
Последних гусей косяки,
Расстраиваться не надо
У страха глаза велики
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном,
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
- Как называется раздел?
- Почему, по-вашему, Б. Пастернак называет пору листопада «глухой»?
- Какому времени года посвящены все произведения этого раздела?
Слайд
2. Проверка Д/З
- Какое задание вы выполняли дома? (учили стихи наизусть)
- С какими тремя поэтами вы познакомились? (А.Пушкин, К.Бальмонт, Ф.Тютчев)
Слайд
- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Что же?
- Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи наизусть. Слушая стихи, попробуйте представить картины, которые рисуют поэты.
(Дети читают наизусть стихи)
- Осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновенье осени. Но что- же их всех объединяет? (описывают осень, но чувствуют её по-разному)
- Ребята, а что значит «описать» осень? Как вы это понимаете? (прочувствовать)
- Как можно «описать» осень? Что нам помогает это сделать? (стихи, музыка, картины, фото)
- Посмотрите, как «чувствуют» осень художники.
Слайд
- Могут ли фотографы «описать» осень? (запечатлеть на фотоснимках красоту природы осенью)
Слайд
- Какие звуки мы можем услышать в осени? (шелест листьев, шуршание сухой травы, шум дождя, завывание ветра, крики улетающих птиц и т.п.)
- Какие запахи осени можем уловить? (запахи цветов, мокрых листьев; ароматы трав, запахи осеннего леса, грибов и т.п.)
- Увидеть и рассмотреть осень, насладиться разнообразием её красок нам помогает искусство: живопись, музыка, фотография, литература и прежде всего поэзия.
3. Введение в тему урока.
- Скажите, что на ваш взгляд помогает нам более точно и живо «описать» осень? (проза)
- Посмотрим, что об этом думают герои нашей книги девочка Настя и её папа.
Слайд
- С каким автором нам предстоит встретиться на сегодняшнем уроке? (К.Паустовский)
Слайд
- Узнали?
- Кто хочет нам немного рассказать о Паустовском? (сообщение о биографии )
1 часть- 1 ученик
- Какие произведения Паустовского вы уже читали дома? («Жильцы старого дома», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб» и т.д.)
Слайд
2 часть- сообщение о мещёрском крае
Слайд
- В этом месте начинается мещёрский край.
4. Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник на стр. 179.
- Прочитайте название произведения.
- Как вы считаете, чем нам предстоит сегодня заниматься на уроке? Что будем обсуждать? О чём спорить?
Слайд
Постановка проблемы
- Раздел, (и произведения что мы читаем), посвящен осени. Так как же как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела? (включены осенние пейзажи, рассказ о доме в период осени)
- Поработаем с рассказом.
- Прочитайте про себя ключевые слова к 1 части этого произведения (доска):
Бывшая баня
Густой сад
Частокол
Западня для котов
Берут в осаду
Кукан с рыбой
Мёртвой хваткой
Застигнутые врасплох
Просят пощады
Облетающий сад
Синицы
- Предположите, о чём пойдёт речь в 1 части?
5. Работа с текстом во время чтения.
а) стр.179-180 учебника, 1 часть.
Комментированное чтение (по цепочке), диалог с автором.
Работа с лексическим значением слов: баня, частокол, кукан - по толковому словарю «Ожегова»
Слайды № 10, 11, 12.
Вопросы после чтения 1 части (стр. 123)
- Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?
Слайд
- Какие звуки услышали, какие запахи почувствовали, читая два последних абзаца?
- Как бы вы озаглавили 1 часть?
Физкультминутка
Ветер лист с берёз срывает
Он тихонько опадает
Лист всё ниже, ниже, ниже
Небо выше, выше, выше.
б) Работа со 2 частью.
- Из скольких абзацев состоит 2 часть?
- Попробуем разбить её на «картины» и составить план этой части.
- Прочитайте 1 абзац, надев «наушники» (жужжащее чтение)
- О чём говориться в этом абзаце?
- Сделаем запись в Рабочих тетрадях в упр. № 1 на стр. 29.
1) Беседка в глубине сада
Аналогичная работа ещё по 5 абзацам.
Слайд №
1) Беседка в глубине сада
2) Осенний дождь
3) Ночная бабочка
4) Туманный рассвет
5) Песня сверчка
6) Уход на рассвете
7) – (читает учитель- 7 абзац)
- Что запишем к этому абзацу? («затерянность в огромном мире»)
Выборочное чтение
- Чтобы вы более наглядно могли представить картины, которые описывал Паустовский, посмотрите на слайд. Найдите и зачитайте отрывки в тексте 2 части.
Слайд
- Поработаем в парах. Как следует работать в парах? (прислушиваться к мнению друг друга, рассуждать, найти общее решение поставленной задачи)
- У вас на партах вы найдёте карточку с заданием. Выберите и впишите вместо пропуска то слово, которое считаете авторским. Можно использовать текст из учебника.
- Проверим вашу работу. Сообщите знаком, какая пара уже готова приступить к обсуждению? (поднимают сцепленные в замок руки по парам)
(Слайд для проверки)
Слайд
- В чём же, по-вашему, секрет этого счастья среди осеннего увядания? (общение с природой, отдыхает, наблюдает)
- Вы правы и мне хочется зачитать вам строки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени: «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Однако я знал твёрдо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумаге слова?»
- Какое ощущение охватывало Паустовского наедине с природой?
- Какой приём он использовал, говоря о тучах? (олицетворение)
6. Работа с текстом после чтения.
- Просмотрите ещё раз 2 часть рассказа. Поработаем в группах. Что важно помнить при работе в группах? (работать сообща, выслушивать мнение каждого, обсуждения вести тихо, уметь договариваться)
- Расставьте ключевые слова, словосочетания этой части в нужном порядке, опираясь на последовательность событий. На выполнение работы 3 минуты.
(3 минуты) - сигнал
- Проверяем. Какая группа хочет поделиться результатами своей работы? (Обсуждение)
- Сверим с доской. (слайд)
-Как оцениваете работу своей команды? Спасибо.
Слайд
Старая беседка, дикий виноград, воробьи, часы, осенний дождь, бабочка, туман, колодезная вода, сверчок, пёс Дивный, затерянность, счастье.
7. Итог урока
- Вызывает ли этот рассказ весёлое настроение?
- Что вы чувствуете? (спокойствие)
- Взрослые сказали бы умиротворение.
- Как понимаете смысл этого слова?
- Какое это слово? (сложное: мир – творение)
- У Ожегова – полный покой и удовлетворение.
- Что же так умиротворяет автора?
- Как качается язычок свечи? (беззвучно)
- Как садиться бабочка на книгу? (тихо)
- Рано утром Константин Паустовский любит уходить из дома, чтобы наблюдать за природой. А как человек рано утром уходит из дома? Он шумит или всё делает тихо? (старается не шуметь)
- Почему? (чтобы не нарушать утреннюю тишину, не мешать близким, не тревожить их сон)
- А есть ли в рассказе персонаж, который может нарушить тишину? (пёс Дивный). Почему его так зовут?
- Нарушает пёс Дивный тишину? (нет, боится потревожить покой и тишину)
- Какой мы можем сделать вывод?
- Что же так нравится Паустовскому? (ощущение умиротворённости осенней порой, единения с природой, чувство спокойствия и лёгкости на душе)
- Давайте с вами послушаем тишину. Займите то положение, в котором вам будет удобно и комфортно это сделать. ( кто-то закрывает глаза, кто-то откидывается на спинку стула, и т.д.)
-Поделитесь своими ощущениями. Что почувствовали в эту минуту? О чём думали?
Выводы:
- А какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Что, по-вашему, вкладывает Паустовский в понятие «мой дом»? Только ли это изба?
- Как вы считаете, в чем счастье автора?
- Посмотрите, ребята, как автор, используя разные выражения, передал нам своё настроение. Так могут написать только очень внимательные и наблюдательные люди.
8. Рефлексия (слайд)
- Что нового узнал на уроке?
- Что произвело на тебя наибольшее впечатление?
- Что запомнилось?
- Кого бы из класса ты хотел особенно поблагодарить за работу на уроке?
9. Домашнее задание:
(Слайд с домашним заданием)
По выбору:
1.Подробный пересказ 2 части по плану.
2.Подготовить устное сообщение на тему: «В какие минуты у меня бывает чувство умиротворения?»
3. Сочинить четверостишие об осени.
Опережающее:
1. Биография Б.Пастренака.
2. Иллюстрация к стихотворению «Иней».
- Спасибо за работу!
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chtenie_i_okr._mir._chto_zasluzhivaet_opisaniya.ppt | 2.96 МБ |